Интернет-аукцион
Интернет-аукцион — торговая площадка в сети Интернет, на которой цены устанавливаются во время публичных, открытых торгов на основании спроса и предложения. Некоторые интернет-аукционы могут предусматривать регистрацию (в том числе с денежным залогом).
В электронной коммерции используются следующие основные типы аукционов:
· стандартный аукцион - аукцион продавца на повышение начальной цены. Продавец устанавливает начальную и желаемую иены, причем желаемая цена участникам аукциона неизвестна. Возможны два варианта данного аукциона. В первом варианте аукциона выигравшим аукцион признается тот покупатель, который предложил наибольшую цену на момент завершения аукциона (но не ниже желаемой), а во втором варианте – первый, кто предложил цену не ниже желаемой;
· обратный аукцион — аукцион покупателя на понижение начальной цены. Покупатель устанавливает начальную и желаемую цены, причем желаемая цена участникам аукциона неизвестна. Возможны два варианта данного аукциона. В первом выигравшим аукцион признается продавец, предложивший наименьшую цену на момент завершения аукциона (но не выше желаемой), во втором первым предложивший цену не выше желаемой. Эта модель работает на принципе конкуренции продавцов с целью заключения контракта по цене, не превышающей установленную;
· немецкий аукцион — аукцион продавца на повышение начальной цены. Используется при продаже партии одинаковых товаров, причем товары могут покупаться порознь разными покупателями. Схема проведения данного аукциона аналогична схеме стандартного аукциона.
Во всех типах аукционов в случае недостижения желаемой цены сделка не совершается.
Для покупателей аукционный торг вносит элемент состязательности в покупку товаров и дает им шанс приобрести продукцию с большими скидками или уникальные товары. Проведение традиционных аукционов связано с рядом сложностей привлечения людей на аукцион и предложения им широкого спектра товаров. Всех этих проблем лишены интернет-аукционы.
Перед началом аукциона устанавливаются его параметры (цены, сроки), осуществляются мероприятия, направленные на исключение мошенничества. В бизнес-модели аукциона к участникам предъявляются повышенные требования и осуществляется независимый контроль их состоятельности.
Модель аукциона в отличие от модели биржи, предполагающей ограниченный состав постоянных, уже проверенных игроков, допускает свободное участие в торгах всех желающих. Из этой установки вытекает одна из ключевых проблем интернет-аукционов — несовершенство системы гарантий исполнения сделок. Рейтинги продавцов и покупателей, используемые некоторыми аукционами, недостаточно надежны, так как основаны только на доброй воле участников торгов и вере в их чистоплотность. Регистрируясь под разными именами, нечистоплотный участник может заключать сам с собой псевдосделки и давать себе отличные характеристики и, наоборот, давать отрицательные характеристики конкурентам.
Теоретически проблема мошенничества решается достаточно просто — путем введения финансовой ответственности за нарушение правил аукциона. Это означает, например, наложение штрафа на продавца, не продавшего победителю аукциона товар по выигравшей цене, или на покупателя, который не оплатил выигранный лот. При использовании такой системы во время регистрации или ввода ставки запрашиваются реквизиты пластиковой карты, с которой в случае нарушения правил будет автоматически списываться сумма штрафа.
Этот способ, хотя и не решает в целом проблему мошенничества на интернет-аукционах (где по статистике происходит 64% всех онлайновых мошенничеств), позволил переломить ситуацию на рынке, и число мошенничеств стало сокращаться. К сожалению, в России, где абсолютное большинство населения не имеет пластиковых карт, внедрение этого способа невозможно. Альтернативой использованию механизмов взаиморасчетов на основе пластиковых карт может стать использование электронных денег.
Существует другое решение, обеспечивающее в данной ситуации сохранность средств покупателя. Суть его в следующем: деньги за товар отправляются через посредника, которым выступает надежная финансовая система, у которой средства хранятся до момента подтверждения покупателем факта получения товара. Однако стоимость такой услуги увеличивает сумму сделки и время проведения трансакции
В перспективе стратегия развития интернет-аукционов должна включать постоянное увеличение числа и качества предоставляемых услуг. Например, участие в интернет-аукционах с использованием мобильных устройств, автоматический перевод текста на родной язык участника и т. п.
