Глаголя «есть» не существует
Вы обратили внимание, что мы написали эту книгу, используя развернутый принцип общей семантики под названием E-Prime (за исключением цитат из других авторов)? А мы написали ее именно так.
Как, как? E-Prime {English-primed) это английский язык, активизированный за счет отказа от использования семьи пассивных глаголов «to be» (быть) - is, am, are, was, were, be, being, been. Изобретенные Д. Дэвидом Бурлэндом-младшим и популяризированные им и Полом Денниторном Джонстоном в книге «Быть или нет: антология E-Prime* {To Be or Not: An E-Prime Anthology), приемы E-Prime и Е-Choice позволяют людям не попадать в языковые ловушки глагола «есть».
Ловушки глагола «есть»? Да. Альфред Кожибски (Korzybski, 1941/1994) предупредил, что «есть»-идентичности и «есть»-пре-дикации представляют собой две опасные лингвистические и семантические конструкции, которые картографируют ложные заключения. Первая связана с идентичностью — с тем, как мы идентифицирует объект, или с тем, как мы идентифицируем себя, а вторая связана с атрибуцией — с тем, как мы часто проецируем собственный «материал» на других людей или на объекты, не сознавая этого.
Идентичности как «тождества во всех отношениях» не существует вообще. И не может существовать. На субмикроскопическом уровне все представляет собой «танец электронов», постоянно движущихся, меняющихся и становящихся чем-то. Поэтому ни один объект не может «оставаться тем же», оставаться самим собой. Поэтому ничто не находится (не «есть») в каком бы то ни было статичном, неизменном состоянии. Поскольку ничто не существует как вечное, а постоянно меняется, ничто не «есть» нечто. Использование глагола «есть» — это ошибочное описание, ошибочная оценка и ошибочное картирование реальности. Сказать: «Она — ленива...», «Это — глупое высказывание...» значит неправ
Приложение VII_____ 335
вильно отразить реальность. И Кожибски доказывал, что в конечном итоге идентификация таит в себе неразумность и, в конечно счете, безумие.
Предикация связана с «утверждением» чего-то. Так, например, сказать: «Это полезно», «Это — красный цветок», «Он — по-настоящему глуп!», значит создать языковую структуру, которая подразумевает, что нечто* «в пространстве» сдержит эти качества «полезности», «красного цвета» и -«глупости». «Есть» предполагает, что подобные вещи существуют независимо от опыта говорящего. Но это не так. Наши описания говорят прежде всего о нашем внутреннем опыте, указывая на наши суждения и ценности. Было бы правильнее, если бы мы сказали: «Я оцениваю то или это как полезное», «Я вижу, что этот цветок красный», «Мне кажется, что он страдает от глупости!»
Утверждения с «есть» вводят в заблуждение, вносят путаницу в логические уровни и незаметно побуждают нас думать, что подобные ценностные суждения «объективно» существуют в окружающем нас мире. Еще одна ошибка. Оценки (полезный, красный, глупый) функционируют как определения и интерпретации в мышлении говорящего.
Глаголы «быть» опасным образом предполагают, что «объекты» (фактические события и процессы) остаются неизменными. Но это не так! Эти глаголы предлагают нам создать ментальные репрезентации фиксированное™, в результате чего мы начинаем «бетонировать» мир и жить внутри «замороженной вселенной». Эти глаголы кодируют динамический характер процессов в статичной форме. «Жизнь жестока». «Я не силен в математике».
Не кажутся ли эти утверждения определенными? Абсолютными? Неудивительно, что Бурлэнд назвал глаголы «быть» «божественным модусом». «Факт, что это — плохая работа!» Подобные слова имеют оттенок завершенности, окончательности и независимости от времени. Однако разница между картой и территорией говорит нам, что эти феномены существуют на различных логических уровнях. Использование принципа Е-Рпте (или E-Choice) препятствует соскальзыванию к безосновательным авторитарным утверждениям, которые лишь ограничивают мышление или порождают конфликты.
Если мы путаем язык, который используем для описания реальности (для нашей карты), с реальностью (территорией), тогда мы отождествляем различные вещи. И это ведет к потере разума. Глагола «есть» не существует. «Есть» не имеет референтов. Он не
336___________ Приложения
указывает на какой бы то ни было элемент реальности. Он функционирует исключительно как иррациональная конструкция человеческого мышления. Его использование приводит к ошибочным семантическим оценкам.
