Система поддержки маркетинговых решений предполагает использование вычислительной техники, специально разработанных программ маркетинговых исследований.

Для получения информации в маркетинге и анализе используются следующие методы: наблюдение, опрос, анкетирование и т.д.

Анализ внешней среды

Внешняя среда представляет собой окружение, в котором действует организация, и состоит из участников рыночных отношений. От их поведения, целевых установок и интересов в большей или меньшей степени зависит благополучие и эффективность бизнеса.

Анализ внешней среды позволяет определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть на любом этапе развития бизнеса, а также выявить стратегические альтернативы. При этом следует иметь в виду, что факторы внешней среды могут быть контролируемые и неконтролируемые.

Анализ факторов макросреды. Среди факторов макросреды наибольшее значение имеют экономические факторы. Они определяют тенденции развития общественного производства, покупательную способность населения, инфляционные процессы, уровень занятости и т.д. От экономической обстановки в стране зависит стоимость и доступность ресурсов для организации бизнеса, объема производства, наличие производственных мощностей, рабочих мест.

Анализ экономических факторов способствует оценке общих изменений состояния экономики и возможности прогнозирования их влияния на деятельность организации.

Политические факторы характеризуют стабильность политической обстановки, отношение органов власти к бизнесу, направленность государственного регулирования и т.д.

Правовые факторы определяют законодательную систему, регулирующую хозяйственную деятельность организации.

Научно-технические и технологические факторы влияют на современность и степень устаревания используемой техники, технологии и выпускаемой продукции, а также на эффективность их использования.

Социально-культурные факторы характеризуют уровень образования и культуры населения, который влияет на характер производимой продукции, способ производства, условия труда, отношение персонала к работе.

Природно-географические факторы – это природно-климатические условия, состояние окружающей среды, наличие и доступность сырья, энергии, путей сообщения, от которых зависят условия и возможности хозяйственной деятельности организации, их размещение и затраты на производимую продукцию.

Международные факторы представляют собой, во-первых, различные экономические, социально-политические, культурные, правовые и др. особенности тех стран, с которыми предприятие имеет деловые отношения. Во-вторых, крупнейшие события и основные тенденции в международной среде, способные оказать влияние на микросреду организации.

Одним из методов анализа макросреды является РЕSТ-анализ (политико-правовые, экономические, социально-культурные и технологические факторы). Некоторые факторы могут получить количественную оценку (уровень безработицы, уровень доходов населения и т.д.), для них анализ сводится к установлению их динамики и оценки ее значимости. В случаях, когда количественная оценка невозможна, используются экспертные оценки (SWOT-анализ сильных и слабых сторон). Возможности следует рассматривать как положительные тенденции внешней среды, которые могут способствовать повышению доходности бизнеса. Угрозы – отрицательные тенденции, которые приводят к снижению эффективности работы.

Анализ факторов микросреды.Внешнеэкономическая среда воздействует на финансовую устойчивость бизнеса прежде всего через изменения в области сбыта на рынках готовой продукции, поэтому важное место в анализе занимает исследование рынка.

Рынок для предприятия – это рынок сырья, комплектующих изделий, предметов снабжения и т.д. Он состоит из совокупности лиц и организаций, закупающих товары для использования в дальнейшем производстве, для перепродажи или перераспределения. Анализ рынка призван дать ответ на три группы стратегических вопросов, связанных с его сегментацией, мотивацией потребностей и выяснением их неудовлетворенных нужд. Привлекательность сегмента определяется его размером и интенсивностью конкуренции. Задача анализа рынка состоит в том, чтобы из большого числа потенциальных потребителей определенного вида продукции выбрать более или менее однородные группы, которые могут стать реальными потребителями предлагаемых товаров и услуг. Все эти факторы учитываются при определении маркетинговой стратегии.

Анализ рынка нацелен на получении исчерпывающих сведений обо всех его элементах. Объектом анализа служат рынки или рыночные сегменты. Анализ рынка можно провести, используя следующие количественные и качественные характеристики.

Таблица – Анализ рынка

Наши рекомендации