Методика выполнения заданий
1. Запустить программу: Пуск – Все программы – Маркетинг-Аналитика – Маркетинг-Аналитика.После этого появится диалоговое окно (рис. 1).
Рис. 1. Окно Идентификация
Внимание! Идентификация пользователя программы позволяет разграничить доступ пользователей к системе, что повышает безопасность и обеспечивает конфиденциальность информации. Чтобы пройти идентификацию при выполнении лабораторной работы, необходимо выбрать Пользователя и ввести Пароль (по умолчанию - 1).
Главное окно программы состоит их 3 областей (объекты, анализы, окно отображения работы пользователя и шести пунктов меню (рис. 2).
Область Объекты предназначена для отражения основных и вспомогательных данных для проведения маркетингового исследования. Окно Анализы предназначено для хранения созданных пользователем отчетов.
Меню предназначено для выполнения следующих действий:
Файл - служит для работы с базами данных программы;
Типы - работа с типами товаров и предприятий;
Мастера - выполнение различных видов анализа товаров, рынка, предприятий;
Настройка - открывает доступ к личным настройкам, настройкам системы и формирования отчетов;
Сервис - выполнение очистки или сжатия базы данных программы;
Справка - предоставляет возможность получения помощи по программе.
Рис. 2. Окно программы
2. Посмотреть настройки интерфейса, отчетов (шрифтов), отчетов и администрирования программы.
Для вызова настроек интерфейса необходимо выполнить команду Интерфейс, менюНастройка (рис. 3):
- общие настройки вида позволяют отражать строки состояния, панели инструментов и т.п.);
- просмотр объектов (в виде списка и в виде крупных значков);
- выбор шрифта (выбор шрифта, начертания и размер);
- максимальное количество экспертов (для проведения исследований, в которых применяются экспертные оценки).
Рис. 3. Настройки интерфейса
Для вызова настроек отчетов (шрифтов) необходимо выполнить команду Отчеты (Шрифт), меню Настройка.
В появившемся окне представлены настройки (рис. 4):
- выбор шрифта для заголовков (выбор шрифта, начертания и размер);
- выбор шрифта для подзаголовков (выбор шрифта, начертания и размер);
- выбор шрифта для текста (выбор шрифта, начертания и размер).
Рис. 4. Настройки шрифтов отчетов
Для вызова настроек отчетов необходимо выполнить команду Отчеты, меню Настройка.
В появившемся окне представлены настройки (рис. 5):
- число десятичных знаков (выбор производится с помощью стрелок);
- цвет многоугольников сравнения (выбор производится из списка);
- ввода текста колонтитулов (верхний, нижний и наличие номера страницы);
- автоматического пересчета отчетов после их редактирования.
Рис. 5. Настройки отчетов
Для вызова настроек администрирования необходимо выполнить команду Администрирование, меню Настройка.
В появившемся окне представлены настройки (рис. 6):
- вход по паролю (для отмены входа по паролю необходимо убрать галочку);
- добавление и удаление пользователей (при добавлении задается имя нового пользователя, возможность чтения, редактирования, создания отчетов и администрирования).
Рис. 6. Настройки администрирования
3. Создать маркетинговую базу данных. Для этого необходимо выполнить команду Файл - Создать. В появившемся диалоговом окне задать имя файла и выполнить Сохранить (рис. 7).
Рис. 7. Создание маркетинговой базы данных
В программе предложено 8 различных методик маркетинговых исследований:
- оценка конкурентоспособности товара;
- оценка конкурентоспособности предприятия;
- корреляционный анализ;
- экспоненциальное сглаживание;
- экстраполяция;
- декомпозиция;
- сегментирование рынка;
- ценообразование.
Каждая из методик представлена в виде мастера построения анализа (рис. 8).
Рис. 8. Мастера построения анализов
Перед началом проведения анализа того или иного объекта исследования необходимо создать и заполнить данными соответствующую таблицу.
Для проведения анализа конкурентоспособности товара (продукта) необходимо сначала создать тип товара. Для этого в меню Типы нужно выбрать команду Типы товаров. В появившемся окне Редактирование типов товаров необходимо выбрать Новый тип (рис. 9).
