Главным и обязательным признаком политического преступника является политическое целеполагание преступной деятельности и/или её политическая мотивация

Принципиальная разница заключается в том, что в идеале "политический преступник" действует в интересах части общества, покушаясь на интересы правящей политической элиты (политической партии, социальной группы или политического клана). Поэтому для одной части населения он - политический преступник, а для другой - жертва политического режима. Общеуголовный преступник, как правило, совершает преступление, которое порицается всеми слоями общества и поэтому не вызывает у них сочувствия и сострадания.

Продолжая рассуждения о личности политического преступника, следует иметь в виду, что не всегда и не у всех политических преступников проявляются указанные признаки в полном объеме. У одних они проявляются частично, у других могут не проявляться вообще.

Существуют переходные периоды в деятельности политических преступников из одного состояния в другое, из одного вида в другой. Возможны переходы из общеуголовных преступников в политические и, наоборот, из политических - в общеуголовные. "Перерождение" или превращение общеуголовных преступников в политические может происходить по-разному и по различным причинам объективного и субъективного характера. Однако в большинстве случаев общеуголовные преступники вначале строят свою преступную карьеру, приобретают капитал (финансовые, материальные, информационные и иные ресурсы), а уже потом легитимно или нелегитимно проникают в политическую сферу жизнедеятельности общества. Укрепившись в данной сфере, они начинают ее реформировать с применением средств и методов, порицаемых с позиции уголовного законодательства в целях получения дополнительных полномочий либо доступа к распределению национальными или региональными ресурсами для реализации личных или корпоративных интересов. В этих случаях практически невозможно найти узкую грань между политическими и корыстными интересами. Они настолько переплетаются между собой, усиливая и укрепляя друг друга, что и сами преступники их могут не видеть и не различать.

В последние десятилетия ХХ века наблюдается быстрый рост организованной преступности в мире. Эта угрожающая тенденция обусловлена значительными достижениями в развитии технологий и средств связи и беспрецедентным расширением международной ком­мерческой и экономической деятельности, перевозок, туризма. Транснациональные преступные организации эффективно используют сложившуюся международную обстановку. В результате преступ­ность не только расширяется, но и становится более доходной.

Организованная преступность – устойчивое объединение лиц, имеющее развитую организационно-управленческую структуру, систему коррумпированных связей для совместной преступной дея­тельности в корыстных целях и для достижения контроля (власти) в определенной социальной сфере или на определенной террито­рии.

Государственно-политические угрозы со стороны органи­зованной преступности:

- угроза национальной стабильности и государственному контролю. В ряде случаев преступные организации создают конку­рирующие властные структуры (феномен, который иногда рассмат­ривается как «государство в государстве»), основывающиеся на параллельной экономике, или экономике «черного» рынка, масшта­бы которой весьма значительны. Подобная ситуация имела место в Колумбии и Италии. В обеих странах базирующиеся на их территории преступные организации оказывают сопротивле­ние усилиям государства, направленным на установление своего контроля, и нередко прибегают к насилию и актам терроризма. В Колумбии, например, деятельность медельинского картеля представляла собой прямую угрозу колумбийскому государству: была разгромлена система правосудия, масштабы насилия порой напоминали гражданскую войну, а политическая и экономическая жизнь Колумбии в огромной мере зависела от наркодельцов;

- угроза демократическим ценностям и государственным институтам. Преступные организации не всегда вступают в прямую конфронтацию с государством. Один из альтернативных путей состоит в проникновении в органы государственной власти и в коррумпировании их с целью нейтрализации правоохранительных мер. Общая цель при этом – создание такого положения, при котором правительство займет попустительские позиции и не будет принимать серьезных мер в отношении такой организации или для пресечения ее деятельности. Кроме того, с помощью взносов в проведение избирательных кампаний организованной преступности удается проникать в законодатель­ные органы представительной демократии;

- угроза суверенитету. Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. Преступные организации стремятся сделать национальные границы прозрачными с тем, чтобы иметь практическую возможность прони­кать на территории, находящиеся под контролем государств. Если государства не способны поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачи­вает многое из своего реального значения;

- угроза демократизации. С окончанием «холодной» войны многие государства вступили в сложный переходный период созда­ния демократических институтов и рыночной экономики. Такой двойной переход создал новые возможности для преступной дея­тельности, особенно в тех областях, в которых системы уголов­ного правосудия являются слабыми. Более того, в странах, в ко­торых ранее существовали тоталитарные системы, отмечается большое нежелание принимать какие-либо меры, которые связаны с новым введением контроля над обществом. С другой стороны, су­ществует опасность, что в ходе демократизации произойдет рез­кий рост недовольства разгулом преступности и коррупции и что население отдаст предпочтение правительству «твердой руки», пообещавшему восстановить порядок. В этих обстоятельствах весьма вероятен полный отход от курса на демократизацию.

Процесс развития организованной преступности и ее формы в разных странах различаются, хотя есть и общие зако­номерности.

Наши рекомендации