Методические указания
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Деловая игра. Определение коэффициентов эластичности спроса.
ПРОЦЕСС ИГРЫ
Группа разбивается на подгруппы (3 группы) экономистов по блокам и три группы экспертов.
Качество работы оценивается по пятибалльной системе (преподаватель проверяет расчёты в процессе выполнения работы экономистами и экспертами и оценивает их.
Экономисты докладывают, эксперты высказывают своё мнение, при этом представляя аргументированный и квалифицированный деловой спор.
Эксперты и экономисты должны оценить следующее:
1) Обладают ли участники игры необходимыми знаниями, умениями при решении данного вопроса (по пятибалльной системе);
2) Правильность решения данной ситуации, обоснованность ответов, умение вести деловой спор
Критерий оценки:
1) Оценка преподавателя 0-5 баллов
2) Оценка эксперта 0-5 баллов
3) Оценка экономиста-эксперта 0-5 баллов
ИТОГО | Сумма баллов | Оценка |
15 – 13 | ||
12 – 10 | ||
9 – 7 | ||
< 7 |
Схема игрового комплекса
Экономист по конъюнктуре (бум, спад): EI = |
Экономист по коэффициентам эластичности и выручке Ed P*QD |
Блок 1 Блок 2 Блок 3
Экономист по взаимодополняемым и взаимозаменяемым товарам Exy = |
Секция 3 |
Секция 1 |
Секция 2 |
БЛОК 1
Методические указания
«Эластичность спроса по доходу»
ЦЕЛЬ:
Знать:
1) коэффициент эластичности спроса по доходу
Уметь:
1) рассчитывать коэффициент эластичности спроса по доходу;
2) отрегулировать (увеличить либо уменьшить) запасы и заказы товаров представленных в таблице так, чтобы быть готовыми к ожидаемым спадам и бумам;
3) собирать и обрабатывать информацию соответствующими методами, оформлять результаты соответствующими методами, оформлять результаты в виде таблиц и графиков, проводить анализ полученной информации и делать выводы на его основе;
Уровень дохода и его колебания – важные факторы рыночного спроса. Эластичность спроса по доходу (Е1) измеряет процентные изменения в объёме покупок в ответ на каждое 1%-ное изменение в доходе. Она может быть вычислена по формуле:
(1)
где
I – доходы потребителя,
Q – количество купленного товара.
Например, ЭСД, равная трём для заграничной поездки, означает, что 1%-ное увеличение в доходе повлечёт за собой 3%-ное увеличение в количестве поездок.
Значение Е1 может быть положительным, отрицательным и равным нулю. ЭСД будет равна нулю для товаров, потребление которых не чувствительно к изменению доходов. Это обычно товары первой необходимости. Положительная ЭСД подразумевает, что увеличение в доходе (при прочих равных условиях) сопровождается увеличением объёма покупок. Нормальные товары всегда имеют положительную ЭСД. Товары, чья ЭСД больше единицы и увеличивается при росте дохода, иногда называют предметами роскоши. Данное процентное увеличение в доходе влечёт за собой большое процентное увеличение в покупках товаров, если их ЭСД больше 1.
Точно также данное процентное уменьшение дохода ведёт к большему процентному уменьшению покупок таких товаров. Например, когда доходы в народном хозяйстве растут быстро, спрос на мебель и домашнее оборудование, который эластичен по ценам в рамках короткого периода, растёт даже быстрее. Однако при падении доходов спрос на эти товары падает быстрее падения доходов. Розничные фирмы очень интересуются ЭСД для товаров, которыми они торгуют. Если у них есть оценки ЭСД, то они могут регулировать свои запасы и заказы так, чтобы быть готовыми к ожидаемым спадам и бумам.
Отрицательная ЭСД подразумевает обратное отношение между доходом и объёмом покупок. Некачественный товар имеет отрицательную ЭСД. Например, можно ожидать, что ЭСД дешёвых сортов мяса будет отрицательной, так как многие покупатели посчитают его за некачественный товар. Оценки ЭСД на основе рыночной информации показывают, является ли товар (услуга) в среднем нормальным или некачественным. Они также показывают чувствительность покупок к колебанию дохода.
Алгоритм действий:
1) Исследовать , показать экономический смысл коэффициента ЕI.
2) Разработать объём запасов и заказов. Расчеты занести в таблицу 1
Задание 1
В зависимости от значения EI разбить товары на группы и обосновать:
1) Товары низшего порядка EI < 0
2) Нормальные товары 0< EI < 1
3) Товары высшего порядка EI > 1
Таблица 1
№ | ТОВАР | EI | экономический смысл | БУМ | СПАД | ||
Товар Услуга | Запас Заказ | Товар Услуга | Запас Заказ | ||||
Цельное молоко | - 0,5 | ||||||
Свинина | - 0,2 | ||||||
Картофель | -0,2 | ||||||
Кофе | 0,0 | ||||||
Сыр | 0,4 | ||||||
Говядина | 0,5 | ||||||
Жильё | 0,6 | ||||||
Сигареты | 0,8 | ||||||
Бензин | 1,1 | ||||||
Товары длительного пользования | 1,8 | ||||||
Питание в ресторане | 2,4 |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: "Форум ИНФРА-М", 2007. - с. 386 . – (Прфессиональное образование) с. 144-111
БЛОК 2
Методические указания
«Перекрёстная эластичность спроса»
ЦЕЛЬ:
Знать:
1) коэффициент перекрестной эластичности спроса Еху;
Уметь:
1) определять взаимодополняемые, взаимозаменяемые, невзаимосвязанные товары и объяснить экономический смысл значения коэффициента Еху;
2) по величине и знаку ПЭС разработать величину объёма выпуска и объёма поставок.
