Уровень притязаний. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.

Помимо ранее рассмотренных факторов на оценку результатов деятельности также влияет уровень притязаний.Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.

Если степень трудности решенной задачи превышает текущий уровень притязаний, то возникает переживание успеха, если достигнутое находится ниже заявленного уровня притязаний, то такой результат деятельности переживается как неудача [54].

Субъекты, имеющие адекватный уровень притязаний, ставят перед собой реально достижимые цели, соответствующие их способностям и возможностям.

Субъекты, имеющие неадекватный уровень притязаний (завышенный или заниженный), претендуют на то, чего не могут достичь или изначально выбирают слишком легкие для себя цели, хотя способны на большее.

Уровень притязаний встроен в мотивационную структуру личности и связан с такими видами мотивации, как мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.

Люди с мотивацией достижения успеха характеризуются высокой активностью, уверенностью в себе, высокой самооценкой, стремлением к самосовершенствованию и развитию, повышению результативности своей деятельности. Они могут иметь умеренный уровень притязаний и предпочитать оптимальный уровень риска или иметь высокий уровень притязаний и предпочитать высокий уровень риска.

Люди с мотивацией избегания неудач характеризуются повышенным уровнем тревоги, высокой потребностью в безопасности, боязнью отвержения, страхом как неудачи, так и успеха [29]. Они имеют низкий уровень притязаний и предпочитают малый или невысокий уровень риска.

В рамках профотбора у всех кандидатов мы исследуем уровень притязаний и на этой основе делаем вывод о ведущей мотивации кандидата.

Воля и волевые качества.

Остановимся подробнее на феномене воли.

Как уже было сказано,воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Внутренними, или субъективными, препят­ствиями могут являться побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста­лость, потребность в отдыхе или разнообразии, инертность и т.д.

Примером внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута [30].

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление пре­пятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.

Для запуска и поддержания процессов деятельности важны развитые волевые качества личности.

В.К. Калин [4] делил все волевые качества на две группы (по строению и происхождению):

· первичные волевые качества, такие как энергичность, терпеливость, выдержку, смелость;

· вторичные, опосредованные личностными свойствами, такие как настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность.

По динамике процессов возбуждения и торможения В.И. Селиванов делил волевые качества также на две группы [4]:

· вызывающие, усиливающие или ускоряющие нужную активность (инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость);

· тормозящие, ослабляющие или замедляющие ненужную активность (выдержка, выносливость, терпение).

Другие авторы добавляют к этому списку ответственность, исполнительность, обязательность [21].

Приведем некоторые определения волевых качеств, представляющиеся нам наиболее информативными[30].

Выдержка(или самообладание) выражается в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное дей­ствие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Под целеустрем­ленностью принято понимать сознательную и активную направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности. Часто различают целеустремленность стратегическую, т. е. уме­ние руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными прин­ципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

Частным случаем целеустремленности, является настойчивость,которая характе­ризует стремление человека достигать поставленной цели даже в самых слож­ных условиях. От настойчивости принято отличать упрямство, когда человек всегда старается на­стоять на своем, несмотря на возможную нецелесообразность данного действия. Можно считать, что упрямый человек не умеет управлять своей волей, поскольку он не соизмеряет свои личные желания с требованиями ситуации.

Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности являет­ся наиболее трудным моментом волевого акта.

Самостоятельностьпроявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствую­щих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, крити­чески оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформиро­ванные на основе полученных советов.

От самостоятельности следует отличать негативизм, который проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Большинством психологов он расценивается как сла­бость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума и сознательным мотивам поведения.

Реши­тельность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, а также в своевременном и быстром принятии решений и их осуществлении.

От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений,необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.

Принятые решения будут только тогда выполнены, когда человек контроли­рует свою деятельность, т.е. у него достаточно развит волевой самоконтроль, в противном случае выполняемые действия и цель, к ко­торой стремится человек, будут расходиться. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными.

Один и тот же человек может иметь различную выраженность разных волевых качеств, например, быть инициативным, но нетерпеливым, cхорошим самообладанием, но нерешительным, что будет находить свое отражение в индивидуальных показателях деятельности.

Профессионально важные качества (ПВК) могут включать в себя разные требования к наличию и развитости волевых качеств.

Для целей профотбора нам важнее всего наличие таких волевых качеств, как обязательность, ответственность, дисциплинированность, исполнительность, настойчивость, целеустремленность, способствующих высокому качеству работы и общей эффективности деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные понятия и определения, используемые при изучении мотивационно-волевой сферы. Характеристики мотивационно-волевой сферы отвечают за то, как имеющиеся способности и личностные качества используются, применяются человеком, каким путем идет его развитие как личности – стремится ли он реализовать себя, достигать успеха и готов для этого идти на риск, узнавать новое, ставить перед собой сложные задачи, принимать решения и нести за них ответственность. Или человеку важнее оставаться на том уровне, какой есть, не меняться, действовать не так, как он планировал заранее, а как сложатся обстоятельства, главное - избегать неудач и провалов, особо ничем не рискуя. Первый вариант ведет к раскрытию потенциала личности, профессиональному росту и развитию, второй – к остановке и стагнации, что является негативным фактором, особенно в специальностях, где постоянно требуется освежать свои знания, повышать свой уровень профессионализма, следить за появляющимися инновациями в своей области.

1.4. Основные понятия и определения, используемые при изучении психофизиологической сферы.

Психофизиология изучает физиологическую базу психических процессов, а также такие функциональные системы деятельности, где трудно отделить друг от друга психологическую и физиологическую составляющую (например, восприятие, управление движениями, эмоции, сон).

Наши рекомендации