Напротив, письмо, мышление и речь в стиле E-Prime благоприятствует «абстрактному осознанию» (сознательному восприятию) того, что мы вычерчиваем карты окружающего мира, которые по своей сути отличаются от него самого. Прием E-Prime позволяет нам мыслить и говорить с большей ясностью и точностью, поскольку он вынуждает нас использовать местоимения первого лица. Он сокращает количество глаголов в страдательном залоге («Дело было закончено», «Были допущены ошибки».). Он возвращает говорящих к утверждениям, тем самым контекстуализируя утверждения. Расширяя абстрактное сознание, E-Prime дает нам возможность индексировать язык. Теперь я понимаю, что человек, которого я встретил на прошлой неделе, Человек п лаянедсля»не равен во всех отношениях человеку, который стоит передо мной сейчас, Человеку этансдсля. Поэтому я оказываюсь в состоянии производить важные и ценные разграничения.
E-Choice отличается от E-Prime тем, что в этом случае мы используем глагол «есть» существования (например, «Где ваш офис?» — «Он на углу Седьмой улицы и Очард-авенк»), вспомогательный глагол «есть» (например, Не is comingnext week — «Он приезжает на следующей неделе.») и «есть» наименования (например, What is your name? It is Michael. My name is Bob. — «Как ваше имя?» — «Майкл.» — «Меня зовут Боб.») Хотя мы писали эту книгу в E-Prime, но решили начать использовать E-Choice, с тем чтобы избежать избыточного количества многословных фраз, которые мы употребляли в прошлом!
Источник: Hall (1995) «Elevating NLP to E-Prime» (Feb. 1995), Anchor Point.
Приложение VIII
Другие метапрограммы
Не желая создавать впечатление, что наша 51 метапрограмма исчерпывает все возможные варианты, мы привлекаем ваше внимание к работе Вудсмолла (Woodsmall, 1988), в которую он включил раздел, шутливо озаглавленный им: «Поваренная книга метапрограмм Уайатта Вудсмолла, или Все, что вы хотели узнать о принципах сортировки, но стеснялись спросить». В нем он перечисляет не только исходные терапевтические метапрограммы Лесли и Ричарда и свою расширенную версию, но и приводит другие источники и перечни метапрограмм.
В этих перечнях мы идентифицировали дополнительные метапрограммы, которые кажутся нам наиболее многообещающими. Мы даем их названия жирным шрифтом, а их характеристику — курсивом.
• Состояние:Первичное/метаосознапие (очень напоминает
модель метасостояний)
• Память: Повторное переживание/метаосознание
• Структура правил: Мои правила для меня; мои правила для
меня/мои правила для вас; отсутствие правил для меня/мои правила для вас; мои правила для меня/ваши правила для вас (источник: Roger Bailey)
• Контекст: Большой/малый (источники: Edward Hall, Gregory
Bateson, p. 99)
• Гармония: Избегание дисгармонии/избегание гармонии/
тяга к гармонии/тяга к дисгармонии
• Ментальное развитие: Помехи/корреляции (патлгерны)/ре-
гулярность/законы/контрпримеры/синтез
• Ментальноеупорядочение: Тезис/антитезис/синтез
• Осязаемый порядок: Конкретный (связанный, недифферен
цированный, чувственный)/абстрактный (несвязанный)
338______ Приложения
• Космический порядок: Спутанный/распутанный/выверен
ный
• Эсхатология: Жизнь после смерти/отсутствие жизни после
смертщнебеса/ад/реинкарнация/чистилище/аннигиляция
• Стили научения Кольба: Конкретный/абстрактная кон-
цептуализащш/активноеэкспериментирование/рефлексив-ное наблюдение/аккомодация/дивергенция/ассимиляция/ конвергенция
• Множественные умственные способности Гарднера: Лин-
гвистические,логико-математические/пространственные,
музыкальные, телесно-кинестетические/внутриличност-
ные/межличностные
• Тип научения: Разовое научение/подкрепленное научение
• Типы двусмысленности: Непривычная/сложная/неразреши
мая
• Рискованность: Безопасность (отсутствие рискам/осто
рожность (некоторый риск)/испытание (высокий уровень
риска)/дураки (сплошной риск)
• Характер времени: Сжатое время/расширенное время
• Проигрывание воспоминаний: Длительное реальное вре
мя/длительное скачкообразное время
• Оценка воспоминаний: Оригинальные критерии/сегодняш
ние критерии
Словарь терминов НЛП
Аналоговый (Analogue). Непрерывно изменяющийся между предельными значениями, подобно действию реостата для регулирования силы света лампы. Аналоговая субмодальность изменяется подобно переходу от света к темноте, в то время как цифровая (дигитальная) действует по принципу «включено-выключено»: например, мы видим картину либо ассоциирован-но, либо диссоциирование.
