Виды оказываемых услуг
Консультационные услуги при анализе и планировании целесообразно группировать в зависимости от предметной области. Реко-
мендуется следующие укрупненные блоки:
1. Растениеводство. 2. Животноводство. 3. Механизация. 4. Переработка сельскохозяйственной продукции. 5. Экономика и организация производства. 6. Маркетинг. 7. Бухгалтерский учет. 8. Правовое обеспечение. 9. Экология. 10. Строительство. 11. Информационные технологии. 12. Социальное развитие села. 13. Несельскохозяйственная деятельность сельского населения.
Каждый блок содержит перечень конкретных специфических вопросов, которые могут объединяться на втором уровне предметной
классификации, при этом конкретизация идет только по тем видам услуг, которые реально оказываются в той или иной консультационной организации
С точки зрения методов различают следующие виды консультирования:
- экспертный; - процессный; - обучающий.
Экспертное консультирование эффективно в ситуациях, когда проблема клиента очень специфична и у него нет ни знаний, ни опыта
для ее решения. При экспертном консультировании сам консультант проводит диагностику, вырабатывает решения и рекомендации
по их внедрению. Роль клиента сводится к обеспечению консультанта информацией и оценке результатов. Процессное консультирование эффективно, когда клиент хорошо знает проблему, у него есть богатый опыт в этой области, но про блема слишком сложная и запутанная, требуется помощь в систематизации и выработке различных вариантов ее решения и комплекса мероприятий. На всех этапах процесса консультирования консультант активно взаимодействует с клиентом, побуждая высказывать его свои идеи, соображения, предложения, проводить анализ проблем и выработку решений. Роль консультанта заключается в сборе внешних и внутренних идей, оценке решений и выработке с клиентом рекомендаций. Обучающее консультирование характерно тем, что консультант готовит основу для возникновения различных идей. При этом он представляет клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д. Все услуги, оказываемые консультационной службой, могут быть подразделены на общественно полезные и индивидуально-
коммерческие (договорные). Общественно полезные услуги – это услуги общего характера, предоставляемые всем желающим на бесплатной основе. Они рассчита-ны на всех потребителей, носят общий характер и, по существу, направлены на доведение до всех хозяйствующих субъектов сведений о новшествах в политике, экономике, правовых вопросах, технологиях и т. п. Финансируются общественно полезные услуги из регионального бюджета, что должно иметь свое отражение в специальном договоре
(соглашении) между региональной администрацией и консультационной службой. Если подробнее рассматривать общественно полезные услуги, то в их состав, по мнению многих экспертов консультационной службы, входят:
− публикация брошюр и бюллетеней, распространение которых не носит обязательного характера (как правило, они посвящены све-
дениям о нововведениях или констатируют состояние дел на рынках продовольствия и продукции);
− все консультации по телефону, не требующие дополнительного времени для выяснения, поиска нововведений в законодательстве, бухгалтерском учете, налогообложении, (например, информация о новых сортах растений и удобрениях), т.е. консультации, ограничи-
вающиеся формулировкой этого нововведения, его краткой аннотацией и в лучшем случае – указанием источников информации;
− все консультации в офисе, которые также не требуют дополнительного выяснения, с той лишь разницей, что при визите в офис
обратившемуся может быть уделено больше времени и предоставлена какая-то дополнительная информация по интересующим
его вопросам;
− все консультации с использованием электронной почты и интерактивных средств связи;
− диспетчеризация вопросов сельхозтоваропроизводителей к узкопрофильным специалистам и ученым для оперативного дистанци-
онного обслуживания при использовании средств коммуникации;
− непосредственный выезд в хозяйство с обзором новых агротехнологий и поиском новых клиентов, проведение презентаций и выставок;
− семинары, касающиеся внедрения инноваций, с анализом существующего положения, обучением основам применения нововведе-
ний, сопровождающиеся раздачей наглядного материала;
− все демонстрационные мероприятия. Договорные услуги – это те услуги, которые предоставляются на основе специального договора. В настоящее время они могут быть полностью или частично платными, носить разовый характер или быть долгосрочными. Разовые договорные услуги, направленные на решение конкретных задач хозяйства, могут состоять в разработке и сопровождении бизнес-плана, ведении бухгалтерского учета в хозяйстве и т. п. Долгосрочные договорные услуги оказываются на основе наличия у консультантов конфиденциальной базы по данному хозяйству. Они могут включать в себя следующее:
− сбор, обобщение и накопление всей основной информации о деятельности хозяйства, оценка ситуации по отношению к среднему
уровню хозяйств зоны (района);
− консультации по телефону или электронной почте по конкретным
вопросам (например, проведение специального рыночного мониторинга стоимости семян и удобрений);
− консультации в офисе или в лаборатории НИИ либо вуза по конкретным вопросам (например, качества сырья или выпущенного
продукта; технологии возделывания культур с учетом особенностей каждого конкретного поля хозяйства);
− непосредственный выезд к заказчику для изучения ситуации и проведения анализа по конкретному виду деятельности.