Сакральное значение тувинской верхней одежды
Светлана Донгак -кандидат исторических наук. Тувинская правда 17 августа 2013г.
Первоначальным и главным назначением одежды была и остается защита человека от жары и холода, ветра и дождя. Однако со временем ее функции расширились – она стала предметом украшения, кроме того в нее стали вкладывать определенное значение, как правило, сакрального значения. Со временем она стала знаком отличия одних групп людей от других. Сакральное значение одежды в том (пишет Светлана Донгак), что «Ношение одеяния враждебного народа расценивалось … как подчинение ему» Завоеватели старались заставить побежденные народы носить свою одежду. К рубежу XIX-XX веков одежда тувинцев представляла собой маньчжуро-китайский костюм, поскольку в 1757 году Тува была включена в состав Цинской империи и ношение его было предписано в «Уложении китайской палаты внешних сношений». (Светлана Донгак . Сакральный смысл одежды тувинцев. Тувинская правда 17 августа 2013г)
Одежда тувинцев, как впрочем и других народов мира, делилась на повседневную и праздничную, а также на одеяние простолюдинов и высоких особ. Простая по крою, с яркими чистыми цветами, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. По костюму можно было «читать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Амбын- нойону, как наследному князю полагалась нашивка в виде дракона. Кандаазын и хурме носили только князья и чиновники. Высокопоставленные люди носили одежду из однотонного шелка с орнаментом «аяк-хээ». Есть различия между одеждой западных тувинцев - аратов-скотоводов и восточных - охотников и оленеводов.
Современная праздничная одежда тувинцев.
Выводы:
Хотелось нам или не хотелось, заставляли нас или не заставляли маньчжуры ее носить, но такая одежда навсегда прижилась у нас в Туве, она стала нашей национальной одеждой и мы привыкли к ней. Наши женщины- мастерицы постоянно совершенствовали ее в течение 2,5 веков и она превратилась в настоящий шедевр тувинского искусства. Я считаю, что современная одежда не какая- нибудь стилизованная, придуманная, ее носили издавна богатые, которые могли себе позволить роскошную одежду. Сейчас у тувинцев есть достаток и нет деления на богатых и бедных, поэтому они могут шить себе любой тувинский костюм, какой им хочется, отделывать его как им нравится.
Литература.
1. Адас Иргит газета «Эне с=з\» Алгыны эттээри.1994г., июль 22-28.
2. Даржаа В. К. Традиционные мужские занятия тувинцев. I том.
3. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев.
4. Вера К\ч\н, Газета Эне с=з\ 1994г., май 13-19.
5. Вайнштейн С. И. «Тувинцы-тоджинцы», Москва 1961г. Издательство восточной литературы.
6. Игорь Иргит. Эр кижинин \ш каазы: б=ргу, куру, идии. Газета «Тываныё аныяктары». 1992. декабрь 8.
7. Интернет-ресурсы.
8. Намзал Э.Х. Терлик тон. Журнал «Кадын» 1996г №1, стр-23-25.
9. Роланда Ховалыг. Так наряжались в Урянхае. Сокровища культуры Тувы. М. 2006г
10. А. Потапов. «Очерки народного быта тувинцев» Москва 1969
11. Прокофьева Е. Д. «Процесс национальной консолидации тувинцев» Санкт-Петербург. 2011г.
12. Светлана Донгак. Кандидат исторических наук. Сакральный смысл тувинской одежды. Газета «Тувинская правда» 17.08.2013г
13. М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль. Национальный тувинский костюм. История и символика). Республиканская типография. Кызыл 2000г.
14. Тондук-оол Борис, газета «Эне с=з\» 1993г., Январь 7
15. Экспонаты национального музея Республики Тыва.
Информанты:
1. Монгуш Зоя Бичии- уруговна. 67 лет. С. Балгазын.
2. Монгуш Чайзат Хурештигбеевна. Учитель географии МБОУ СОШ №2, г. Кызыла.
3. Салчак Анаймаа Чигжитовна. Учитель ИЗО МБОУ СОШ №2.
4. Хертек Магаранза Чылбаковна. Делопроизводитель МБОУ СОШ №2.