«Аппаратная часть»(Hard Wired). Фактор, базирующийся на неврологии, нервные связи, закладывающиеся в период беременности и напоминающие электронную схему компьютера.
Аптайм(Uptime). Состояние, когда внимание и чувства направлены вовне на непосредственное окружение; все сенсорные каналы открыты и находятся в готовности.
Ассоциация(Association). Состояние, когда вы мысленно видите, слышите и чувствуете, переживая некую ситуацию изнутри. Ассоциация противоположна диссоциации. При диссоциации вы видите себя более молодым в визуальном образе. Как правило, диссоциация исключает эмоцию из переживания, тогда как при ассоциации мы переживаем информацию эмоционально.
Аудиальный (Auditory). Относящийся к сенсорному каналу слуха, одной из базовых репрезентативных систем.
Ведение(Leading). Изменение своего поведения после установления раппорта, с тем чтобы другой человек последовал вашему примеру; проверка высокого уровня раппорта.
Визуализация(Visualization). Процесс рассматривания мысленных образов.
Визуальный (Visual). Относящийся к зрению, воображению, системе зрительного представления.
Внутренние репрезентации(Internal Representations). Паттерны информации, которые мы создаем и сохраняем в своем сознании; комбинации образов, звуков, ощущений, запахов и вкусовых качеств.
Вторая позиция(Second Position). Восприятие мира с точки зрения другого человека, в согласии с его чувством реальности.
Гештальт(Gestalt). Ряд воспоминаний, связанных неврологически и основанных на схожих эмоциях.
Даунтайм {Downtime). Время не в сенсорном восприятии, а внутри нашего мысленного видения, слышания и ощущения, внутри наших мыслей, воспоминаний, восприятия; легкое состояние транса, когда внимание направлено вовнутрь.
Дигитальный {Digital). Изменение между двумя состояниями, пример: выключатель света — либо включен, либо выключен. Ди-гитальная (цифровая) субмодальность: цвет или черно-белое изображение; аналоговая субмодальность: переход от темноты к свету.
Диссоциация{Dissociation). Переживание ситуации не изнутри, при котором человек видит или слышит происходящее извне, как бы с точки зрения наблюдателя, в отличие от ассоциации.
Извлечение{Elicitation). Продуцирование определенного состояния с помощью слов, поведения, жестов или любых других стимулов. Сбор информации с помощью непосредственного наблюдения невербальных сигналов или задания метамодельных вопросов.
Искажение{Distortion). Процесс моделирования, посредством которого мы неточно отражаем что-то в нашей нервной системе или лингвистике; возникая, может создавать ограничения или ресурсы.
Калибровка {Calibration). Настройка на состояние другого человека посредством прочтения его невербальных сигналов, ранее замеченных и калиброванных.
Карта реальности{Map Of Reality). Модель мира, уникальное представление о мире, создаваемое в головном мозге каждого человека на основании опыта и состоящая из неврологической и лингвистической карты; внутренние репрезентации человека.
Категории Сатир(Satir Categories). Пять поз иречевых стилей,
*я указывающих на специфические способы коммуникации (обвиняющий, заискивающий, расчетливый, отвлекающийся, уравновешенный), разработанные Вирджинией Сатир.
Кванторы всеобщности{Universal Quantifiers). Лингвистический метамодельный термин для слов, которые кодируют объекты, означающие «всеобщность» (каждый, все, никогда, никто ит. д.); характеристика, которая не допускает исключений.
Кинестетический (Kinesthetic). Тактильные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения внутри тела; включают вестибулярную систему или чувство равновесия.
Ключи(Cues). Информация, которая дает указания на субъективные структуры другого человека, то есть ключи глазного доступа, предикаты, дыхание, поза тела, жесты, тон и интонация голоса и т.д.