3) анализировать процесс изменения величины и знака коэффициента Еху и дать характеристику тенденции экономического развития отрасли
Она измеряет процентные изменения в количестве купленного товара Х в ответ на каждое 1%-ное изменение в цене какого-то другого товара Y. Формула ПЭС – Еxy зависимость между спросом на товар Х и ценой другого товара Y будет:
(2)
Величина ПЭС может быть положительной, отрицательной и нулевой. Если два товара взаимозаменяемы и могут служить одинаковым целям, их ПЭС будет положительной. Как бы не изменялась цена одного товара, при прочих равных условиях, спрос на другой движется в одном направлении. Это означает, что увеличивающаяся цена такого товара ведёт к увеличению покупок другого товара. Например, установлена ПЭС между цыплятами и ценой на свинину, равная 0,299. Так как это положительная ПЭС, можно полагать, что потребитель считает товары взаимозаменяемыми. Если оценка правильная, то каждое 1%-ное увеличение цены свинины вероятно приведёт к увеличению спроса на цыплят при любой данной цене приблизительно на одну треть процента.
В общем, чем больше взаимозаменяемость двух продуктов, тем больше величина ПЭС. ПЭС между двумя конкурирующими продуктами, такими как Пепси-кола и Кока-кола, очень высока. Увеличение цены одного из напитков приводит к резкому увеличению потребления второго, если цена первого сохранена. То же самое относится к различным маркам автомобилей. ПЭС двух взаимонесвязанных между собой товаров, таких как компьютер и мороженое, равна нулю.
Комплементарные товары – такие товары, которые взаимно усиливают удовлетворение от их потребления. Они имеют отрицательную ПЭС. Кофеварка и кофе – комплементарные товары. Следовательно, увеличение цены на кофе понизит спрос на кофеварки. ПЭС кофеварки по отношению к кофе отрицательна. Чем больше взаимодополняемость товаров, тем больше будет абсолютное значение отрицательной ПЭС.
Если два товара не являются ни заменителями, ни комплементарными, их ПЭС равна нулю. Это показывает, что потребление одного продукта не зависит от цены на другой.
Знание ПЭС необходимо для корпоративного планирования. Например, предположите, что ожидается резкое падение цен на природный газ. Вероятно, это увеличит спрос на электроэнергию, так как оба эти продукта являются взаимозаменяемыми для отопления и приготовления пищи. Электрические компании планируют удовлетворить повышенный спрос на свой продукт.
Exy > 0 Exy < 0
Задание 1
Разработать объём выпуска для производителя и объём поставок в магазин на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары по данным таблицы 1.
Таблица 1
Наименование | Оценка ПЭС Экономический смысл | Взаимозаменяемые | Взаимодополняемые | Невзаимосвязанные |
Объём выпуска и объём поставок | Объём выпуска и объём поставок | Объём выпуска и объём поставок | ||
1 Природный газ по отношению к электричеству | 0,8** | |||
2 Соотношение между марками машин (ВАЗ по отношению к NISSAN) | 11,0& | |||
3 Маргарин по отношению к маслу | 1,53# | |||
4 Фотоплёнка к цене фотоаппарата | - 0,7 | |||
5 Бензин к цене автомобиля | - 0,8 | |||
6 Автомобиль к цене лыж |
Алгоритм действий:
1. Определить взаимодополняемые, взаимозаменяемые, невзаимосвязанные товары и объяснить экономический смысл значения коэффициента Еху.(таблица 1)
2. По величине и знаку ПЭС разработать величину объёма выпуска и объёма поставок. Расчёт занести в таблицу (таблица 2)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд.. испр. и длп. - М.: "Форум ИНФРА-М", 2007.с. 368-(Профессиональное образование) с.104-111
БЛОК 3
Методические указания.
«Эластичность и выручка»
ЦЕЛЬ:
Знать:
1) взаимосвязь коэффициента эластичности спроса и выручки
Уметь:
1) заполнить таблицу;
2) построить графики: QD=f (P); P * QD=f (QD);
3) указать на графике эластичность спроса по цене и по выручке;
4) сравнить графики и прокомментировать их взаимосвязь, разработать ценовую политику.
Эластичность спроса на товар по цене можно оценить по показателю общей выручки. Зависимость между эластичностью и величиной выручки является ключевой во многих сферах экономической деятельности.
Ed>1 Если спрос эластичен | Ed<1 Если спрос неэластичен |
То снижение цены увеличивает общую выручку, поскольку снижение цены на единицу блага обеспечит прирост продаж, более чем достаточный для компенсации потерь от снижения цен. | То понижение цены вызовет сокращение общей выручки, так как увеличение продаж окажется недостаточным, чтобы компенсировать уменьшение выручки, происшедшей в результате снижения цены на единицу продукции. |
Таблица 1
Цена продукции Р, руб. | Количество сравниваемой продукции QD, шт. | Общая выручка Р* QD, руб. | |
Алгоритм действий:
1. Заполнить таблицу.
2. Построить графики: QD=f (P); P * QD=f (QD). Сравнить графики и прокомментировать их взаимосвязь, разработать ценовую политику.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп - М.: "Форум ИНФРА-М", 2007. 368 с. (Профессиональное образование) с.104-111.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:
1) Наименование практической работы,
2) Цель практической работы по блокам,
3) Заполненные таблицы и графики с анализом по блокам.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Перекрестная эластичность спроса по цене. Значение её для товаропроизводителя.
2) Основные детерминанты эластичности спроса и их характеристики.
3) Приведите примеры иллюстрирующие эффект Гиффена.
4) Фактор времени, влияющий на эластичность предложения. Примеры по отраслям: легкая промышленность, производство стали.