Глава 1. специфика методики обучения иностранному языку

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.

Однако, к сожалению, большинство школьных программ, за исключением таковых для специализированных лингвистических школ, предусматривают 1-2 урока английского языка в неделю. Этого далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. И активные методы обучения отвечают этим требованиям, так как суть их заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать его активным участником образовательного процесса.[23, с.56]

Объектом исследования явились лексика на уроках английского языка.

Предмет: методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка.

Целью данной работы является изучение методов и приемов обучения лексике на уроках английского языка.

Задачи исследования:

1. Описать актуальность изучения английского языка;

2. Рассмотреть цели и задачи обучения английскому языку;

3. Рассмотреть методы работы с лексикой на уроках английского языка;

4. Проанализировать игровые методы обучения лексике на уроках английского языка.

Методами исследования являются изучение оригинальной литературы, а так же ресурсов сети Internet и их анализ.

Структура данной работы включает в себя введение, две главы, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Методы работы с лексикой на уроках английского языка

Сущность обучения лексике ставит своей целью формирование лексического навыка, а это, по мнению методистов, есть способность мгновенно вызывать слово из долговременной памяти и использовать его в речи. Сделать это позволяет сформированная сложная система ассоциативных связей, существующая в мозгу человека. Известно, что для закрепления нового слова в такой системе связей необходимо решение большого количества задач, решение которых связано с новой лексикой. Примерами подобных задач можно назвать задания на идентификацию, на множественно соответствие, сортировку слов, составление и разыгрывание диалогов, работа с дефинициями и т.д. Игровой метод это эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - где можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные элементы, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу. [16, с.81]

Основной метод обучения иностранному языку - формирование лингвистической компетенции, т.е. обучение лексике на уроках английского языка.

Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Обычно выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в устной речи.

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. [14, с.91]

Metres of rope

Litres of fresh water

A radio

Tins of food

A box of matches

A torch

A gun

A knife

A first aid kit

A bottle of whisky

Signal flares

Warm clothes

A mobile phone

A small dog

A book about fishing

Учащиеся строят свои высказывания в соответствии с легендой задания, приводя свои аргументы в пользу сделанного выбора. Такая разминка настраивает на урок, раскрепощает учащихся.

Главная задача сделать учебу не только результативной, но и интересной, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными её участниками. Эффективность этих методов обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету, а это является важной составляющей процесса обучения.

Вот лексические игры, которые можно применять на уроках: [18]

Собери портфель»

На столе сложены школьные принадлежности. Учащимся предлагается быстро сложить вещи в портфель, при этом называя их на английском языке.

Также можно предложить учащимся собрать сумку в летний лагерь по теме «Одежда», собрать корзину на пикник по теме «Еда», и т.п.

Съедобное – несъедобное»

Учащиеся становятся по кругу, а учитель бросает им по очереди мяч, называя разные слова, как съедобные, так и несъедобные. Если ученик ловит мяч, это означает, что он согласен съесть то, что учитель ему предлагает. Если нет – значит, он отказывается

В эту игру можно играть по любой теме. Учащиеся с удовольствием играют в эту игру. Её можно поводить в середине урока. Это и отработка лексики, и очень хорошая физкультминутка.

Хвастунишка»

«Boasting Game»

1. Назвать наибольшее количество глаголов.

I can jump. I can run. Etc.

2. Назвать наибольшее количество по темам «Школьные принадлежности», «Игрушки», «Еда» и т.п.

I have got a pen. I have got a pencil. Etc.

3. Использовать эту игру можно для отработки глаголов в разных временах.

Например, назовите, как можно больше глаголов, что вы делаете на каникулах, что будете делать, и т.д.

I swam in the river. I had a picnic. Etc.

I’ll swim in the river. I‘ll have a picnic. Etc.

4. Ребята с удовольствием мечтают с оборотом «I would like ….»

I would like to go to Great Britain.

I would like to visit to London.

I would like to see Big Ben. Etc.

Чайнворд»

Впиши в чайнворд названия животных. Помни, что последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего.

C - - -l - - - - -d – g - - - - - e - - - - - - t

Cameleopardogiraffelephant

Снежный ком»

Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого и добавляет своё и т. д. Тот, кто не может восстановить в памяти все слова, выбывает из игры.

Игра используется на лексику по разным темам, на словосочетания и на предложения.

Например: “Colours”

1-ый ученик: red

2 –ой : red and blue

3 –ий: red, blue and green, etc.