Ключи глазного доступа(Eye-Accessing Cues). Движения глаз в определенных направлениях, указывают на визуальное, ауди-альное или кинестетическое мышление (обработку информации).
Ключи доступа(Accessing Cues). Настройка нашего тела посредством дыхания, позы, жестов и движения глаз, обеспечивающая определенный тип мыслей.
Комплексныйэквивалент (ComplexEquivalence). Лингвистический нюанс, при котором человек делает два утверждения, имея в виду одно и то же, например: «Он опоздал; он меня не любит».
Конгруэнтность(Congruence). Состояние, когда внутреннее пред^ ставление человека упорядочено. То, что человек говорит, соответствует тому, что он делает. Его невербальные сигналы и вербальные утверждения сочетаются друг с другом. Состояние единства, согласия, внутренней гармонии, отсутствия конфликта.
Контекст(Context). Обстановка, структура или процесс, в которых происходят события и которые придают смысл содержанию.
Линия времени(Time-Line). Метафора, описывающая, как мы со
храняем в памяти то, что видим, слышим и ощущаем; способ
кодирования и обработки конструкта «время».
Логический уровень(Logical Level). Более высокий уровень, уровень, охватывающий какой-то более низкий уровень, метауро-вень, который приводит в действие и модулирует более низкий уровень.
Мета(Meta). Выше, за пределами, возле, на более высоком уровне, вышестоящий логический уровень.
Метамодель(Meta-Model). Модель с 11 (или 12) лингвистическими особенностями, которая идентифицирует паттерны, затемняющие смысл коммуникации искажениями, пропусками и обобщениями. 11 (или 12) специфических проблем или вопросов, помогающих прояснить неточный язык (или плохую формулировку), вновь соединяя его с сенсорным опытом и глубинной структурой. Метамоделирование выводит человека из транса. Разработана в1975 г. Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Базис всех прочих открытий в НЛП.
Метапрограммы (Meta-Programs). Ментальные/перцептивные прей граммы для сортирования стимулов и акцентирования на них внимания; фильтры восприятия, которые направляют внимание; иногда «нейро-сортировки» или метапроцессы.
Метасостояния (Meta-States). Состояние, охватывающее состояние; наложение состояния сознания-тела (страх, гнев, радость, познание) на другое состояние, относится к более высокому логическому уровню, чем исходное состояние, вызывает геш-тальт-состояние — метасостояние (понятие, разработанное Майклом Холлом).
Множественное описание {Multiple Description). Процесс описания одного и того же объекта с разных точек зрения.
Модальные операторы {Modal Operators). Лингвистические особенности метамодели, которые определяют «модус», посредством которого человек «оперирует» — модус необходимости, невозможности, желания, возможности и т. д.; предикаты (могу, не могу, возможно, невозможно, вынужден, должен и т. д.), которые мы используем для мотивации.
Моделирование {Modeling). Процесс наблюдения и воспроизведения успешных действий и моделей поведения других людей, процесс распознания последовательности внутренних репрезентаций и моделей поведения, которые позволяют кому-то выполнить задачу, базис ускоренного научения.
Модель (Model). Описание того, как что-то функционирует; обобщенная, пропущенная или искаженная копия оригинала.
Модель мира (Model Of The World). Карта реальности, уникальная репрезентация мира, полученная посредством отвлечения от опыта; сумма личных операционных принципов человека.
Нейро-лингвистическое программирование (Neuro-Linguistic Programming). Изучение совершенства, модель того, как люди структурируют свой опыт, структура субъективного опыта; также изучает, как люди становятся запрограммированными в своем мышлении, эмоциях и поведении, в своей неврологии посредством различных языков, которые они используют для обработки, кодирования и извлечения информации.
Неконгруэнтность (Incongruence). Состояние, в котором части личности конфликтуют друг с другом, характеризуется наличием сомнений, неполной сосредоточенностью на достижении результата, проявляется в не согласующихся друг с другом сообщениях, сигналах, отсутствии упорядоченности или соответствия слова и дела.
Неконкретные глаголы(Unspecified Verbs). Глаголы, неимеющие при себе наречия; лишают действие конкретности.
Неконкретные существительные(UnspecifiedNouns). Существительные, которые не конкретизируют, ккому или кчему они относятся.
Необходимое разнообразие(Requisite Variety). Гибкость в мышлении, эмоциях, речи, поведении; человек с максимальной гибкостью поведения контролирует действие; закон необходимого разнообразия.