Рис. 9. Окно Редактирование типов товаров
В поле Имя типа –ввести имя созданного типа, после чего нажать на кнопку Переименовать. В строке Выбор типа появится созданный тип товара. После этого следует нажать на кнопку Создать корневую папку. В основном окне редактирования типов товара появится папка Новое (рис. 10).
Рис. 10. Создание нового типа
Для ее переименования необходимо, предварительно выделив ее курсором – ввести новое имя, например, Информационная система.
С помощью команды Создать папку – добавить группу параметров Информационной системы: Конструкционные, Технологические, Организационные, Экономические. Для их добавления необходимо, предварительно выделив соответствующую группу параметров, выполнить команду Создать свойство. Кроме того, каждый или свойство группы параметров может иметь свой суффикс (руб., тн., кг., и т.д.). Для этого, предварительно выделив соответствующий признак (свойство) курсором, в строке Суффиксвводится формат этого признака (свойства) и выполняется команда Сменить. В результате, после ввода всех параметров, их признаков (свойств), а также настройки суффиксов новый тип товара будет выглядеть так (рис. 11):
Рис. 11. Завершение создания нового типа
Конструкционными характеристиками информационных систем являются следующие параметры:
объем информационного хранилища данных;
пользовательский интерфейс и его возможности;
функциональная структура управления, реализованная в информационной системе (состав подсистем, комплексов задач).
Технологическими характеристиками информационных систем являются следующие параметры:
документация;
среднее время реакции информационной системы на запрос пользователя;
количество пользователей;
системы документов и документооборот;
типовые информационные технологии процессов сбора, передачи, обработки, хранения, извлечения, распространения информации.
Организационными характеристиками информационных систем являются следующие параметры:
обеспечение полного цикла управления в масштабах корпорации: нормирование, планирование, учет, анализ, регулирование на основе обратной связи в условиях информационной и функциональной интеграции;
интеграция с другими программными средами;
функционирование в неоднородной вычислительной среде на разных вычислительных платформах;
реализация управления в реальном масштабе времени;
Экономическими характеристиками информационных систем являются следующие параметры:
цена информационной системы;
гарантийное обслуживание;
стоимость ремонта.
Следующим шагом по проведению анализа конкурентоспособности Информационных систем является создание данных, по которым будет произведена оценка. Для этого в окне Объект необходимо команду Создать типизированную папку и выбрать из предложенного списка, созданный ранее тип товара, выполнить ОК (рис. 12).
Рис. 12. Создание новой папки
Для наполнения этого типа товара данными необходимо создать шаблон для импорта из MS Excel. Для этого, предварительно выделив созданный тип товара, в правом окне вызвать контекстное меню и выбрать команду Создать шаблон для импорта из Excel (рис. 13).
Рис. 13. Контекстное меню
В появившемся окне ввести имя создаваемого шаблона и нажать кнопку Открыть.Когда шаблон будет создан на экране появиться соответствующая надпись. Шаблон предназначен для ввода данных о параметрах информационных систем, характеризуемых, например, качеством инструкции пользователя, средним временем реакции информационной системы на запросы пользователя, объемом информационного хранилища данных, количеством пользователей, работающих с системой, интерфейсом и его возможностями, системами документов и документооборотом, реализуемым в системе, функциональной структурой управления в информационной системе (состав подсистем, комплексов задач) (рис. 14).
Рис. 14. Создание шаблона
В случае, если данные по товарам уже имеются, то их можно перенести в созданный шаблон и в последующем импортировать в программу «Маркетинг-Аналитика». Для этого необходимо вызвать контекстное меню и выполнить команду Импорт в Excel, в появившемся окне необходимо выбрать созданный шаблон и нажать на кнопку Открыть.
После того, как данные по типу товаров внесены в программу (с помощью импорта или ручного ввода) можно начинать проведение оценки конкурентоспособности информационных систем для рассматриваемого предприятия (рис. 16).