Слова»

1) Составьте из букв слова и запиши их.

L,a,l,b,t,e,k,s,a,b --- basketball

L,a,l,b,t,o,f,o --- football

M,w,i,s --- swim

E,t,a,k,s --- skate

2) Составьте из букв данного слова существительные.

Demonstration

Monster metro

Tennis Moon

stone star

rose nose, etc.

Детектив»

Эту игру можно использовать при изучении разных тем.

Учащиеся пишут список из пяти предметов, например «Фрукты». Затем выясняют, что у каждого в списке.

Have you got an apple? -- Yes/ No. etc.

Тот, кто отгадает все пять предметов первым - «Лучший детектив».

Таким образом, все эти игры способствуют речемыслительной деятельности учащихся, развивают их речевую реакцию, расширяют их словарный запас и ведут к повышению интереса учащихся к изучению английского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Упражнения по прежнему остаются ведущим средством в достижении главной цели обучения иностранному языку - формирования коммуникативной личности, способной задавать вопросы, высказывать свое мнение, рассказать о событиях в прошлом, настоящем или будущем, иначе говоря, личности, способной к общению. В настоящее время стал вопрос о повышении уровня образования, что привело к использованию новых активных методов обучения.

В данной работе были рассмотрены такие методы, как игра, метод разучивания песен, рифмовок и стихотворений, а также использование компьютерных технологий и сети Интернет. Суть этих методов заключается в том, чтобы сделать учеников активными участниками образовательного процесса, повысить их мотивацию, заинтересовать их изучаемым предметом. Как показывает практика, все это приводит к повышению уровня овладения иностранным языком, что в настоящее время особенно важно, в связи с возросшими требованиями к выпускникам.

В ходе написания работы мною была подробно изучена проблема использования игровой деятельности на уроках английского языка в младшем школьном возрасте, выявлена её положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала, также мною были рассмотрены различные требования к играм, выявлена необходимость учета возраста детей, их интересов, а также правильность подхода по вовлечению каждого ребенка в игру. Кроме того, я рассмотрела различные виды классификаций, и убедилась на практике, что существует огромное количество разнообразных игр и игровых методик, которых порой трудно классифицировать по одному какому-либо признаку. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азимов, Э.Г Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 1999.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст]: научное издание / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

3. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова. –М.:ИОШ РАО, 1994. с.48

4. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 [Текст] / - 1996 - 27 с.

5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский - СПб.: Союз, 1997. - 400 с

6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2003, 192 с.

7. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.

8. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.

9. Илбин М.С. Основные теории упражнений по иностранному языку. Под ред. проф.В.С. Цетлина. - М., "Педагогика", 1975.

10. Ильин М.С. О классификации упражнений в речевой деятельности. Иностранные языки в школе. - 1961. - №5. с.29-34. 3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

11. Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. № 5. - С. 45-46

12. Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. № 5. - С. 45-46

13. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. - М.: Новая школа, 1994,-32с.

14. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. - М.: Новая школа, 1994,-32с.

15. Лизенин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе.-1992. №5. С. 16-17

16. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. - 301с.

17. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ № 2,3 2001г.

18. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 19985 5. Сафонова В.В. Книга для учителя к учебному пособию по английскому языку для X-XI классов школ с углубленным изучением английского языка. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 1995. - 64с.

19. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М. – Просвещение - 1988, стр. 224

20. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. - М., 1983. - С.17-19

21. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 239с.

22. Тевс Д.П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В., Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул – БГПУ – 2006

23. Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка/ Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.41-43

24. Цветкова, Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе/ Л. А. Цветкова//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.43-47

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.

Однако, к сожалению, большинство школьных программ, за исключением таковых для специализированных лингвистических школ, предусматривают 1-2 урока английского языка в неделю. Этого далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. И активные методы обучения отвечают этим требованиям, так как суть их заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать его активным участником образовательного процесса.[23, с.56]

Объектом исследования явились лексика на уроках английского языка.

Предмет: методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка.

Целью данной работы является изучение методов и приемов обучения лексике на уроках английского языка.

Задачи исследования:

1. Описать актуальность изучения английского языка;

2. Рассмотреть цели и задачи обучения английскому языку;

3. Рассмотреть методы работы с лексикой на уроках английского языка;

4. Проанализировать игровые методы обучения лексике на уроках английского языка.

Методами исследования являются изучение оригинальной литературы, а так же ресурсов сети Internet и их анализ.

Структура данной работы включает в себя введение, две главы, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Наши рекомендации