Инструкционная карта занятия №7-12 практики для получения первичных профессиональных навыков по «Базам данных»
Тема: Управление записями БД: открытие, пополнение, редактирование, удаление.
Установление взаимосвязей между таблицами.
Наименование работы: Освоение приемов управления записями и построение схемы базы данных.
Цель работы:
§ Освоить приемы управления записями БД в среде Microsoft Access, а также добавления новых полей в таблицу;
§ Закрепить навыки по заполнению таблиц.
§ Отработать навыки построения схемы базы данных;
§ Обучение самостоятельной разработке многотабличной БД.
Приобретаемые умения и навыки: умение управлять записями и устанавливать связи между таблицами. Закрепить навыки проектирования и создания БД.
Норма времени: 6 часов.
Оснащение рабочего места: дневник, компьютер, карточка- информатор.
Основные правила техники безопасности: аккуратно обращаться с компьютерной техникой, соблюдать все правила техники безопасности в кабинете информатики.
Источники информации: карточки – информаторы занятия, среда СУБД Microsoft Access.
Задание 1: Управление записями базы данных «Видеотека».40 мин
Студенты знакомятся с приемами управления записями БД, делают конспект в дневник.
1. Открыть БД «Видеотека»,
2. Перемещение по записям в таблице:
* Перейти к любой записи, поместив на нее курсор или щелкнув на ней мышью;
* Если таблица очень велика, можно использовать полосу прокрутки;
* Командой Правка - Перейти переместиться на последнюю запись;
* Перемещаться по записям можно также с помощью пяти кнопок, расположенных в нижней части окна в режиме таблицы:
-переместиться на первую запись;
- переместиться на одну запись вперед;
- переместиться на одну запись в начало;
- переместиться на последнюю запись;
- переместиться на новую запись.
Если известен номер записи (номер строки для заданной записи), то, щелкнув на поле номера записи, ввести номер записи и нажать <Enter>.
3. Выделение содержимого поля:
* Щелкнуть на левой границе поля (там, где указатель принимает вид большого знака «плюс»);
* Дважды щелкнуть на поле (этот способ не годиться, если в тексте содержится пробел);
* Щелкнуть и перетащить указатель мыши через содержимое поля слева направо;
* Выделить любую часть содержимого поля и нажать клавишу <F2>;
4. Добавить и удалить запись в таблице «Кассеты» Для добавления записей можно воспользоваться кнопкой «Новая запись»
на панели инструментов. При нажатии этой кнопки в конце таблицы появляется пустая строка.
§ Для удаления записей необходимо выбрать любое поле записи и нажать кнопку «Удалить запись»
5. Изменение порядка следования полей:
Иногда нужно разместить некоторые поля рядом, чтобы легче было анализировать содержащиеся в них данные. Чтобы изменить порядок расположения полей необходимо:
§ Поместить указатель мыши на имя поля (столбца) (он примет форму направленной вниз стрелки);
§ Нажать кнопку мыши, выделится весь столбец;
§ Снова щелкнуть кнопкой мыши на имени этого столбца и удерживать ее в нажатом положении; указатель примет вид стрелки с рамкой;
§ Перетащить этот столбец в нужное место, отпустить кнопку мыши.
Таким образом, можно перемещать одно или несколько выбранных полей.
6. Изменение ширины поля:
* Поместить курсор между двумя заголовками столбцов на линии их разделения.
Перетащить границу столбца влево, чтобы сузить его, или вправо, чтобы расширить;
* Измените ширину столбца по принципу оптимальной подгонки (взяв за основу самый длинный элемент), для этого нужно дважды щелкнуть на правой границе заголовка столбца;
* Другой способ изменения ширины столбца: выполнить команду Формат – Ширина столбцаили щелкнуть правой кнопкой мыши на заголовке столбца и выбрать из контекстного меню команду Ширина столбца. Появится диалоговое окно Ширина столбца. Здесь можно задать ширину.
7. Изменение высоты записи:
Изменение высоты строки приводит к одновременному изменению высоты всех строк в режиме таблицы.
* Первый способ: поместить курсор на линии разделения между двумя строками в области маркера записи, перетащить границу строки вверх или вниз;
* Второй способ: выполнить команду Формат – Высота строки.
