Идеология государства - специфический тип идеологии. Ее составные элементы, уровни, функции.

Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.

Государство должно иметь устойчивую, независимую от конъюнктуры идеологию, обогащенную историческим опытом народа.

В условиях демократизации общества с одной стороны расширяется плюрализм идеологий, с другой возрастает проблема поиска оснований идентичности. В этих условиях выразителем и основным орудием реализации конкретных интересов, консолидации его может и должно стать государство. Совокупность идей, представлений и убеждений можно назвать государственной идеологией. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов становится доминирующим в ее формировании. Государственная идеология в демократическом государстве представляет собой не что иное, как концентрированное выражение интересов большинства граждан или национальных интересов.

Поскольку белорусская государственная идеология похваляется тем, что вобрала в себя лучшие достижения многочисленных идеологических доктрин Востока и Запада, то в ней выделяют следующие сущностные элементы:

1) здоровый консерватизм (стабильность в качестве высшей ценности);

2) умеренный либерализм (свободолюбие без экстремизма);

3) социал-демократизм, избегающий революционных крайностей (отстаивание общественных, всенародных интересов);

4) прагматический реализм (стремление к достижению возможного);

5) элементы взвешенного интернационализма и доброжелательного национализма (гармоничное сочетание любви к Родине и стремления к добрососедству и дружбе всех народов).

Именно за такую смесь лучших идеологических постулатов белорусскую государственную идеологию величают многовекторной, полицентричной и плюралистической.

Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить высший, средний и низший уровни проявления.

Высший уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального

научного аппарата. Средний уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это, прежде всего, конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные

программы, директивы, концепции, доктрины и т.п. Необходимо также обратить внимание на то, что в правовых документах идеи, принципы и положения государственной идеологии, предварительно артикулированные и оформленные в виде текстов различного рода общественно-политической литературы, приобретают характер предельно четких и конкретных предписаний, охраняемых и обеспечиваемых силой государственной власти. Поэтому государственную идеологию, считают аналитики, с полным основанием можно рассматривать и какпредтечу права. Положенные в основу деятельности государства идейные постулаты, освященные его авторитетом и защищаемые им, «служат как бы прото-правом, пред-правом, поскольку способны при определенным стечении обстоятельств и большей степени формализованности и нормативности превратиться в собственно правовые нормы»[ ].

Низший уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируются содержание государственной идеологии – политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью,

произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п. Распространение государственной идеологии, как и любого иного вида идеологии, сопряжено с проблемой сохранения ее подлинного содержания, поскольку в процессе его усвоения широкими категориями населения могут происходить искажения изначального смысла. На массовом уровне практически неизбежным является

упрощение содержания идеологии и потеря ее существенных нюансов. Однако это не может явиться препятствием для пропаганды национально-государственной идеологии среди различных категорий граждан.

. К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:

- ориентационную - включая в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, идеология помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;

- мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;

- интеграционную - формулируя общенациональные и общегосударственные ценности и цели, идеология, предлагая их обществу, объединяет людей;

- амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций;

- когнитивную - будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, несет знания об обществе и его конфликтах, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией;

- функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников и т.д.

4. Основные этапы становления идеологии белорусского государства

Этапы становления идеологии белорусского государства.

находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась глубоко инкорпорирована в общероссийский государственно-политический организм, а это, естественно, сдерживало проявление белорусской самобытности и тормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной и политической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы и наступление на Беларусь более сильного соседа с Запада - Польши. Польское влияние особенно сильно ощущалось в сфере культуры. Глубокая интеграция Беларуси в общероссийский государственно-политический организм, экспансионистские претензии польской политической элиты также не способствовали созданию международных условий для реализации идеи белорусской государственности.

Поэтому до начала первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств.По этой причине белорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутренним фактором Российского государства, соответственно, белорусское общественное движение, которое поднимало этот вопрос, отражало противоречия только всероссийской политической жизни. Объективно

предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться только в ходе первой мировой войны и в период Февральской революции 1917 года в России. Однако во всей полноте вопрос о белорусской государственности и ее идеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской (1917) революции в России. В тот период проблема национальной государственности оказалась как бы в фокусе политической борьбы в Беларуси. И это было вполне закономерно, ибо в этот период началось создание национальной государственности белорусского народа.

После распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государственности приобрел новое значение. В последнее десятилетие в центре острейших дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности. В современной идейно-политической борьбе особое внимание концентрируется на понимании прошлого белорусской государственности.

Имеет ли историческое и юридическое право Республика Беларусь считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)? Ответ на этот вопрос можно сформулировать так: в результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале XIII века Древнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второй половине XIII века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV века стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемойтским. Такое название государства отражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характер этнического состава населения этого государственного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий - от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы до провозглашения его белорусской империей. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшем доминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамках Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса.

Известно, что российские историки считали ВКЛ русско-литовским государством, однако, в процессе развития этого государства все более отчетливо проявлялась его белорусско-литовская сущность, а позднее более выраженным стал белорусский фактор (тогда, когда сформировалась белорусская народность). Это был период, который охватывал XV-XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознания белорусов, который проявился, главным образом, в развитии родного языка, письменности, философской и социально-политической мысли; правотворчестве, национальных обычаях и традициях, приверженности населения православному вероисповеданию. Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическая страница истории нашего народа: Люблинская уния (1569 г.). Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.

Что касается вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой, то этот период имел исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, для его самосознания, его общерусского происхождения, а также для его политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Более того, она делала Речь Посполитая как государство менее всего было заинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

Наши рекомендации