Песня как один из приемов обучения иностранному языку
Музыка, а именно песня на иностранном языке имеет большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач на уроках Английского языка. Важная роль заключается именно в методически правильном отборе песенного материала и методике его использования. Для исследования этого вопроса мы специально выбрали два этапа обучения – начальный и средний, так как использование иноязычной песни в процессе обучения Английскому языку способствует:
· совершенствованию навыков произношения;
· позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации;
· углубляет знания по Английскому языку;
· развивает навыки и умения чтения и аудирования;
· стимулирует монологическое и диалогическое высказывание;
· развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.
Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения. Благодаря песне создается возможность разнообразить и деятельность преподавателя на уроках Английского посредством использования форм работы в различных режимах: ”учитель-ученик”, ”учитель-класс” и других. Несмотря на все преимущества использования песни, как способа обучения Английскому языку, учебники для начального и среднего этапов обучения не содержат достаточно песенного материала. Единственный учебник для средней школы “Happy English” под редакцией Т.Б.Клементьевой и Б.Монк включает в себя ряд песен, сопровождающихся яркими иллюстрациями, например “ABCDE” или “Ten green bottles” и другие.
3.1. Песни для начального и среднего этапа обучения3
Проблема использования песен на начальном и среднем этапах обучения может быть решена посредством специального отбора песенного материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся, который бы дополнялся содержанием учебных пособий. Песенный материал должен соответствовать следующим критериям отбора:
· критерий актуальности;
· критерий языковой ценности;
· критерий лингвострановедческой ценности;
· критерий учета интересов учащихся соответствующей возрастной группы;
· критерий информативности текста.
Песня же, ввиду ее специфики, требует особого подхода к разработке форм и методов работы с ней. Для того, чтобы песня стала частью процесс обучения необходимо использовать нетрадиционные, ранее не имевшие места способы обучения. Для реализации практических целей обучения формам и методам работы с песней следует придать ярко выраженную коммуникативную направленность, разработать систему упражнений на основе песенного текста, при прослушивании акцентировать внимание на использование графической опоры-текста песни, подготовить ряд вопросов и ситуаций, кроссвордов и ребусов по содержанию песни. В ходе исследования нами была предпринята попытка разработки приемов и методов работы с песней на начальном и среднем этапе обучения. В результате анализа песенного материала было выделено 75 песен, соответствующих вышеуказанным критериям отбора песенного материала. Выделенные песни мы сгруппировали следующим образом:
· Песни-игры: Where is Mary? Over in the Meadow; Stand up and Look; This is the Way; Happy Birthday и другие.
· Песни-инсценировки: Old Mac Donald had a Farm; The Tree in the Wood; The Snail; Wiggley Woo; The Bear went over the Mountain; How Sweet to be a Cloud; If You are Happy и другие.
· Песни-упражнения для работы с фонетическим и лексическим материалом: Leaves; Snowflakes; Spring; Mother’s Day; A Little Teapot; Ten Little Chickens; A Fish Story; What do you do?
· Песни со страноведческой информацией: Auld Lang Syne; Do You Speak English? Cindy.
· Песни, раскрывающие взаимоотношения между людьми: My Bonnie; Cindy; Let Us Dance Together.
· Песни – фонетическая зарядка: Goosey, Goosey Gander; Hickory Dickory Dock; Yankee Doodle; Mother’s Day; Snowflakes; Leaves; Spring is Coming.
3См приложение № 3.