Тема 4 Информационные ресурсы общества

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки, содержа­ние, симптомы в социальной практике, последствия. Информационный кри­зис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении эффективности ин­формационного обмена: - резко возрос объем публикуемых данных; - между группами разных специалистов стало трудно общаться; - возрос объем не­опубликованной информации; - выросла проблема межязыкового обмена в мире. Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного кри­зиса - явление информационного "тромбоза", т.е. информационного "взры­ва" (лавинообразного роста объемов социоинформации), сопровождающегося информационным "голодом" (физиологическими ограничениями человека в восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной информации из общего потока). Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса стало создание в 1971 микропроцессора. Таким образом, самой актуальной и острой в мире является проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов (ИР). Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эф­фективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов.

Информационный ресурс общества - определение понятия. Понятие "инфор­мационного ресурса общества" (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. "Национальные информацион­ные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации". Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политичес­кой, военной), а также от уровня развития и эффективности использова­ния средств передачи и переработки информации. Понятие ИР находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как "знания", "информа­ция", "данные" и т.д. ИРО могут быть определены как накопленные в об­ществе знания, подготовленные для целесообразного социального исполь­зования [1].

Представим схему создания и развития ИРО:

Живое знание Информацион. Информацион. ресурс о-ва потенциал о-ва

отчуждение активизация знаний информационных ре­сурсов

Знания как национальное богатство. Проблема "утечки мозгов" из России. Важно отметить, что живое знание, являясь национальным богатством, не входит в понятие ИР, речь здесь идет от отчужденных от носителей зна­ниях. Уровень "живого знания" в каждой стране определяется историчес­ким наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д. С живым знанием как национальным богатством связана печально из­вестная проблема "утечки мозгов" из России. По данным МВД России, в 1992 году эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования. Наиболее "выездной" возраст 31-45 лет. По прогнозам Ко­миссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год. Есть основания полагать, что ны­нешние масштабы интеллектуальной эмиграции - только вершина айсберга в сравнении с тем, что нас ожидает. Как показывают социологические опро­сы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится подходящая возможность. Значительная часть на­учной молодежи России уже практически живет за рубежом, формально чис­лясь сотрудниками российских НИИ. "Внутренняя" утечка умов еще основа­тельнее: сейчас на одного эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике. [2].

Основными проблемами исследований в области ИР общества являются : - проблема раскрытия сущности ИР как формы представления знаний, опреде­ление и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов ИР в обществе. Видимо, будут необходи­мы такие научные дисциплины как "информология" - совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования ИР и "информдинамика" - наука о закономерностях преобразования одних форм ИР в другие и о процессах их распространения в обществе; - проблема разработки методологии коли­чественной и качественной оценки имеющихся в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах; - проблема соз­дания методов исследования структуры и топологии распределения различ­ных видов ИР по регионам России, а также в глобальном масштабе. Науч­ная дисциплина, призванная заниматься решением этой проблемы, может быть названа "информографией"[1]. Свободный доступ к национальным ИР - важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на инфор­мацию, права "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ст. 29, п. 4 Конс­титуции РФ). В решении же задач обеспечения доступа к автоматизирован­ным информационным ресурсам (АИР) важнейшая роль принадлежит "геогра­фической" дислокации баз данных (БД), их топологической характеристи­ке. Из 3229 БД, охваченных учетом, почти 65% находятся в Москве. Су­ществуют большие территории, практически не охваченные информатизаци­ей. Рассмотрение БД по их назначению показало, что только в Москве расположено 74% БД научно-технической информации, 84% - справочной, финансовой и учетно-статистической информации, 87% - управленческой информации, 92,6% - коммерческой информации. Таким образом, концентри­рование в столице БД общего применения ограничивает доступ к нацио­нальному ИР. Эти трудности могут компенсироваться разнообразием соз­данных на его основе продуктов и услуг и, прежде всего, использованием телекоммуникационных сетей, способных обеспечить удаленный доступ к нему "всех желающих", однако практически они доступны только пользова­телям с высокими платежными способностями. Национальные ИР - новая экономическая категория. Корректная постановка вопроса о количествен­ной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категори­ями все еще ожидают крупномасштабных организационных мер для их разра­ботки и потребуют длительных усилий специалистов и ученых самых разных областей знания[5]. В перспективе все информационные ресурсы будут обобществлены. Информация принадлежит всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако, отдавая "свою" информацию (знание) обществу, каждый должен получить компенсацию за труд, затраченный на ее получение. Не­разработанность механизмов реализации права на интеллектуальную собс­твенность существенным образом сдерживает развитие национальных инфор­мационных ресурсов. Требует решения также проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда по созданию знаний, понижения социального статуса творца, создателя знаний, так и тенденцией повышения статуса пользова­теля знаниями, переоценки в какой-то мере его более рутинного и более доступного труда. Такая нивелировка способна понизить творческий по­тенциал общества, что будет иметь весьма негативные последствия для его развития.

Формы материализации информационных ресурсов общества. Отчужденное знание, подготовленное для социального использования, материализуется в документах на различных носителях, в том числе электронных, в произ­ведениях искусства и т.д. Качественно новые потребительские свойства электронных изданий обеспечиваются, например, технологией мультимедиа, а снижение цены на эту продукцию достигается распространением ее на оптических компакт-дисках (CD-ROM). Если в 1993 г. в России был выпу­щен один CD-ROM, то в 1994 г. - уже 25, а в 1995 г. ожидается появле­ние более 100 информационных продуктов, в том числе БД, на CD-ROM.

