Симметрия и асимметрия

Отношения информации можно делить на симметричные и асимметричные. Когда воздействие одного коммуниката сильнее воздействия второго, отношения асимметричны. Можно выразиться иначе: при симметричных отношениях притяжение или отталкивание двух индивидов выражается с одинаковой силой.

Сколько выигрывает или проигрывает один, столько же выигрывает или проигрывает второй. При асимметричных – один из индивидов чувствует больший выигрыш или проигрыш.

Гомовертные и гетеровертные отношения.

Информационные отношения делятся также на гомовертные – отношения между двумя экстратимами или двумя интротимами (типы 9-16 отношений) – и гетеровертные, при которых один из участников экстратим, другой интротим (отношения 1-8). Гомовертные типы отношений более равны и однородны, чем гетеровертные. Из-за схожего отношения к объективному миру в них больше взаимопонимания, больше сходства в мотивации и методах действия. Если в конкурентной борьбе один побеждает другого, то это считается честным соревнованием, воспринимается как урок и право на победу более сильного, более разумного или удачливого.

Гетеровертные отношения исключительно разнообразны. От партнерских отношений дополнения, необходимых психике, ее иммунитету, до отношений полного неприятия и непонимания (в отношениях нейтрализации) или постоянного напряжения (в конфликтных отношениях).

Ниже схематично изображены все 16 видов отношений между типами.

Дуальные Полудуальные Полная противоположность Миражные
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Зеркальные Конфликтные Параллельные Тождества
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Родственные Суперэго Деловые Активации
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru


Симметрия и асимметрия - student2.ru
Контроля Социальный заказ
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru
Симметрия и асимметрия - student2.ru

Четыре функции.

Чтобы понять природу отношений между типами ИМ, нужно разобраться в сути четырех функций, которые элементы ИМ выполняют в структуре Ю. Прежде всего вспомним, что акцептный элемент, выполняющий первую функцию, является наиболее развитым и наиболее осознанным. Как получаемая, так и отдаваемая им информация является наиболее полной и объективной. Второй, продуктивный – менее развит, отличается меньшей точностью и большей степенью творчества. Четвертый – наименее развитый и наименее осознанный. При использовании элементов ведущего блока, то есть сознательных функций, внимание приходится напрягать. Чем выше напряжение, тем лучше результат, лучше качество информации. С малоосознанными функциями наоборот. Здесь нужен «самотек» в мыслях и действиях, поэтому внимание приходится отключать. Но для этого необходимо чувство психической защиты со стороны других людей. Без него «самотек» невозможен, то есть это невозможно без чьего-либо контроля и защиты со стороны.

Первая функциянаиболее осознана. Выполняющий ее элемент занимает особое место в психике. Им пользуются творчески и непременно с заметным чувством удовлетворения. Все, что связано с его функционированием, контролируется сознанием. Если я что-то сделал или пришел к какому-то выводу, или что-то подумал, значит, на это были веские основания, значит, в этой ситуации по-другому действовать или вести себя иначе было бы неправильно, это не имело бы оснований, было бы неоправдано. Из-за всего, причиной чего является первая, репродуктивная функция, не стесняются и не краснеют. Можно спорить, можно соглашаться с другими, делать уступки, но невозможно чувствовать себя в неудобном, стесненном или унизительном положении. Первая функция – самостоятельная, творческая, независимая от давления окружающих людей, охотно принимающая любые новые объективные доводы и никогда не делающая уступок из-за того, что так «хочется» или так «кажется» другим. Ее специфика – склонность указывать и руководить, но никак не принимать неубедительные или малопонятные указания. Нечто подобное такому выражению: или учу, или сам учусь. И вместе с тем, если другие люди что-либо связанное с первой функцией воспринимают или понимают по-другому и неправильно, то это может удивлять или даже смешить, но не приводит к негодованию или возмущению. За каждым признается свобода мышления и действия.

