Существует только - Естественное Состояние как оно есть.

К нему нечего прибавить, с ним больше нечего объединять.

Нужно просто освоиться с этим состоянием и пребывать в нем.

Поэтому здесь нет никаких путей или ступеней (са лам. sa lam), которые нужно было бы проходить; есть одна-единственная ступень (са чиг: sa gcig) Естественного Состояния.

В Дзогчене мы говорим о нераздельности (йермэд) ясности или осознания, с одной стороны, и пустоты с другой.

Но здесь мы ничего не объединяем и не сводим вместе (сунгджуг).

Ясность и пустота никогда не были раздельны, по­этому их не нужно сводить вместе.

Поэтому их нераздельность - это не то же самое, что объединение блаженства и пустоты, о котором говорится в Тантре.

В Дзогчене мы действительно говорим о датонг, но смысл его не такой, как в Тантре.

В Дзогчене, в отличие от Тантры, нет необходимости развивать дэва или тонгпа.

Дэва не есть нечто достигнутое или порожденное с помощью какой-то особой практики (сексуальной или другой). Оно возникает естественно и спонтанно.

Здесь дэва, или блаженство, - лхундруб, самосовершенно, а тон­гпа, или пустота, кадаг, изначально чиста.

Это переживание возникает как кадаг и лхундруб само собой, без намеренного усилия, потому что оно запредельно уму или про­цессу мышления.

Нет здесь и объединения мудрости и метода (табше: thabs- shes), как в системе Сутры.

Все уже полностью содержится в Естественном Со­стоянии.

Когда, практикующий реализует Естественное Состояние, то уже нет необходимости отдельно практиковать кедрнм-стадию зарождения, и дзогрим- стадию завершения.

Хотя для реализации Махамудры согласно системе Тантры практика этих двух стадий (рим ни: rim gnyis) необ­ходима, в Дзогчене практиковать их нет нужды.

Практика дзогрима требует, чтобы мы что-то схватывали или удерживали, а именно, дэтонг йеше, знание единства блаженства и пустоты.

Некоторые говорят, что Дзогчен и Махамудра одно и то же, но это не так, потому что в Дзогчене нет желания схватить или удержать, что бы то ни было, даже пустоту.

В Тантре, где есть практика дзогрима, тонкий ум и прана, или жизненная энергия (сэм лунг: sems rlung), едины, и после смерти материального тела это единство сохраняется в бардо, в качестве тонкого тела.

Благодаря практике при жизни последователь Тантры после смерти обнаруживает, что теперь его соз­нание обитает в этом тонком теле, или гюлу (sgyu lus: иллюзорное тело), поро­жденным соединением ума и праны.

Его ум преобразился в ум Йидама.

Ум, ко­торый обитает в этом тонком теле, обретен благодаря практике Йидама в соот­ветствии с Тантрой и называется дэтонг йеше.

До тех пор, пока йогин не оста­вит свое материальное тело, в нем, по сути, обитают два существа, которых можно сравнить с матерью и сыном (ма бу: та bu).

Затем, в момент смерти, связь между материальным телом и умом прерывается, и первое распадается на составляющие его элементы, тогда как сознание (намше) попадает в бардо.

Те­перь у йогина осталось только гюлу, иллюзорное тело, которое является продуктом объединения ума (сэм) и энергии праны (лунг) посредством практики дзогрима.

Это гюлу уже обладает дэтонг йеше.

Здесь есть две возможности: чистое гюлу и нечистое гюлу.

Но все равно это достижение не есть состояние Будды.

Это все еще привязанность, или дзинпа, а не Естественное Состояние или реализация состояния Будды.

В Дзогчене же нет ни привязанности, ни преображения.

Если мы практикуем Дзогчен, нам не нужно проверять, каков аспект пустоты и каков аспект ясности.

Теперь, находясь в тонком теле, гюлу, которое имеет облик йидама, йогин должен продолжать практиковать, но на возвышенном уровне (пагпэй са: 'phags-pa'i sa, санскр. аръябхуми), и ему нет нужды снова рождаться человеком.

Кармическая причина над ним уже больше не властна, и он может испускать трулпа (sprul-pa), или эманации самого себя, в любом облике, когда и где пожелает.

Он может выбирать, где ему родиться и при каких обстоятельствах.

То, как получить гюлу, объясняется в разделе дзогрима Аннутаратантры.

В традиции Бонпо ей соответствует магюд, или материнская тантра.

В бонских тантрах субъективный аспект больше похож на Дзогчен - это собственная не­изменная природа, как она есть ми гюр ранг луг джитава.

Толкование Тантры таково.

В бонской Тантре объект берется снизу (из Сутры), а субъект - сверху (из Дзогчена).

И в субъективном аспекте есть собственная неизменная природа. Увидеть ее может только осознание, или рангриг.

