Целеполагание и мотивация
Актуализация знаний и умений
Ответьте на вопросы:
1. Какие вы знаете типы классификации информации?
По типу приобретаемого знания
Декларативные знания – это факты, которыми мы располагаем и просто декларируем их. Например, «Луна – спутник Земли» или «Москва – столица России». Декларативные знания содержат информацию:
• об объектах: «У России есть выход к Черному морю»
• о событиях: «Великая отечественная война началась в 1941 году»
• о свойствах объектов: «Апельсин оранжевого цвета»
• о зависимостях: «Среднее арифметическое нескольких чисел равно сумме этих чисел, деленному на их количество»
Процедурные знания показывают, как именно выполнить какое-то действие. Знания о том, «Как сварить гречневую кашу», «Как завести будильник», «Как сшить платье» и другие.
По способу восприятия
По способу представления информации
По общественному значению
Общественная (значимая для большинства членов общества) - общественно-политическая,
новостная, научно-популярная, обыденная, эстетическая.
Специальная (значимая для определенной группы людей) – научная, производственная,
техническая, управленческая
Личная (которой обладает сам человек) – знания, умения, навыки, интуиция.
2. Какие бывают виды информации по форме представления.
Текстовая — передаваемая в виде символов (алфавит).
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи, передача инфрмации аудиальным путем.
3. Приведите примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.
Текстовая - книги, числовая – 10+5, графическая – чертежи, схемы.
4. Приведите пример, в котором числовая информация используется
вместе с текстовой –Учебники по математике, физике, документы, отчёты.
графическая вместе с числовой – Таблицы, графики.
5. Назовите виды информации по способу восприятия.
Информацию человек получает с помощью пяти органов чувств. По оценкам современных ученых 81% информации получают при помощи зрения, 10% - при помощи слуха, 4% обоняния, 3% информации при помощи вкусовых ощущений и 2% информации – при помощи осязания.
6. Назовите виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.
Люди имеют дело со многими видами информации. Сообщение о запуске нового спутника можно ввести в компьютер, сохранить и вывести на экран. Можно даже ввести и сохранить цвет моря ясным солнечным утром, а потом сравнить с цветом того же моря зимним вечером. Но вот ввести в компьютер запах розы, вкус яблока или мягкость плюшевой игрушки – нельзя никак.
Компьютер – это электронная машина, а значит, он работает с сигналами. Поэтому компьютер может работать только с той информацией, которую можно превратить в сигналы. Если бы люди умели превращать в сигналы вкус или запах, то компьютер мог бы работать и с такой информацией, но делать этого пока не научились.
7. - С какой информацией не работает компьютер?
Которую, нельзя превращать с сигналы. Которую мы воспринимаем с помощью обоняния, вкуса и осязания.
Целеполагание и мотивация
Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
Тема: «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации»
Вопрос: Как вы понимаете, что такое процесс? Приведите примеры процессов.
(процесс замерзания воды, процесс создания чертежа, процесс приготовления блюда, и т.д.
Суть любого процесса заключается в изменении состояния объектов в результате некоторого воздействия на них.
Вопрос: Что делает человек с полученной информацией?
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Вопрос: Что было бы с обществом, если бы в нем не было информационных процессов?
Не было бы развития общества. Для человека отсутствие информации и информационных процессов противоестественно. Человек непрерывно воспринимает информацию об окружающем мире и нуждается в передаче и обработке информации.
Вопрос: Приведите примеры информационных процессов в обществе.
Чтение книг, разговор по телефону, просмотр спектакля, изучение природных явлений, заучивание роли, переписка.
Вопрос: Существуют ли информационные процессы среди объектов неживой природы?
Да, но только применительно к технике. Например, различные автоматы, турникет в метро, домофон, банкомат и др.
Информационные процессы протекают в устройствах, созданных человеком. Постигая законы окружающего мира, человек создаёт устройства, управляя которыми, он удовлетворяет свои многочисленные потребности. Для удобства передвижения человек создал автомобиль, который получает от человека информацию о направлении движения и режиме работы и обеспечивает выполнение команд. Для изучения тайн моря создан батискаф, для изучения Луны – луноход; все они выполняют команды, заданные человеком.
Итак, давайте рассмотрим основные информационные процессы. Разгадайте ребусы:
ОБРАБОТКА | ХРАНЕНИЕ |
Сбор информации
Один из основных процессов – сбор информации.
Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира, но не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.
Одно из древнейших устройств — кромлех Стоунхендж в Великобритании, возраст которого лишь слегка отстает от знаменитых египетских пирамид. Кромлех – это древнее сооружение из камней, поставленных вертикально, образующих одну или несколько окружностей. Это каменное кольцо могло использоваться как очень точная обсерватория, позволяющая древним британцам проводить астрономические наблюдения и вычисления
Обработка информации
В приведенных ниже примерах каждый следующий элемент получен по некоторому правилу. Угадайте это правило.
1. Победа, обеда, беда, еда,...(Ответ. Отбрасывание первой буквы слова.)
2. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, ... (Ответ. Каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих (числа Фибоначчи).)
Вопрос:Какой информационный процесс был реализован вами в ходе решения заданий?
Схема обработки информации: