Определена роль маркетинговых исследований рынка рекрутинговых услуг. Выявлены причины, тормозящие развитие маркетинговых исследований в сфере рекрутмента
Успешность кадрового агентства и дальнейший рост, зависят от умения максимально приспособить свой потенциал к требованиям рынка. Маркетинговая информация, получаемая в результате изучения рынка, становится одним из важнейших факторов эффективной деятельности, предпосылкой принятия обоснованных управленческих решений. Важность получения информации о текущей рыночной ситуации и перспективах ее развития, кроме общих для всех хозяйствующих субъектов причин, обусловлена также спецификой рекрутинговых услуг, которая выражается в их производном характере, достаточно высокой степени индивидуализации и «знаниеемкости». Рыночный спрос на рекрутинговые услуги также является производным, что определяет необходимость адаптации к изменяющимся экономическим условиям, выявление вероятных запросов потребителей, с целью более полного удовлетворения их потребностей. При этом маркетинговым исследованиям рынка рекрутинговых услуг не уделяется должного внимания, он изучен слабо, что становится серьезным препятствием в его развитии.
В результате анкетного опроса, проведенного автором в 2011 г. среди руководителей кадровых агентств г Омска, было выявлено, что только 6 % компаний проводит маркетинговые исследования. Эти исследования выполнялись самостоятельно и носили разовый характер. К услугам компаний, оказывающих консалтинговые услуги в области маркетинга, ни одно кадровое агентство не обращалось. Заинтересованность в получении информации о рыночной ситуации выразили все респонденты. Основной причиной, препятствующей их проведению, являются высокие трансакционные затраты. В целом, можно выделить следующие причины, ограничивающие развитие маркетинговых исследований в сфере рекрутмента: недостаточно четкое понимание взаимосвязи между проводимыми вовремя маркетинговыми исследованиями и дальнейшим развитием агентства, его позиционированием; низкая информированность о фирмах, специализирующихся на проведении маркетинговых исследований, и их возможностях; слабое понимание необходимости регулярной оценки рыночной ситуации в связи с ее динамичностью; высокая стоимость проведения маркетинговых исследований; несовершенство государственных статистических информационных ресурсов.
Отсутствие систематических исследований, преследующих цель комплексно охарактеризовать ситуацию на рынке услуг по подбору персонала, негативно сказывается на темпах развития данной отрасли. На основе обзора публикаций, посвященных оценке текущего состояния рынка рекрутинговых услуг, а также исследований, проведенных автором, в связи со слабой обеспеченностью маркетинговой информацией, были выявлены причины недостаточного развития рынка рекрутинговых услуг:
1. Отсутствие контроля за изменениями факторов макро- и микросреды, что привело к несоответствию отраслевой специализации предложения структуре спроса, повышению трудоемкости услуг, обострению конкуренции со стороны Интернет-рекрутмента, сокращению числа кадровых агентств, снижению доходности данной деятельности.
2. Незнание детерминант, влияющих на принятие решения работодателей о приобретении рекрутинговых услуг, что способствовало акцентированию внимания на свойствах услуг, не являющихся значимыми для покупателей, в результате повысилась себестоимость услуг, но не произошло ожидаемого увеличения объема продаж, а в ряде случаев наблюдалось его сокращение.
3. Недопонимание большинством работодателей сущности рекрутинговых услуги низкая осведомленность о деятельности агентств, вызванные отсутствием у кадровых компаний действенной системы маркетинговых коммуникаций, что привело к негативному отношению к ним потребителей.
Перечень не является исчерпывающим, здесь зафиксированы только основные причинно-следственные связи, тормозящие развитие рынка рекрутинговых услуг в результате низкой информационной обеспеченности. Решение маркетинговых проблем возможно лишь с использованием комплексного подхода к их изучению. Полученная в ходе маркетинговых исследований информация, отвечающая всем требованиям, предъявляемым к данному ресурсу, позволяет руководству рекрутинговой компании принимать обоснованные решения относительно стратегии агентства в кратко- и долгосрочной перспективе, что обеспечивает более успешное развитие отрасли в целом. Основная роль маркетинговых исследований, по мнению руководителей кадровых агентств заключается в установлении перспектив развития рынка и определении конкурентных позиций как агентства, так и его услуг. Результаты маркетинговых исследований позволяют работодателям получить информацию о доле, занимаемой агентством, видах оказываемых услуг, уровне закрываемых вакансий, используемых технологиях и т. д., что дает им возможность выбрать агентство, наиболее полно соответствующее их запросам.