Проблема "электронизации" информационных фондов России. Особое значе­ние для России имеет проблема электронизации национальных библиотек, различных БД, решение которой явится существенным вкладом в активиза­цию информационных ресурсов страны. В 1994 году комитетом при Прези­денте РФ по политике информатизации подготовлен национальный доклад "Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенден­ции развития"[3].

Автоматизированные информационные ресурсы России. Самый крупный ИР России сосредоточен в ВИНИТИ: объем машинного ретрофонда реферативной информации составляет 16 млн. документов. В общем объеме ИР России на­ибольшую часть составляет научно-техническая информация, но по мере развития рыночных отношений все активнее генерируются и распространя­ются БД коммерческой, деловой, правовой информации. По данным Миннауки РФ ежегодный прирост информационных массивов составляет 11-12%, реали­зуется лишь 3-4%. Причина - отсутствие хорошо организованного информа­ционного рынка[4].

Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную служ­бу в мире информационных товаров и услуг. Эту задачу решает НТЦ "Ин­формрегистр", создавая электронный каталог отечественных баз и банков данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведе­ний о БД и их владельцах. В России насчитывается до 30 тыс. БД, содер­жащих сотни гигабайт информации. Однако, баз данных, доступных для ши­рокого круга пользователей, насчитывается лишь около 3 тыс. Качество БД , в частности достоверность содержащейся в них информации, во мно­гом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД обнов­ляются ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно, около 7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при мно­гократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как стои­мость создания и ведения, например, документальной базы данных в рас­чете на один документ лежит в пределах 40-200 $.

Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (бо­лее 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Авс­тралия (182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступ­ные на мировом рынке, представлены на 29 языках мира. По состоянию на 1995 год в мире существует 1131 БД, действующих в режиме on-line, из них 99% БД принадлежит США и лишь 32 БД(0,03%) - странам третьего ми­ра, что ярко свидетельствует о монополизации науки. Типы БД. БД клас­сифицируются по структуре, назначению и способу доступа. По структуре БД делятся на: - документографические (библиографические, рефератив­ные); - фактографические; - числовые; - полнотекстовые и гипертексто­вые; - лексикографические. По назначению содержащейся информации БД делятся на: - БД деловой информации (социальная, коммерческая и др. информация, кадастры, регистры); - БД информации для специалистов (экономическая, правоохранительная и др. информация); - БД массовой информации. По способу доступа БД делятся на: - БД, размещенные на хостах (доступные через сети); - БД, тиражируемые в коммуникативных форматах; - БД, тиражирумые с программными средствами (включая CD-ROM); - локальные БД.

Остановимся подробнее на понятии "фактографические базы социальных данных". К социальным данным относятся данные о населении и социальной среде. Сведения о населении включают демографические, паспортные, кад­ровые, социальные, медицинские и любые другие персональные данные об отдельных личностях, а также сводные данные о населении государства в целом и его отдельных территорий и об определенных группах населения: пенсионерах, квартиросъемщиках, детях школьного возраста, женщинах и др. Трудности создания в России БД о населении связаны с отсутствием необходимого количества супер-ЭВМ, сетей связи, а также с явно недос­таточным финансированием этого направления. Сведения о социальной сре­де включают данные о вакансиях, градостроительстве, городском пасса­жирском транспорте, городском хозяйстве, законах, нарушениях общест­венного порядка и др[6]. Учеными и специалистами ставится вопрос о не­обходимости более глубокой проработки самого понятия "социальная сре­да", разработки системы показателей для его описания и создания соот­ветствующих электронных БД. Так, например, предлагаемое понятие "реги­ональная пространственно-предметная среда"[7] реализует социопрост­ранственный (территориальный) аспект жизнедеятельности людей. Должен стать общеизвестным, а также постоянно отслеживаться в динамике, нап­ример, следующий норматив: каждый взрослый человек должен в год прое­хать с социально-культурными целями - 8000 км. (горожанин) или 6000 км. (селянин). Сегодня же горожанин в среднем проезжает 3700 км. в год, а селянин всего 2100 км. Очевидно, что необходимо научная прора­ботка и фактографическое наполнение на современном уровне и такого важного понятия как "социальное время". Электронизация фактографичес­ких баз социальных данных в целом находится в России лишь в начальной стадии. Только наличие всего спектра ЭВМ от персональных до супер, об­ладающих соответствующих своему классу ресурсами, наличие развитых средств связи, а также современное программное обеспечение (как рези­дентное, так и распределенное) даст практическую возможность коллек­тивного использования информационных ресурсов внутри страны и активно­го обмена с зарубежными базами и банками данных[8]. Решение комплекса социальных и технических проблем активизации информационных ресурсов России, иначе говоря, увеличения ее информационного потенциала, позво­лит создать необходимую для прогрессивного развития информационную среду общества.

Литература:

1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриально­го общества // Социальная информатика-94. 2. Юревич А.В., Агамова

Н.С., Цапенко И.П. Куда ученому податься // Независимая газета, 17 но­ября 1994 года. 3. На пути к информационному обществу. "Автоматизиро­ванные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития" (Национальный доклад) // Вестник РОИВТ, 1994, № 4-5, с.5-66. 4. Башин

М. Троянский конь на информационных полях // Деловой мир, 2 июля 1994 года. 5. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993, с.22. 6. Концепция системы баз и банков данных в СССР // Вестник ВОИВТ, 1990, № 4, с.28. 7. Бугроменко В.Н. TERRA SOCIUM // Социс, 1992, № 11, с. 70. 8. Гусева Т.И. Персональные компьютеры в сфере ин­формационных ресурсов // Социальная информатика. М., 1990, с.154.

Наши рекомендации