Рис. 16. Заполненные данные по типу товара
Для этого необходимо запустить соответствующий мастер команда Мастера – Оценка конкурентоспособности товара.
На первом его шаге необходимо (рис. 17):
- присвоить имя анализа;
- выбрать из списка тип товара;
- произвести выбор сравниваемых товаров (с помощью стрелки из левого окна перенести необходимое для проведения сравнения количества товаров – в правое).
Рис. 17. Мастер создания новой оценки конкурентоспособности товара. Шаг 1
Для перехода на следующий шаг мастера нажать кнопку Далее.
На этом этапе необходимо выбрать товар, который будет эталоном(рис. 18).
Рис. 18. Мастер создания новой оценки конкурентоспособности товара. Шаг 2
На следующем этапе мастера нужно ввести пользовательские характеристики товара, по которым будет проводиться сравнение (рис. 19).
Рис. 19. Мастер создания новой оценки конкурентоспособности товара
Выбор производится последовательно с помощью курсора мыши, перенос в правое окно соответствующей стрелкой. Для перехода на следующий шаг мастера нажать кнопку Далее.
На следующем этапе мастера необходимо выбрать экономические характеристики товара, по которым будет проводиться сравнение (рис. 20).
Рис. 20. Мастер создания новой оценки конкурентоспособности товара.
Выбор производится аналогично описанным ранее способом. выполнить команду Далее.
На следующем шаге мастера производится (рис. 21):
- ввод количества экспертов;
- выбор именованных экспертов (эксперты, которые должны участвовать в проведении данной методики, количество экспертов можно выбрать в диалоговом окне, предварительно задав информацию о них в основном окне работы программы) (рис.22)
Рисунок 21 Мастер создания именованного эксперта
Рисунок 22
- выбор способа выставления оценок: вербальный (Никак, Отвратительно, Плохо, Удовлетворительно, Хорошо, Отлично) или цифровой (10-ти или 20-ти бальная шкала);
- выставление оценок экспертами по каждому товару.
Рис. 21. Мастер создания новой оценки конкурентоспособности товара.
После ввода всех оценок по каждому эксперту необходимо перейти на следующий этап мастера, на котором выставляется относительная важность параметров (характеристик) (рис. 22).
Рис. 22. Мастер создания новой оценки конкурентоспособности товара.
Важность задается экспертным образом. После выставления всех суждений при расчетах программой они будут переведены в процентное соотношение друг к другу. На последнем этапе мастера производится редактирование создаваемого отчета по трем характеристикам (рис. 23): положение (слева, по центру, справа); количество колонок(задается стрелками); видимость элемента (да или нет).
Рис. 23. Мастер создания новой оценки конкурентоспособности товара.
Просмотреть созданный отчет (анализ) можно в окне Анализы в строке Конкурентоспособность товара, выбрав его из списка.
Для проведения анализа конкурентоспособности предприятия необходимо повторить все те же действия, которые производились при проведении конкурентоспособности товара, начиная с создания типов предприятий, меню Типы – Типы предприятий.
4. Для работы с созданными в мастерах отчетами необходимо в окне Анализыоткрыть необходимый раздел и загрузить его.
Открывшийся отчет состоит из данных, заданных пользователем после применения соответствующих методик (рис. 24).
Рис. 24. Элементы сформированного отчета
В окне отчетов встроена панель инструментов, которая позволяет:
- редактировать отчеты (т.е. запускает мастер отчетов);
- производить пересчет результатов (если данные, на основании которых был построен отчет, изменились);
- просматривать отчет в режиме предварительного просмотра;
- производить печать отчета;
- увеличивать или уменьшать масштаб просмотра;
- сохранять отчет в виде файла;
- экспортировать отчет в MS Word.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назовите основные возможности программы «Маркетинг-Аналитика».
2. Объясните порядок работы создания отчетов?
3. Какие виды анализа можно провести в программе?
4. Какие средства администрирования представлены в программе? Возможности.
5. Как осуществить экспорт данных?
6. Какие сервисные функции предусмотрены в программе?
7. Объясните последовательность выполнения работы с программой «Маркетинг-Аналитика»?