У каждого отдельного живого сущест­ва есть свое собственное Естественное Состояние, поэтому есть непрерывный переход личности из одной жизни в другую.

Но само по себе Естественное Со­стояние неизменно, несмотря на то, что индивидуальное осознание (рангриг) может меняться.

И все же они всегда нераздельны.

Но в бонской матод «яб» сим­волизирует шуньяту, а «юм» - мудрость (йеше), так что здесь есть различие. [См. Магюд тугдлсе нима: Ма rgyud ihugs-rje nyi-ma]

Махамудра и Дзогчен

С точки зрения Основы, Пути и Плода - Махамудра и Дзогчен не одно и то же:

- в Тантре говорится о дэтонг йеше, единении двух (блаженства и пустоты),

- Дзогчен недвойствен с самого начала.

- в Сутре мы имеем познавательную способность, которая познаёт пустоту (тонгнид тогпэй шераб).

В Тантре - знание единства блаженства и пусто­ты (дэтонг йеше), а в Дзогчене - Единственную Сущность (тигле нягчиг).

По­этому цели этих путей определяются по-разному.

Сегодня есть много лам, которые говорят: «Чагчен дзогчен ума ченпо чигпа», то есть Махамудра, Дзогчен и великая Мадхьямика - одно и то же.

Это положение может быть по­лезным для содействия несектантскому подходу, но, с философской точки зре­ния, оно неверно.

Махамудру (хотя она присутствует во всех тантрийских шко­лах) особо связывают с кагьюпой, а Дзогчен - с нингмалой и Бонпо.

Великая Мадхьямика - это то, что называет своим воззрением гелугпа.

Мы уже отмеча­ли, что воззрение Мадхьямики явно отличается от воззрения Дзогчена, а здесь мы рассмотрим, в чем оно от него отличается.

Они различаются с точки зрения Основы (воззрения), Пути (медитации) и Плода (результата) - плоды разные потому, что разные воззрение и медитация.

Согласно мадхьямике, на пути видения, на первой бхуми мы приходим к постижению единства (сунгджуг) пустоты и ясности.

Но, согласно Дзогчену, пустота и ясность нераз­дельны (йермэд) с самого начала.

Поэтому обретение состояния будды зависит от осознания природы ума.

Согласно мадхьямике, которая принадлежит к сис­теме Сутры, для достижения состояния Будды необходимы три неизмеримые кальпы, а если практиковать в соответствии с Тантрой, можно достичь состоя­ния Будды, по меньшей мере, за семь жизней.

Разница в том, что Тантра и Ма­хамудра объединяют с шуньятой, или пустотой, блаженство (дэва) тогда как мадхьямика знает только шуньяту.

Тантра имеет доступ к дополнительным ме­тодам кедрима и дзогрима, которые в системе Сутры неизвестны.

Дзогчену же в качестве подготовки не нужны никакие практики визуализации: он стремится сразу обнаружить Естественное Состояние, как оно есть само по себе. Ничего особенного делать не нужно.

Таким образом, практикуя Дзогчен, при наличии способности можно обрести состояние Будды за одну жизнь.

Если есть разные воззрения и разные пути, они ведут к разным результатам. Это вполне логично.

Поэтому состояние Будды (плод) в понимании мадхьямики и в понимании Ма­хамудры - иное, нежели в понимании Дзогчена.

Напрмер: если мы хотим попасть в Нью-Йорк, можно полететь самолетом, поехать на поезде, на машине, на автобусе или на велосипеде или пойти пешком, но, так или иначе, мы все равно окажемся в Нью-Йорке. Поэто­му разные пути могут вести к одной цели.

Но здесь Основа одинакова: человек, который решил попасть в Нью-Йорк и вид передвижения-достижения. Отличаются только виды транспорта.

Поэтому, если мы осознаём природу ума, нет смысла медлить.

- В системе Сутры мы очищаем ум, используя противоядия.

-В системе Тантры мы исполь­зуем визуализацию, чтобы преобразить видение и объединить шуньяту и бодхичитту. Это метод преображения, а не использования противоядий.

- В Дзог­чене же мы имеем метод самоосвобождения.

Таким образом, в каждой системе есть присущие только ей отличные черты, в данном случае - Основа, Путь и Плод.

В Махамудре, которая являет собой вершину системы Тантры, существует единство блаженства и пустоты (дэтонг сунг-джуг) - это переживание дэ­тонг йеше, знания блаженства и пустоты.

И пустота здесь воспринимается так же, как в мадхьямике, потому что так ее объяснял Марпа-переводчик.

Проис­ходит объединение (сунгджуг) ощущения (дэва) и пустоты (тонгпа нид), и эти две составляющие становятся знанием (йеше).