Перспективно использование новых бизнес-моделей, например объединения поисковой системы и интернет-аукциона. Примером этого является компания Priceline.com, которая по запросу клиента ищет нужный ему товар или услугу. Причем цена товара не может превышать установленный клиентом порог. Разница между указанной клиентом ценой и ценой в базе данных Priceline.com составляет прибыль компании.
19. Построение системы интернет-торговли
Идеальными объектами для интернет-торговли являются стандартные нескоропортящиеся товары с гарантированными потребительскими свойствами. Определенные товарные категории имеют специфические ограничения для торговли в сети Интернет: одежда и обувь требуют примерки, лекарства и продукты — срочной доставки и т. п. Если товар подходит под категорию товаров, продаваемых через сеть Интернет, то далее следует провести оценку конкурентов — анализ сайтов, предлагающих такие же или аналогичные товары или услуги.
На следующем этапе необходимо определить, какими функциями должен обладать будущий интернет-магазин.
После определения перечня функций интернет-магазина следует этап разработки технического задания на создание веб-сайта. Этот процесс должны осуществлять профессионалы в области информационных технологий, которые хорошо знакомы со спецификой деятельности компании.
Первый шаг разработки — определение структуры веб-сайта, дизайна, принципов работы и расположения информации (рис. 12). На этом этапе подбирается необходимое программное обеспечение.
После составления технического задания для веб-сайта привлекаются профессиональные исполнители. В дальнейшем информационное и программное сопровождение может вести само предприятие.
Следующий этап — размещение сайта в Интернете. Существуют следующие варианты размещения сайта:
· на собственном сервере, при этом он либо располагается в компьютерной сети провайдера за соответствующую абонентскую плату, либо подключается к провайдеру по выделенной линии;
· на оборудовании провайдера (виртуальный сервер), в этом случае у провайдера арендуется дисковое пространство (хостинг)
Последний вариант имеет меньшие затраты и подходит для проектов, не связанных с конфиденциальной финансовой информацией (к серверу будут иметь доступ сотрудники провайдера) и не требующих использования специфического программного обеспечения, нестандартных программно-аппаратных конфигураций.
Если у предприятия есть исключительное авторское право на этот разработанный программный комплекс интернет-магазина, то расходы на создание сайта включаются в состав нематериальных активов предприятия. Прочие расходы, куда входит плата за хостинг, доступ в сеть Интернет и т. п., относятся на себестоимость, поскольку считается, что они связаны с производством и управлением предприятием.
В настоящее время существует пять разновидностей построения системы интернет-торговли[7]:
· открытие страницы в электронном торговом ряду;
· аренда интернет-магазина;
· покупка готового интернет-магазина;
· разработка магазина сторонней организацией;
· создание магазина собственными силами.
1) Открытие страницы в торговом ряду
Как правило, доступ к товарным предложениям подобных интернет-магазинов покупатель может получить двумя способами: напрямую обратившись по электронному адресу магазина и через общую торговую систему, где товары всех участников электронного торгового ряда выставляются совместно. Необходимо выделить следующие недостатки электронного торгового ряда:
· Торговый ряд является доменом третьего уровня. При использовании имени, в котором фигурирует название торгового ряда, снижается эффект проводимой магазином рекламной кампании. Электронный торговый ряд рекламируется за счет размещенных у него магазинов.
· Ограниченные возможности интеграции с внешними системами поддержки бизнес-процессов. Для осуществления оперативного обновления ассортимента интернет-магазина требуется полная интеграция программного обеспечения фронт-офисов и бэк-офисов (бухгалтерских, складских программам и программ службы доставки), которая не обеспечивается при предоставлении электронным торговым рядом стандартной витрины каждому участнику.