Номинализация(Nominalization). Лингвистическая особенность
метамодели, гипнотический паттерн языка транса, процесс пре
вращения глагола в (абстрактное) существительное, процесс,
застывший во времени. ,э '*■■■
Обобщение(Generalization). Процесс, посредством которого одно конкретное переживание начинает отражать целый класс переживаний; один из трех процессов моделирования вНЛП.
Опущение(Deletion). Часть опыта, отсутствующая либо лингвистически, либо репрезентативно.
Отсоединение(Mismatching). Предложение иных паттернов поведения другому человеку с целью нарушить раппорт и тем самым изменить течение встречи или разговора, прервать или завершить их; как метапрограмма — поиск различий.
Первая позиция(Erst Position). Восприятие мира с вашей собственной точки зрения; ассоциированная, одна из трех позиций восприятия.
Петли(Loops). Круг, цикл, история, метафора или репрезентация, которые возвращаются к своему началу, образуя петлю (обратную связь). Открытая петля: история, оставшаяся незавершенной. Замкнутая петля: завершение истории. В стратегиях петлей называют многократное повторение серии процедур, из которых нет выхода; такая стратегия неспособна прийти к завершению.
Поведение(Behavior). Любая деятельность, в которую мы вовле
чены; мышление на микроуровне или внешние действия на мак
роуровне.
Подсознание(Unconscious). Все, не относящееся к сознательному восприятию, второстепенные системы представления.
Подстройка (Pacing). Установление и поддержание раппорта с другими людьми посредством присоединения к их модели мира через высказывания, которые соответствуют их языку, убеждениям, ценностям текущему опыту и т. д.; играет решающую роль в формировании раппорта.
Подстройка к будущему (Future Расе). Процесс мысленного про-
kf игрывания события до того, как оно произошло. Один из ключевых процессов, гарантирующих постоянство результата; частый и ключевой компонент в большинстве НЛП-вмеша-тельств.
Позиция восприятия(PerceptualPosition). Наша точка зрения, одна из трех.позиций: первая позиция — ассоциированная, вторая позиция — с точки зрения другого человека, третья позиция — с еще одной точки зрения, наблюдателя.
Предикаты(Predicates). To, что мы утверждаем о предмете; базирующиеся на сенсорике слова, указывающие на определенную систему представления (визуальные, аудиальные, кинестетические, неконкретные предикаты).
Предпочитаемая система(Preferred System). Репрезентативная система, которую индивидуум использует чаще всего в мышлении и организации опыта.
Пресуппозиции(Presuppositions). Идеи, которые мы принимаем как само собой разумеющиеся, с тем чтобы коммуникация имела смысл; допущения, которые заранее (пре) поддерживают (суп) какое-то утверждение (позиция).
Придание сил(Empowerment). Процесс добавления человеку жизнеспособности, энергии и новых мощных ресурсов; жизнеспособность на неврологическом уровне, изменение привычек.
Присоединение(Matching). Усвоение аспектов деятельности другого человека (поведения, слов и т. д.) для усиления раппорта.
Раппорт(Rapport). Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, чувство доверия, возникшее в результате подстройки, отзеркаливания и присоединения, состояние эмпатии или вторая позиция.
Результат(Outcome). Конкретный, базирующийся на сенсорных признаках желаемый исход; должен удовлетворять критериям хорошей формулировки.
Репрезентативная система(Representation System, RS). Мысленное кодирование информации с использованием сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической, обонятельной и вкусовой.
Репрезентация(Representation). Идея, мысль, воспроизведение базирующейся на сенсорике или оценочной информации.
Ресурсное состояние(Resourceful State). Общее неврологическое и физическое переживание, когда человек ощущает свои ресурсы.
Ресурсы(Resources). Любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, опыт, люди, события или имущество.
Рефрейминг(Reframing). Принятие системы отсчета, которая выглядит новой или иной; преподнесение события или идеи с другой точки зрения, так что они приобретают иной смысл; реструктуризация содержания или контекста, паттерн изменения.
Сенсорная острота(Sensory Acuity). Осознание внешнего мира, органов чувств, более тонкое разграничение сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира.
Сенсорно обоснованное описание(Sensory-Based Description). Информация, непосредственно наблюдаемая и верифицируемая органами чувств, язык вижу-слышу-чувствую, который мы можем проверить эмпирически, в отличие от оценочных описаний.
