Интеллектуальный аукцион

Интеллектуальный аукцион — это дань рыночным отношениям, которые, к великому сожа­лению, далеко выходят за пределы экономической сферы. Интеллектуальный аукцион — это своеобразный вызов "базарной" логике жизни, получившей широкое распространение.

На аукционе "продается" и "можно купить" материализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную ценность. "Покупка" совершается путем предъяв­ления каких-либо знаний, затребованных "продавцом". Допустим, предлагается предъявить все знания об этом произведении, если "продается" пластинка с записью музыки М.И. Глин­ки, то, следовательно, способным приобрести ее окажется тот, кто даст последние сведения из массы предлагаемых сведений о композиторе.

Интеллектуальный аукцион содействует укреплению авторитета Знания и лидерства Знающего. Он стимулирует интерес к интеллектуальным и художественным ценностям, служит источником информации для детей, влияет на улучшение психологической атмосферы.

Проводить интеллектуальный аукцион следует, как правило, в одинаковых возрастных груп­пах, чтобы "покупательская способность" детей оказалась одного уровня. Но изредка можно устраивать интеллектуальное состязание более широкого масштаба, чтобы для младших рас­крыть широкие рубежи их будущего развития, а для старших показать реальность их роста, развития и преимущество их образования.

Игровое оформление имитирует аукционную продажу: сначала "товар" рассматривается, когда его проносят среди публики в сопровождении похвальных слов в адрес "товара"; потом объявляется "плата" и принимаются первые "взносы" (этот момент самый трудный, так как одновременно подымается множество рук, и надо успеть зафиксировать первенство поднятой руки); обязательно молоточек отстукивает условное время для проведения новой "платы" (раз - два - три!), при этом, воспроизведя словесно предыдущий "взнос"; "товар" вручается тому, кто последним "назначит цену", то есть сообщит сведения, никому не известные среди "по­купателей" или просто всеми забытые (а это значит, предъявляющий к продаже "товар" должен быть хорошо информирован); нельзя "сбивать цену" (то есть выкрикивать, не подни­мая рук) — нарушителя этого правила удаляют с аукциона; "покупателя", который приобрел товар, все поздравляют.

Если ведущему удается придать веселую, чуть ироническую тональность всему, что имити­рует рынок, и в то же время глубокое и серьезное отношение к содержанию духовной ценно­сти, то можно считать, что интеллектуальный аукцион состоялся.

День добрых сюрпризов

Появление этой формы деятельности детей связано с распространением житейского взгляда на знаки внимания: лучше один цветок каждый день, чем огромный букет раз в году.

День добрых сюрпризов — это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды доставлять окружающим благо, это веселый добрый розыгрыш, итог которого заведомо приятен. Его проводят при условии благоприятного климата в отряде и для наибольшей гуманизации взаимоотношений в лагере. Это веселое дело укрепляет дружеские отношения, развивает симпатии, повышает психическое состояние отдельных детей, содей­ствует психологической раскрепощенности. В нем обязательно участвуют педагоги наравне с детьми. Социальная роль в этот день у всех единая - быть человеком, доставляющим радость другому человеку.

О дне добрых сюрпризов сообщают задолго, так, чтобы у детей было время реализовать творческую задумку. Время от времени педагоги напоминают детям о приближении этого дня. но скорее репликой, мимоходом.

Инициативу утром этого дня берут педагоги: они первыми представляют свои заготовленные сюрпризы, так чтобы открыть детям путь к добрым актам. Очень часто ребенок стесняется вручать сюрприз, боясь насмешек в адрес скромного своего знака внимания. Педагоги, от­крыв этот день, демонстрируют все разнообразие добрых сюрпризов - от необычного костюма до веселой песенки, от простой открытки до остроумного рисунка.

В этот день оценивается сам акт доброго расположения, принимается все, что несет в себе пожелание добра другому, что сделано своими руками и сотворено собственной душой. День­ги не имеют признания. Не исключается участие родителей: они также имеют право в этот день доставить лагерю какой-либо сюрприз, на их сюрпризы не накладывается материальный запрет, ибо они профессионально и экономически обеспечены.

Сюрпризы для отряда, для лагеря сочетаются с индивидуальными знаками внимания. Это вносит в методику веселого праздника некоторые сложности: педагоги должны предвидеть ситу­ации оставленного без внимания ребенка и корректировать его немедленно, внося дополнитель­ные проявления симпатии в новых сюрпризах. Понятно, что педагог, наряду с одним сюрпри­зом, который раскрывает для всех в начале дня, заготавливает два-три запасных, которые могут и не быть предъявлены, если ситуация сюрпризов по всему лагерю складывается благоприятно.

Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, можно объявить о главном законе этого дня, например: "Сюрприз — это добрые движения доброго сердца" или "Сюрприз не разруша­ет жизнь, а возвращает ее". Но тут важно соблюсти меру, не перейти к нравоучению, предо­ставляя детям свободу фантазии и творческой смелости.

В мозаике добрых сюрпризов должно быть очень мало товарных сюрпризов, то есть таких, которые куплены на деньги, а не являются продуктом духовных и физических усилий самого ребенка. Единственным позволением устраивать сюрпризы-подношения обладают взрослые, так как они зарабатывают деньги и вправе их тратить по собственному усмотрению — к ним относятся родители и педагоги. Но и они не могут злоупотреблять таким позволением. Сюрприз не должен "пахнуть" деньгами, если его основное назначение в упражнении души ребенка.

Путешествие в прошлое

Работая с подростками, педагог часто сталкивается с проявлениями подростковой тревож­ности, агрессивности, эгоцентризма.

Специалисты педагогической психологии и социальной педагогики считают, что обраще­ние подростков к событиям своего детства и детства своих близких открывает им многое в понимании себя, родителей, учителей. Эта мыслительная и эмоциональная работа поможет воспитаннику по-новому взглянуть и оценить социальную ситуацию, в которой он живет. Обращение к самому себе "когда я был маленьким" поможет найти подростку свое "Я" в дне сегодняшнем, окажет влияние на процесс формирования самооценки, снимет эмоциональное напряжение, которое создает подчас трудности в общении со сверстниками, с родителями, с самим собой.

Это может быть организация значимых для ребенка воспоминаний детства (как положитель­ных, так и отрицательных) — "Круг воспоминаний".

Ведущий занятия по очереди предлагает вспомнить одно из ранних ярких детских пережива­ний, восстановить в памяти время и обстоятельства, которые предшествовали этому пережи­ванию. Затем в ходе группового или индивидуального обсуждения подросток пытается связать некоторые эмоциональные или поведенческие аспекты воспоминания событий своего детства с тем, как он сейчас живет, взаимодействует со сверстниками, взрослыми людьми, как реа­гирует на ситуации, похожие на те, о которых вспомнил.

Можно организовать групповую и индивидуальную работу с подростками по осознанию своего детского опыта через привлечение предметов (зонты, шары, игрушки, фотографии и др.) Например, использование приема "Чудесные зонтики". Ведущий демонстрирует участ­никам занятия 2-3 зонта (черный, красный, пестрый). Каждый участник игры может раскрыть над собой любой из этих зонтов. Человек, выбравший черный зонт, вероятно, поделится печальными воспоминаниями прошлого, тот, кто выбрал яркий пестрый зонт, — радостными, светлыми воспоминаниями, красный зонт может напомнить о тревожных моментах дет­ства. В ходе последующей групповой дискуссии организуется обмен мнениями между участ­никами игры о причинах выбора того или иного зонта, причинах значимости для себя и других переживаний тех или иных событий детства.

В работе с младшими и средними подростками можно было бы предложить организовать общение с самой любимой в детстве игрушкой. Участники игры по очереди называют, а может, демонстрируют свою самую любимую игрушку, коротко описывают ее, рассказывают историю появления игрушки в доме (кто и когда подарил, где купил). Участники разбиваются на диады, - хозяин игрушки получает возможность задать своей любимой игрушке любой вопрос (о ее, своей жизни, интересующих его вопросах и т.д.) Второй — отвечает от имени 1 игрушки. Затем партнеры по общению меняются местами, игрушками.

Ведущий подобного рода занятий должен обладать профессиональным тактом, умением корректного воздействия на детей, терпением, коммуникативной направленностью своей личности. В ходе работы по "оживлению" детских воспоминаний можно использовать записи музыкальных произведений Вивальди, П. Чайковского, Ф. Шопена и др., репродукции с картин И. Шишкина, И. Левитана, О. Кипренского, П. Пикассо и др.

Смешинка

Когда человек начинает неожиданно и безудержно смеяться, говорят, что ему «смешинка в рот попала».

