Основные элементы системы управления
Управлять – значит приводить объект управления в целевое состояние. Исходя из этого определения, можно выделить основные элементы системы управления организацией. Целевое состояние объектов управления задает система целей и показателей, деятельность по приведению объектов управления в нужное состояние описывается с помощью модели бизнес-процессов, исполнители этой деятельности определяются организационной структурой (Рис.1).
Рис.1. Элементы системы управления
Необходимо помнить, что при проектировании системы управления должен быть провозглашен примат деятельности над организационной структурой. Иными словами, в ходе проектирования дается ответ не на вопросы «что делает то или иное подразделение», а «что должно делаться для достижения той или иной цели и кем».
Исходя из состава элементов системы управления и их логической взаимосвязи, последовательность проектирования системы управления «с нуля» выглядит следующим образом:
1. Формулирование наивысшей цели организации
2. Разработка стратегии
3. Формирование верхнего уровня системы целей и показателей
4. Определение объектов управления
5. Разработка модели бизнес-процессов, формирование нижнего уровня системы целей и показателей
6. Проектирование организационной структуры
7. Формирование регламентирующей и методической документации
8. Автоматизация системы управления (при необходимости)
При совершенствовании существующей системы управления речь может идти не о перепроектировании с «нуля», а о последовательной корректировке элементов системы управления в соответствии с указанной последовательностью шагов.
Пункты 1, 2 и 3 были рассмотрены в предыдущей главе. В качестве примера рассмотрим набор типовых объектов управления и подход к выделению бизнес-процессов верхнего уровня.
Любая организация должна управлять следующими основными объектами (Тимур Кадыев):
1. Собственник
2. Потребитель
3. Продукт
4. Техпроцесс (производственный процесс, процесс оказания услуги)
5. Поставщик
6. Производственно-технологическое оборудование
7. Инженерно-техническая инфраструктура
8. Рабочая сила (персонал)
9. Капитал
Следует отметить, что на ранних фазах развития организации управление некоторыми объектами имеет низкое значение (например, собственником, если он является первым лицом компании, т.е. находится внутри системы управления), такие объекты могут не рассматриваться для упрощения проектирования системы управления, но это не значит, что они в принципе отсутствуют. В некоторых случаях могут появляться и другие объекты управления (например, сама система управления, если говорить о потребности в периодическом приведении ее к новому, более эффективному для реализации стратегии состоянию).
Задачей системы управления является перевод объектов управления из начального естественного состояния в конечное, необходимое для получения заданных результатов деятельности и достижения целей организации:
№ | Объект управления | Начальное состояние | Конечное состояние |
1. | Собственник | Неудовлетворенный | Удовлетворенный |
2. | Потребитель | Потенциальный | Удовлетворенный |
3. | Продукт | Отсутствует | Удовлетворяющий потребности потребителя |
4. | Техпроцесс (производственный процесс, процесс оказания услуги) | Отсутствует | Соответствует технологии |
5. | Поставщик | Потенциальный | Удовлетворивший нас |
6. | Производственно-технологическое оборудование | Работоспособное | Работоспособное (в цикле) |
7. | Инженерно-техническая инфраструктура | Работоспособное | Работоспособное (в цикле) |
8. | Рабочая сила (персонал) | Работоспособное | Работоспособное (в цикле) |
9. | Капитал (в процессе деятельности меняет свою форму) | Достаточный для осуществления деятельности | Достаточный для осуществления деятельности |
В качестве инструмента для описания деятельности по управлению используется процессный подход.
Процессный подход - подход к анализу и синтезу деятельности организации, основанный на выделении составляющих деятельность бизнес-процессов.
В соответствии с выделенными объектами управления выделяются бизнес-процессы верхнего уровня:
№ | Объект управления | Бизнес-процесс |
1. | Собственник | Привлечение и обслуживание уставного капитала |
2. | Потребитель | Продвижение и продажи |
3. | Продукт | Разработка новых и совершенствование существующих продуктов (услуг) |
4. | Техпроцесс (производственный процесс, процесс оказания услуги) | Производство |
5. | Поставщик | Воспроизводство ресурсов |
6. | Производственно-технологическое оборудование (ПТО) | Воспроизводство ПТО |
7. | Объекты инженерно-технической инфраструктуры (ОИТИ) | Воспроизводство ОИТИ |
8. | Рабочая сила (персонал) | Воспроизводство рабочей силы |
9. | Капитал | Финансирование деятельности и расчеты |
Существующие управленческие техники и методики, такие как система менеджмента качества, бюджетирование, CRM и прочие, являются способами организации бизнес-процессов. Поэтому рекомендуется сразу встраивать необходимые техники и методики в модель бизнес-процессов.
Регламентирующая и методическая документация
Разработанные элементы системы управления необходимо зафиксировать в регламентирующей документации для обеспечения необходимого уровня формализации. Полученные документы используются как рабочая документация сотрудников и для проведения аудитов СМК.
Выделяются три основных вида регламентирующей документации (Рис.2):
1. Регламенты бизнес-процессов (в т.ч. регламенты процедур, используемые в Business Studio)
2. Положения о подразделениях
3. Должностные инструкции
Дополнительно к перечисленным видам документации могут применяться методики, формализующие алгоритмы и правила выполнения отдельных работ. Они используются в тех случаях, когда заранее известно, что при выполнении определенного вида работы должны использоваться только одни и те же правила. Методики позволяют сделать наиболее критичные и важные работы человеконезависимыми – при смене сотрудника работа будет выполняться одинаково.
Рис.2. Структура регламентирующей документации
Business Studio позволяет осуществлять выполнение следующих этапов по проектированию системы управления:
- Формирование верхнего уровня системы целей и показателей;
- Разработка модели бизнес-процессов, формирование нижнего уровня системы целей и показателей;
- Проектирование организационной структуры;
- Формирование регламентирующей документации.
Также Business Studio может быть использована в проекте автоматизации системы управления – в части разработки технического задания на автоматизацию и формирования инструкций пользователям.
Порядок использования Business Studio для выполнения работ по проектированию системы управления организацией изложен в следующих разделах.