8. Отображение сетки:
* С помощью команды Формат – Режим таблицы задать оформление сетки таблицы.
§ Изменение шрифта:
§ Задать параметры шрифта с помощью команды Формат – Шрифт.
9. Поиск заданного значения.
Хотя, зная номер записи, можно перейти к ней и найти конкретное поле, в большинстве случаев нужно находить в записи определенное значение. Это можно сделать тремя способами:
* Выбрать команду Правка – Найти;
* Щелкнуть на кнопке Найти расположенной на панели инструментов (на ней изображен бинокль);
* Воспользоваться комбинацией клавиш <Ctrl+F>;
При использовании любого из этих методов появиться диалоговое окно. Для выполнения поиска только по определенному полю поместить в него курсор (причем сделать это надо до открытия диалогового окна). Установить флажок Только в текущем поле, и Access будет вести поиск только в указанном поле. Значение можно ввести и с использованием символов:
* - соответствует любому количеству символов;
? – соответствует одному символу;
# - соответствует одной цифре.
Задание: Найти фильмы, которые были сняты в России.
Найти фильмы, которые начинаются на «П».
Задание 2: Основные виды связи таблиц.20 мин.
Студенты знакомятся с материалом карточки-информатора, делают записи в дневник.
Задание 3: Построение схемы базы данных «Приемная комиссия» в среде MS Access.30 мин
Студенты знакомятся с приемами построения схемы БД, описывают этапы работы в дневнике.
1.
§ Открыть БД «Приемная комиссия»
§ Выполнить команду Сервис – Схема данных
§ В открывшемся окне выделить название таблицы «Факультеты»
§ Выполнить команду Добавить
§ Выделить название таблицы «Специальности» и добавить её
§ Закрыть
§ На поле окна «схема данных» появятся образы двух таблиц
§ Нажав левой кнопкой мыши, перетащить имя ключевого поля «код факультета» из образа таблицы «Факультеты» на это же имя в образ таблицы «Специальности» (откроется окно «Связи»)
§ Последовательно активизировать флажки («обеспечение целостности данных», «каскадное обновления связанных полей», «каскадное удаление связанных полей»)
Тип связи «один ко многим» будет выбран автоматически
§ Выполнить команду Создать
Схема для двух таблиц готова.
2. Аналогично установить связи для остальных таблиц.
3. Проверить каскадное обновление связанных полей с помощью пополнения таблицы и обновления данных в таблице. Порядок работы:
§ Открыть таблицу «Факультеты»
§ Исправить код факультета на 11,12,13.
§ Закрыть таблицу, ответив положительно на вопрос о сохранении измененных данных в таблице.
§ Открыть таблицу «Специальности» и убедиться, что значение код факультета изменилось
§ Закрыть таблицу «Специальности»
Обратно изменить в таблице «Факультеты» коды факультетов и убедиться, что изменения произошли в таблице «Специальности».
4. Проверить каскадное удаление связанных полей.
В таблице «Факультеты» удалить запись (выделить всю строку и нажать клавишуDelete).
Убедиться, что исчезла соответствующая запись в таблице «Специальности».
Задание 4: Добавление новых полей в таблицу БД.60 мин
Задание: Добавить поле Сирота в таблицу «Абитуриенты».
Для этого:
§ Открыть таблицу «Абитуриенты» в режиме конструктора
§ Откроется окно конструктора. В нем добавить еще одно поле под названием «Сирота», тип данных – логический, общие свойства оставить по умолчанию.
Задание: В режиме таблицы заполнить поле Сирота.
Задание:Добавить поле Портрет в таблицу «Анкеты».
§ Выполнить действия задания 4. Тип данных для этого поля задать Поле объекта OLE
§ Перейти в режим таблицы;
§ Щелкнуть мышкой по клетке, где должно быть значение поля Портрет;
§ Выполнить команду Вставка – Объект – Точечный рисунок - ОК.
§ Нарисовать портрет, щелкнуть по кнопке × в правом верхнем углу окна рисунка, в результате чего вы вернетесь в таблицу. Рисунок будет обозначен словами. Дважды щелкнув по названию рисунка, можно вернуться в программу, где он изготовлен.
Задание: Нарисовать портреты всех учеников из таблицы.
Задание 5: Проектирование и создание БД на одну из предложенных тем.110 мин