Неожиданность, добрая юмористическая направленность и являются основными характеристи­ками формы воспитательной работы, которая получила название "Смешинка". "Смешинка" — это веселый сюрприз, который готовится втайне одной группой ребят для другой. Смешинку могут подарить дети одного отряда детям другого отряда, старшие — малышам, ее могут подгото­вить для вожатых или гостей. Прекрасным воспитательным мероприятием является "Смешинка", созданная самими воспитателями, так как воспитатели демонстрируют хороший юмористический вкус, оригинальность в выборе средств, высокий исполнительский уровень.

Может быть приготовлен целый "мешок" со "Смешинками", в котором много самых разно­образных остроумных и веселых шуток и забавных розыгрышей.

В отличие от КВН, где команды состязаются в остроумии, "Смешинка" является несорев­новательной формой, где всем весело и нет проигравших.

Конкретное содержание "Смешинки" зависит от фантазии ребят, от их художественных и организаторских возможностей, а также от тех традиций, которые сложились в отряде (лагере)

Это может быть забавная линейка, с которой начинается Праздник Смеха. На такой линей­ке все должно быть веселым и необычным: костюмы, распоряжения, ритуалы, может быть прочитано смешное расписание занятий на день, сообщены невероятные новости, введены "новые" правила поведения.

Если есть технические средства, можно подготовить радиопередачу или видеоновости; если такой возможности нет, их можно прекрасно заменить рисованным фильмом. Кадры этого фильма зарисовываются на листках ватмана, озвучивают же их сами ребята во время демонст­рации. Тематика фильмов может быть самой разнообразной: "От серьезного до смешного один шаг", "Смеяться, право, не грешно", "Забавные приключения" и т.п.

Но, что бы ни говорилось, важно, чтобы каждый отряд или группа ребят занималась своим особенным делом, чтобы не было конкурса.

"Смешинка" может быть поэтической или музыкальной. Так, на поэтической "Смешинке" поэты могут прочитать свои стихи забавного содержания, может быть показан театр абсурдного стиха, предложены интересные игры со словом (буриме, акростихи, стихи на заданную тему, смешную тематику, поэтическая реклама ненужных вещей, несуществующих достоинств, за­бавных поэтических портретов и т.п.).

На музыкальной "Смешинке" может выступить веселый оркестр с необычными инструмента­ми, малыши могут исполнить инсценированные песенки, старшие провести несоревновательные музыкальные игры. Можно предложить провести "час оперы", когда все должны петь обо всем, о чем они хотели бы сказать, могут быть даже подготовлены небольшие оперные или балетные спектакли на сюжеты сказок, можно также использовать "салаты" из разных сказок, "сказки наизнанку95, биномы фантазии (по Дж. Родари), а также сюжеты лагерной жизни. Прекрасная возможность продемонстрировать свои таланты появится у лагерных певцов-пародистов.

Один из отрядов может подготовить фото-смешинку. Так, например, «фотографы» могут предложить каждому отряду "сняться" на память в виде большой и дружной семьи, где есть мама, папа, дяди, тети, бабушки и дедушки, а также дети всех возрастов. Рядом с «фотоате­лье» может работать гримерная и костюмерная, где «самым старшим» и «самым маленьким» членам семьи окажут помощь в том, чтобы они выглядели наиболее естественно. Очень весело проходит фотографирование, если фотографы готовят специальные сюжетные рисунки на боль­шом картонном полотне с прорезанными отверстиями, в которые должны выглядывать фото­графирующиеся. Так, отряд может сфотографироваться в виде дракончика, у которого столько голов, сколько детей в отряде, все дети могут стать участниками футбольного мачта, цирково­го представления, высокогорного похода, мультипликационного фильма и т.д.

Это прекрасно поднимает настроение, дает возможность ребятам, разным отрядам позна­комиться поближе. Отряд, который готовит «Смешинку», должен подобрать действительно веселые игры, в которых может принимать участие как можно большее количество ребят, подготовить расторопных, находчивых и остроумных игроков, а также место проведения игро­вой «Смешинки». В хорошую погоду такие игры лучше проводить на свежем воздухе.

Возможности разнообразить «Смешинку» практически неисчерпаемы: демонстрации забав­ной одежды, необыкновенные концерты, пресс-конференции с великими юмористами, встречи с «докторами» курьезных наук, экскурсии в музеи парадоксов, выставки смехо-живописи.

Дни, в которые в лагере проходит «Смешинка», могут стать традиционными. «Смешинки» могут иметь тематическую направленность.

Важно только то, чтобы ребята хорошо усвоили: если хочется, чтобы «Смешинка» была по-настоящему смешной, к подготовке нужно отнестись очень серьезно!

Наши рекомендации