Это дэтонг йеше и есть то, что отличает Тантру от Сутры.

Шуньята - это всегда объективный аспект, а пото­му в этой системе дэва и йеше представляют собой субъективный аспект.

Таким образом:

- В Тантре говорят о познавательной способности, которая постигает пустоту (тонгнид тогпэй шераб: stong-nyid rtogs-pa'i shes-rab).

- В Сутре - о знании, которое есть блаженство и пустота (дэтонг йеше).

- В Дзогчене же, гово­ря о Естественном Состоянии, мы говорим не о мышлении (намтог) и не о соз­нании (намше), а о ясности (салва) и осознании (ригпа)

Поэтому в Дзогчене мы не найдем такой манеры изложения, какую например, можно обнаружить в мадхьямике Цонгкапы.

Естественное Состояние имеет аспект пустоты (тпонг-ча), но в равной степени и аспект ясности (салча). Они нераздельны, как огонь и жар.

Однако в мадхьямике и в Махамудре мысли всегда присуща тонкая склон­ность схватывать (дзинпа), что-то ловить, хватать или удержи­вать, даже если это что-то - пустота.

Там должна присутствовать мысль, кото­рая познаёт пустоту.

Но для Естественного Состояния это неверно.

Не присут­ствует никакой мысли, которая познавала бы Естественное Состояние, потому что Естественное Состояние самоосознанно и знает себя с самого начала

В Дзогчене все открыто, и нет никакой склонности, чтобы то ни было схватывать (дзинмэд).

Разные школы тибетского буддизма сходятся в том, что состояния Будды можно достичь либо путем Сутры, либо путем Тантры.

Но, с точки зрения Тан­тры, состояние Будды, достигнутое методом Сутры, не является полным, пол­ной реализацией.

Есть дальнейшие ступени, которые необходимо пройти, и о них говорится в Тантре.

В системе Сутры Парамиты соответствуют относительной истине, а шунья­та - абсолютной истине.

Как и мадхьямика и система Сутры, практика тодгал в Дзогчене выявляет для нас иллюзорную природу всего сущего.

Мы приходим к пониманию, что все видимости - иллюзии созданные умом.

Когда же мы находимся в Естественном Состоянии, мы не выносим таких суждений, напри­мер, не думаем: «Это только иллюзия!»

Трикаю можно обрести только одно­временно, а не последовательно, но, согласно мадхьямике, без двух истин об­рести состояние Будды невозможно.

В системе Сутры мы находим такие два принципа:

- во-первых, знание, постигающее пустоту, есть причина дхармакаи, а

- во-вторых, практика накопления парамит есть причина рупакаи.

Но для полу­чения результата такая практика Сутры требует очень долгого времени.

В Сут­ре практикуют только шуньяту, но не визуализацию зримых образов божеств.

В Тантре же мы начинаем с того, что принимаем все состоящие из пустоты, а потом с самого начала практикуем визуализацию божеств. Поэтому этод метод, гораздо быстрее.

- У Сутры есть только причина дхармакаи, практика шуньяты;

- в Сутре известна только она, но не истинная причина рупакаи.

Поэтому в системе Сут­ры мы как бы сажаем в землю уголь и регулярно поливаем, но дерева от этого не вырастет.

В Тантре практикуют шуньяту, но еще и визуализацию божеств, а потому это дает причину для проявления рупакаи и этот метод работает гораздо быстрее.

Но когда Сутра и Тантра смотрят на Дзогчен, они не видят причины для порождения рупакаи.

Ведь Дзогчен не признаёт двух истин, как же может Дзогчен привести к достижению состояния Будды?

В противоположность им, в Дзогчене есть Естественное Состояние, которое представляет собой совсем не то, что шуньята мадхьямики.

Пустота означает отсутствие собственного бытия.

Это состояние, которое является просто пустым, пассивным и отрицательным.

Но, согласно Дзогчену, все видимое существует само собой (лхундруб) как проявление собственной энергией (рангцал: rang rtsal) Естественного Состояния.

Например: глядя на горчичное семя, мы не видим масла.

Когда же мы отжима­ем семена, масло появляется.

Таким образом, масло само собой существует в семени, но, чтобы оно проявилось, необходима вторичная причина - отжим семян.

Если бы состояние Будды уже не существовало само собой в Естественном Состоянии, то, какие бы практики мы ни делали и как бы долго ими ни занимались, ничего бы из этого не вышло. В Естественном Состоянии уже полностью присутствует потенциальность Десяти Парамит.

Дзогчен обладает всеми причинами состояния Будды, потому что в Естественном Состоянии уже спонтанно присутствует все.

Поэтому нужно практиковать только одну истину, а не две.

Согласно Дзогчену, Тантра не может достичь полного состояния Будды, потому что сворачивает на одну дорогу, а потом на другую.

