Функции, составные элементы и типы АСС
Автоматизированные складские системы ГПС совместно с транспортным оборудованием предназначены для выполнения следующих функций: приема с внутризаводского или внутрицехового транспорта сырья, материалов, заготовок, инструментов, пустой тары и их временного складирования; выдачи этих грузов по заранее предусмотренному графику, порядку или на основании команд приема от транспортной системы ГПС готовых изделий, отходов производства бракованной продукции и их временного хранения; выдачи на внутризаводской или внутрицеховой транспорт этих грузов по командам или по мере подхода транспортных средств.
В состав АСС входят следующие составные элементы:
1 Стеллажные конструкции;
2 Автоматические штабелирующие машины;
3 Транспортно-складская тара;
4 Устройства для перегрузки тары со штабелирующей машины на накопитель;
5 Устройства для передачи тары с накопителя на транспортную систему ГПС;
6 Технические средства управления складами. АСС, расположенные в зоне гибких производственных модулей и входящие в состав ГПС, могут состоять из различного набора перечисленных элементов. АСС для ГПС характеризуются различными признаками:
1 Типом конструкции стеллажей и штабелирующих машин;
2 Объемом и размерами склада;
3 Выполняемыми функциями;
4 Типами и параметрами складской тары;
5 Расположением участков приема и выдачи грузов по отношению к зоне хранения;
6 Уровнем и техническими средствами автоматизации и др.
Конструктивно АСС подразделяются на ряд видов:
1 С клеточными стеллажами и автоматическим стеллажным краном-штабелером;
2 С клеточными стеллажами и автоматическим мостовым краном-штабелером;
3 С гравитационными стеллажами и автоматическими стеллажными кранами-штабелерами (каретками-операторами);
4 С автоматическими элеваторными стеллажами;
5 С автоматической подвеской;
6 Автоматический кассетного типа;
7 Автоматический подвесной в сочетании с подвесным толкающим конвейером и с автоматическим адресованием грузов.
Схемы основных типов стеллажных складов с автоматическими стеллажными и мостовыми кранами-штабелерами приведены на рисунок 5.1. Наибольшее распространение получили автоматические склады типа 1 (рисунок 5.1а), так как они имеют высокую производительность и занимают мало места. Недостаток складов состоит в том, что грузоподъемность одной секции невелика и для достижения достаточной вместимости требуется сооружение длинных стеллажей, что не всегда приемлемо.
Автоматические склады с гравитационными стеллажами (рисунок 5.1в) используются в тех случаях, когда при незначительной номенклатуре грузов требуются сравнительно большие их запасы. Склады с механизированными и автоматизированными элеваторными стеллажами (рисунок 5.1г) целесообразно применять при малых грузопотоках небольших сроках и запасах хранения, грузов и малых размерах самих деталей и изделий.
Рисунок 5.1 - Типовые схемы АСС: а - с автоматическим стеллажным краном-штабелером 1, стеллажом 2 и накопителями 3; б - с автоматическим мостовым краном-штабелером 1 и стеллажами 2; в - с гравитационными стеллажами 2, автоматическими каретками 1 и перегрузочными устройствами 3; г - с элеваторными стеллажами 1 и перегрузочными устройствами 2,3.
Оборудование АСС
Оборудование АСС включает в свои состав: складскую тару (поддоны, кассеты), стеллажи, краны-штабелеры, транспортирующие и перегрузочные устройства. Технические, экономические, организационные и другие требования к оборудованию АСС и технологии складирования формируются так, чтобы обеспечить следующие характеристики АСС:
1 Высокие технико-экономические показатели;
2 Приспособленность оборудования к переработке заданной номенклатуры грузов;
3 Четкое и надежное взаимодействие оборудования АСС и внешних коммуникации;
4 Высокую надежность устройств автоматики и АСС в целом;
5 Простоту технического обслуживания АСС при эксплуатации и ремонте;
6 Обеспечение условий техники безопасности и охраны труда;
7 Возможность управления АСС в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах;
8 Простота монтажа с необходимой точностью, демонтажа и установки АСС на новом месте.
Складская тара должна удовлетворять требованиям безопасности труда, обеспечивать необходимый запас прочности, не иметь режущих и колющих кромок и заусениц, быть удобной и доступной для очистки и дезинфекции. Конструкция поддонов (кассет) должна быть приспособленной к наиболее полному использованию объема склада. Точность изготовления и монтажа поддона должна обеспечивать остановку грузозахвата штабелирующей машины у заданной ячейки по ширине, длине и высоте склада. Поддоны делятся на три группы: ящичные, стоечные и плоские. Сборно-разборные унифицированные полочные (каркасные) стеллажи предназначены для складирования грузов в ящичной таре и на поддонах размерами 400X600,800X600 и 1200X800 мм и обслуживаются электропогрузчиками, электроштабелерами и кранами штабелерами мостового типа. Стеллажи выпускаются с односторонней и двухсторонней компоновкой и состоят из рам, полок, винтовых растяжек и фундаментных болтов. Стеллажи бесполочные с консольными опорами предназначены для складирования грузов в ящичной таре и на поддонах размером 800 X 600 мм. Он может обслуживаться краном-штабелером, электроштабелером и электропогрузчиком. Стеллаж состоит из рам, балок, винтовых растяжек фундаментных болтов.
Краны-штабелеры могут выпускаться комплектно со стеллажами и некомплектно. Они могут быть стеллажными и мостовыми. Перегрузочные устройства предназначены для приема грузов с внутризаводского транспорта на АСС ГПС, а также выдачи груженых поддонов с АСС на транспортную подсистему ГПС или в обратном направлении. Технические средства перегрузочных устройств включают: стационарные столы с толкателями; передвижные консольные секции; гравитационные роликовые конвейеры; много секционные столы; цепные конвейеры; встроенные в конструкцию перегрузочные устройства накопителей и напольных транспортных конвейеров; накопители, встроенные в конструкцию стеллажей; подъемные столы.