Синестезия(Synesthesia). Автоматическая связь одной системы представлений с другой; V-K синестезия включает видение-ощущение, ни на секунду не осознаваемого сигнала; автоматическая программа.
Содержание (Content). Специфика и детали события; отвечает на вопросы что и почему. Противоположна процессу или структуре.
Сознание(Conscious). Восприятие в данный момент. Восприятие 7±2 блоков информации.
Состояние(State). Холистический феномен сознания-тела-эмо-ций, настроение, эмоции, сумма всех неврологических и физических процессов внутри индивидуума в Любой момент времени.
Стратегия(Strategy). Последовательность мыслей и действий для получения результата или приобретения опыта, структура субъективности, упорядоченная в линейной модели ТОТЕ.
Субмодальность (Submodality). Разграничения внутри каждой системы представлений, качества внутренних репрезентаций,
~ мельчайшие строительные кирпичики мыслей, характеристик в каждой системе.
Третья позиция(ThirdPosition). Восприятие мира с точки зрения наблюдателя; одна из трех позиций восприятия, занимая которую вы видите себя и другого человека.
Убеждения (Beliefs). Мысли, осознанные или неосознанные, которые превратились в обобщение, касающееся причинности, смысла, «я», других, поведения, идентичности и т. д. Убеждения относятся к миру и деятельности в нем. Мы руководствуемся убеждениями при восприятии и интерпретации реальности. Убеждения тесно связаны с ценностями. В НЛП имеется несколько паттернов изменения убеждений.
Условие хорошей формулировки (Well-Formedness Condition). Критерии, которые позволяют нам конкретизировать результат в такой манере, которая делает его достижимым и верифицируемым; эффективное средство обеспечения беспроигрышных решений.
Установка (Installation). Процесс внедрения новой ментальной стратегии (способа совершения чего-то) внутрь сознания-тела (mind-body), с тем чтобы она функционировала автоматически; часто достигается с помощью якорения, системы рычагов, метафор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.
Физиологический (Physiologicat). Относящийся к физической части человека.
Фильтры восприятия (PerceptualFilters). Уникальные идеи, переживания, убеждения, ценности, метапрограммы, решения, воспоминания и язык, которые формируют и расцвечивают нашу модель мира.
Фрейм (Frame). Контекст, среда, метауровень, способ восприятия чего-то (как в фрейме результата, фрейме «как если бы», фрейме возвращения и т. д.).
Фрейм -«как если бы» (As-If Frame). Когда мы делаем вид, что некоторое событие уже произошло, мысля так, «как если бы» оно имело место, это способствует творческому решению проблем посредством мысленного преодоления видимых препятствий на пути к желаемым решениям.
Ценность (Value). To, что важно для вас в определенном контексте. Ваши ценности (критерии) — это то, что мотивирует вас в жизни. Например, конечной из всех мотивационных стратегий для вас является кинестетика. Эта кинестетика — подсознательная ценность.
Чанкинг (Chunking). Изменение восприятия путем перехода на более высокие или низкие логические уровни. Укрупнение — это переход на более высокий уровень (индукция). Оно ведет к большей абстракции. Разукрупнение — переход на более низкий уровень (дедукция). Оно ведет к более конкретным примерам или случаям.
Части (Parts). Неосознаваемые грани личности, созданные посредством значимого эмоционального опыта, не признаваемые и независимые функции, которые начинают вести самостоятельную жизнь, являются источником внутриличностного конфликта, если неконгруэнтны.
Экология (Ecology). Вопрос, касающийся общей связи между идеями, навыками, реакциями и более крупной системой (или средой). Внутренняя экология: общая связь между человеком и мыслями, стратегиями, моделями поведения, способностями, ценностями и убеждениями. Динамический баланс элементов в системе.
Эпистемология (Epistemology). Изучение того, как мы узнаем то, что становится нашими знаниями. НЛП как эпистемология.
Якорение (Anchoring). Процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказываются связанными с реакцией и тем самым инициирует ее. Якоря появляются естественным образом или создаются преднамеренно (как в аналоговом маркировании). Понятие якорения в НЛП базируется на павловском классическом обусловливании, концепции «стимул-реакция». В исследованиях Павлова камертон являлся стимулом (якорем), который подавал собаке сигнал к слюноотделению.