Лирическое отступление Знак вопросительный и знак восклицательный

Нельзя было Вопросительному знаку влюб­ляться в Восклицательный знак, но так уж случилось. Может быть, дело в том, что противоположности тянутся друг к другу, а может, просто пухленькому Вопроситель­ному нравились стройные. «Ты любишь меня?»—с надеждой спросил Вопросительный знак Восклицательного. «Да!»—загремел тот, да так, что Вопросительный затрясся от ужаса. «Зачем тебе так орать?» — произнес он. «Я не ору, — отвечал Восклицательный знак,—я только акцентирую!». «А ты хочешь, чтобы у нас были дети ?» — робко спросил

Вопросительный. «Да, — сказал Восклица­тельный, — но только такие, которые ясно выражают свои мысли, разговаривают чет­ко и не ставят все под вопрос — эти вечные вопросы совершенно выводят меня из равно­весия». «Но ведь тот, кто ставит все под вопрос, интеллигентнее?» — осмелился воз­разить Вопросительный знак. «Что значит интеллигентность?—возмутился Восклица­тельный. — Мое дело, моя обязанность—ак­центировать то, что должно быть выделено! Точно так же, как, наверное, твоя — спраши­вать!». «Чтозначит обязанность?—удивил­ся Вопросительный.—Ты акцентируешь про­шлое, в лучшем случае настоящее, ая- тут он выпятил свой круглый живот — мошу в се­бе будущее».

Фридрих Ахлайтнер {текст из гимназического учебника немецкого языка для б-го класса, издательство Согпе1sen)

Закон риторики гласит: вопросительный знак всегда означает вопрос, послания — высказывания прямого действия.

Поэтому вычеркните из доклада вопросы, не тре­бующие ответа, и замените их ясными посланиями.

Благодаря четким формулировкам послания надолго запоминаются. Мы задаем вопросы, если

у нас недостает информации, а также при проведе­нии опросов, причем в обоих случаях речевому партнеру это неприятно. Риторический вопрос воспринимается им парадоксально: он вниматель­но слушает оратора или собеседника, одновремен­но делает подсознательную попытку ответить, как привык, на вопрос и вынужден, таким образом, выполнять интеллектуальное сальто-мортале.

Вместо:

«Что это означает с точки зрения нашей стра­тегии?» пишем:

«С точки зрения целенаправленного прове­дения нашей стратегии это означает...»

Держитесь уверенно

Мелкие огрехи выступления часто не отмечаются нами сознательно, но откладываются в подсозна­нии как нечто мешающее восприятию. Хуже всего, если проблема возникает в послании, которое в целом построено правильно.

Когда в январе 2002 г. кандидат в канцлеры Эдмунд Штойбер по ошибке назвал телеведущую Сабину Кристиансен «фрау Меркель», от смущения у него проявилась манера употреблять слово-пара­зит «э-э-э» (см. с. 24).

К чему приводит неуверенность, могли за мно­го лет до того наблюдать и зрители легендарной телевизионной дуэли между Ричардом Никсоном и Джоном Кеннеди: у Никсона на лбу выступил пот, он несколько раз отводил глаза, был плохо вы­брит и выглядел переутомленным.

· Удерживаете ли вы постоянный зрительный
контакт?

· Говорите ли вы без выражения, останавлива­етесь ли, заполняете ли паузы словами-пара­зитами («э-э», «ну», «значит» и т.п.)?

Учитесь говорить в правильном ритме.

Используйте настоящее время, творите действительность

Настоящее время — «здесь и сейчас» языка, теку­щий момент, то, что греки называли /сшго5. Его использование восстанавливает уже произошед­шее. В английском языке есть встроенное средство для выражения этой идеи — ше аге с!от§. Там, где такого удобства нет, приходится пользоваться бо­лее пространными описательными конструкция­ми, например: «В настоящее время мы как раз при­меняем эту стратегию».

Лучше:

«Мы уже успешно применяем эту страте­гию».

Или, искусно встроив в языковую конструк­цию предвосхищение результата:

«До конца года мы успешно реализуем эту стратегию!»

Правило 3. Утвердительные конструкции

Только утвердительные предложения воспринима­ются нашим мозгом однозначно и непосредст­венно. Исключите из сообщений отрицательные конструкции, откажитесь от парадоксов и от кос­венной речи

Примеры

«Не думайте о синем цвете!»,

«Дети, не трогайте горячую плиту!»

Мозг остро реагирует на слово «синий», а слу­шателю предлагается забыть о синем и думать о чем-то другом. Это не получается. Так что высказывайтесь однозначно, т. е. в ут­вердительной форме: «Теперь подумайте, пожа­луйста, о красном цвете и его сигнальном значе­нии».

Вместо:

«У нас нет препятствий для выхода на этот

рынок!» пишем: «Выход на этот рынок для нас открыт!»

По той же причине следует избегать и ирони­ческих рекомендаций — аналога того, что в пси­хотерапии называется «парадоксальным вмеша­тельством». Ирония в сознании слушателя не за­крепится, а ложная инструкция останется.

Примеры

«Так будьте же, наконец, мягкотелыми и рас­хлябанными!» (блокирующая формули­ровка).

Вместо:

«Не волнуйтесь!»

(бррр... сказать так — все равно что нажать на

Красную кнопку)

пишем:

«Сохраняйте спокойствие!»

Вместо:

«Не перебивайте меня!»

(запоминается «перебивать»)

пишем:

«Позвольте мне, пожалуйста, закончить свою

мысль!»

Следующее указание: при противопоставле­нии тем, аргументов или суждений всегда ставьте сначала отрицательную часть, затем утверди­тельную.

Вместо

«Это свидетельствует о позитивном сдвиге,

а не о негативном!» пишем:

«Это свидетельствует не о негативном, а о по­зитивном сдвиге!»

Вместо:

«Было бы чудесно получить рейтинг из об­ласти А, но не следует на это рассчитывать, так как мы впервые проходим процедуру по­лучения рейтинга в качестве семейного предприятия..,» пишем:

«На основе представленных результатов и нашей презентации мы рассчитываем на рей­тинг из области А».

Еще лучше сформулировать противопоставле­ние путем построения адаптивной аргументации, что происходит в два шага.

Шаг 1. Описание положения дел.

Шаг 2. Оценка ситуации оратором.

По данным социопсихологии, такого рода адаптивная аргументация более убедительна. При­чина здесь очень проста. Вместо того чтобы вы­страивать противопоставление, вы сначала сосре-

дотачиваетесь на фактах, а затем подкрепляете сказанное словами о собственной убежденности.

Примеры

Факты:

«Представленные результаты и убедительная презентация дают основания для получения рейтинга из области А».

Оценка:

«Именно такой рейтинг соответствует нашим ожиданиям, поскольку мы — семейное пред­приятие с отличной рыночной позицией».

Наши рекомендации