· Типовой дизайн. Торговые ряды, как правило, предлагают ограниченный шаблонный дизайн, но любому интернет-магазину надо выделяться — это одно из ключевых условий брэндинга;
· Реклама. Одним из основных достоинств аренды витрин в электронном торговом ряду часто называют рекламную поддержку устроителей данной системы, но пользу от нее участники могут получить, только выставляя товары в «общем» торговом ряду. Если же у магазина более высокий уровень сервиса и, следовательно, более высокие цены, он будет проигрывать, так как не сможет индивидуализировать свои товары. Внутри товарной категории общего каталога электронного торгового ряда предложения сортируются, как правило, по цене, без указания уровня сервиса (в общем каталоге все предложения стандартизированы). Соответственно более высокие цены ведут к потере покупателя.
Основным преимуществом участия в электронном торговом рядуявляется дешевизна решения. Аренда интернет-витрины на торговой площадке — решение начального уровня, подходящее для проектов с минимальным бюджетом.
1) Аренда интернет-магазина
Можно выделить два типа арендуемых интернет-магазинов: в аренду сдается все аппаратно-программное обеспечение магазина или арендуется только программный комплекс. Второй вариант более дешевый, но наследует все недостатки участия в электронном торговом ряду. Первый вариант предоставляет свободу в выборе доменного имени, проведении адресных рекламных кампаний, однако сохраняет все остальные недостатки торгового ряда. Предприятия, предоставляющие услуги по организации систем электронной коммерции, получили название провайдеров электронной коммерции (сокращенно — ЭК-провайдеры).
Провайдер электронной коммерции выступает в качестве арендодателя. Ядром арендуемого интернет-магазина служит типовое программное обеспечение (ПО), которое настраивается под каждого конкретного заказчика. Для арендуемого магазина можно заказать индивидуальный дизайн. Однако желания арендатора при этом ограничены возможностями конкретного программного обеспечения. Как правило, разработчик не будет кардинально менять функциональность готового решения. При выборе провайдера электронной коммерции важно обращать внимание не только на функциональные характеристики программы, но и на качество поддержки и хостинга.
Большинство арендуемых интернет-магазинов обеспечивают возможности, которых лишены электронные торговые ряды. Стандартом является информационный шлюз с бухгалтерской программой, интеграция с наиболее известными платежными системами (прием пластиковых карт, электронных денег), удаленное администрирование, возможность прописывания отдельного домена второго уровня, управление скидками и т. п.
Аренда интернет-магазина ставит клиента в серьезную зависимость от поставщика услуги. Поэтому многие интернет-магазины предпочитают работать по следующей схеме: вначале программное обеспечение берется в аренду на время, а затем программа выкупается.
Преимущество аренды перед покупкой готового программного обеспечения состоит в низкой стоимости аренды: ежемесячная арендная плата обычно на один-два порядка ниже единовременной стоимости покупки.
Аренда готового программного обеспечения подходит для предприятий, которые не могут сразу выплатить большую сумму, но хотят получить качественный фронт-офис, а также для компаний, которые делают первые шаги в сети Интернет и хотят «прощупать почву». Размещение в электронном торговом ряду в этом случае не подходит, потому что в случае успеха будет очень сложно расширить бизнес: интернет-магазин будет ограничен рамками торгового ряда.
2) Покупка готового интернет-магазина.
Другой вариант организации торгового представительства в сети Интернет — это покупка готового ПО, которое подходит для стандартных задач. Специфические задачи требуют доработки программного обеспечения и немалых материальных вложений по сравнению с базовой ценой программы. При покупке ПО следует учитывать расходы на покупку сервера и подключение его к Интернету, стоимость установки программы на сервере, поддержки, хостинга, возможно, приобретение дополнительного оборудования и т. п.
Если при аренде провайдер гарантирует, что основные уязвимые в плане безопасности участки интернет-магазина будут защищены, а ПО настроено в приемлемый срок, то при покупке все зависит в первую очередь от собственных специалистов магазина, качества документации и технической поддержки. Покупка готового решения целесообразна для компаний, у которых уже есть налаженная интернет-инфраструктура: собственный интернет-сервер и штат технических специалистов.
Основные покупатели готовых решений — это либо компании, имеющие отношения к информационным технологиям, либо фирмы, чьи потребности четко укладываются в оговоренные заранее рамки. В зависимости от функциональных особенностей готовых решений, они подойдут для небольших и средних проектов. Основной недостаток — ограниченные возможности доработки под нужды конкретного заказчика.