Но нельзя идти по двум дорогам одновременно.

В Естественном Состоянии неотъемлемо присут­ствуют все образы тантрийских божеств - шитро, или мирных и гневных бо­жеств.

Согласно джонангае, Естественное Состояние потенциально содержит образы этих божеств, поэтому каждое живое существо - потенциальный Буд­да, только эта буддовость еще не видна.

Таким образом, из Естественного Со­стояния может возникнуть все, что угодно.

Но, чтобы эта потенциальность про­явилась, должны быть вторичные причины: это не все равно, что образ Будды, находящийся в храме с открытой дверью.

Практика тодгал связывает нас с вторичными причинами, способствуя их проявлению. Но это только вторичные причины, а подлинная причина и источник видений - Естественное Состоя­ние.

В Дзогчене мы практикуем только один путь - пребывание в Естествен­ном Состоянии, а все остальное само собой проявляется из него.

Тогда как в системе Сутры следует в равной степени практиковать два накопления.

Но раз­ве можно одновременно идти по двум дорогам?

Стремясь к одному, мы пре­небрегаем другим.

Но все Будды, все их благие достоинства и все их деятельно­сти уже существуют в Естественном Состоянии, Единственное Естественное Состояние - основа всего в сансаре и нирване.

Поэтому мы называем его кунжи, основа всего.

Но в этот, настоящий, момент наше Естественное Состо­яние - только основа сансары и не действует как основа или основание нирва­ны.

В настоящее время оно для нас - только основа Заблуждения (трулжи.), а не основа Освобождения (дролжи).

Но Естественное Состояние - еще и основа нирваны и, когда мы оказываемся в состоянии просветле­ния, она уже не основа заблуждения сансары, но основа освобождения (дрол­жи).

Такова ситуация для конкретного человека, если же говорить в целом, она основа и того и другого.

Это учение - глубокое (саб: zab), потому что учит с точки зрения индивидуального и конкретного, и одновременно широкое (ге: rgyas), потому что учит с точки зрения общего и универсального.

Все десять парамит и все другие достоинства будды уже спонтанно присутствуют в Есте­ственном Состоянии.

Как будто всё уже поместили в храм, но двери закрыли.

Мы должны открыть эти двери с помощью вторичных причин и практики, и тогда будет видно содержимое.

Все оно там есть с самого начала, только доступ к нему зависит от нашего знания качеств Естественного Состояния.

Но, находясь в Естественном Состоянии, мы его никак не проверяем и не исследуем - мы просто оставляем его как есть.

Одной этой истины достаточно, нам не нужны две истины.

Движение Римэ Джамьянга Кенце Вангпо и Джамгона Конгтрула, развернувшееся в Восточном Тибете в этом веке и в прошлом, испытало на себе сильное влияние воззрения Дзогчена и в основном усвоило его.

Поэтому мно­гие ламы, вышедшие из Восточного Тибета, особенно последователи кагью, теперь объясняют Махамудру так, будто это Дзогчен.

Они повторяют снова и снова: Дзогчен чагчен чигпа рэ, Дзогчен и Махамудра - одно и то же.

Как правило, они имеют в виду Махамудру Гампопы, которую так сурово критико­вали Сакья Пандита и другие ученые.

Традиционное объяснение Махамудры делается в соответствии с системой Тантры, и оно очень отличается от Дзогче­на.

Такое традиционное объяснение индийской Махамудры можно найти, на­пример, у сакьяпинцев в системе Лам- дрэ (Lam Tjras) и в дохах Вирупы.

Здесь объяснение дается исходя из дзинпа, или удерживания

Цонгкапа утверждает, что без дзинпа невозможно осознать, где субъект и где объект.

В Естественном Состоянии нет познания или осознания объекта субъектом, но здесь, в Махамудре, все еще есть такое деление на субъект и объект.

В Тантре тоже все еще должно что-то присутствовать и в субъективном аспекте, и в объективном.

Хо­тя некоторые ламы говорят, что Дзогчен и Махамудра - одно и то же, этого не может быть, потому что в Дзогчене нет дзинпа, а в дзогриме есть дзинпа - скажем, познание дэтонг йеше.

Но если воззрения разные, будут разными пути и, соответственно, будут разными и плоды.

По мнению некоторых лам, в Сутре и Тантре объект, а именно шуньята, одинаков, а субъекты - разные.

В Сутре субъект - обычный ум, тогда как в Тантре это очищенный ум в тигле, или ка­плях энергии.

В обоих случаях присутствует дзинпа, или удерживание, в Дзог­чене же с самого начала никакого дзинпа нет.

Таким образом, здесь мы имеем некоторые коренные различия в воззрениях, присущих Сутре, Тантре и Дзогче­ну.

Это необходимо иметь в виду.

Наши рекомендации