Вторая функция является более творческой, менее уравновешенной, больше заинтересована в престиже, больше работает «на зрителя». Ее тоже не стесняются, но заметна тенденция «блеснуть», «показаться», «покрасоваться», воспользоваться ею как универсальным орудием. В ней довольно часто наблюдается то, что можно назвать даже некоторой спекулятивностью или кокетством. Есть желание привлечь внимание, показать свою силу, способности. Удивить, восхитить. Это, по-видимому, связано с тем, что если первая функция служит человеку для связи с объективным миром, то вторая предназначена служить созданию нового для себя и других, того, что должно привлекать, удивлять и радовать. Это выводы, решения, произведения, требующие положительной оценки.

Здесь мы сталкиваемся со стремлением к подчеркнутой самостоятельности, с упрямством, неуступчивостью и большей, чем в первой функции, категоричностью. Что касается «противников», то есть людей, имеющих другие взгляды и ведущих себя «неправильно», то в отношениях с ними чувство юмора снижается. Появляются тенденции вызова. Оценки – хороший (плохой), умный (глупый), честный (нечестный), красивый (некрасивый) – это все ярлыки, которые подбираются согласно содержанию или специализации второй функции оценивающего индивида. Интересно, что каждый, как правило, оценивает лишь какое-то одно из качеств других людей.

Самым уязвимым местом по структуре Ю является третья, адаптивная функция. Это так называемое место наименьшего сопротивления (МНС) в психике человека, основной источник всех конфликтов, обид и непонимания. Если имеется близкий индивид с дополняющей психикой, с которым кооперируют, контроль над этой функцией автоматически передастся ему. Тогда появляется чувство защищенности. Можно действовать, полагаясь на другого, с частичным отклонением внимания. Но даже в таких условиях эта функция остается местом самых больших сомнений и переживаний, хотя и не приводит к чувству дезадаптации в обществе. Напротив, она становится основой творческих исканий. А если такого чувства защищенности нет, любая критика со стороны, любой намек, двусмысленность, даже лишь подразумеваемые, приводят в недоумение, выводят из равновесия, травмируют, ведут к акцентуациям характера и психическим заболеваниям.

Можно к этому подойти и иначе. Можно сказать, что для реализации третьей функции нужна «воля», сила которой, по нашим наблюдениям, прямо пропорциональна защищенности в детстве и в настоящее время. Воля в обыденном понимании этого слова – не что иное, как умение «держать направление», не оглядываясь по сторонам. Это умение (и возможность) отключаться от различных постоянно действующих непосредственных возбудителей, в том числе мнений, предложений, уговоров, которые наталкивают на потребность принятия новых решений за пределами первых двух функций. Это можно назвать и иммунитетом на определенные сигналы внешнего мира.

Вопрос о «воле» не возникает в сфере действия первой и второй функций, для выполнения которых она не нужна, так как они являются либо источником непосредственного удовольствия (I функция), либо источником радости, которую дает признание (II функция). Однако ни одна из них не может исправно функционировать, если исправно не функционируют третья и четвертая функции структуры Ю. (Как и еще четыре элемента ИМ, о которых мы пока не упоминаем, так как они не входят в эту структуру.)

Каждый тип ИМ на удары по незащищенной третьей функции реагирует своим собственным криком о помощи. Это нечто вроде самообороны человека, который чувствует себя совершенно беспомощным и, по сути дела, не понимает, ни в чем именно его упрекают, ни как себя вести, ни как защищаться. В этой ситуации полного непонимания он действует самым простым и единственно доступным ему образом. Полученный и им самим не полностью понимаемый и потому раздражающий и страшащий психологический удар «возводят в степень». Допустим, при намеке на недостаточную разумность начинают изображать полного глупца или клоуна, Эта неосознанная защита не является бессмысленной, это зов о помощи, обращенный к индивиду с дополняющим типом ИМ, который обязательно откликается и спешит на выручку.

Остановимся коротко на конкретных примерах связи между элементом, выполняющим роль третьей функции, и «зовом о помощи».

ЭКСТРАТИМНАЯ ЛОГИКА Симметрия и асимметрия - student2.ru

«Я еще глупее, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным».

ЭКСТРАТИМНАЯ ЭТИКА Симметрия и асимметрия - student2.ru

«Я еще хуже и бестактнее, чем вы думаете. И никто мне не нужен».

ЭКСТРАТИМНАЯ СЕНСОРИКА Симметрия и асимметрия - student2.ru

«Я еще более слабый и больной, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным» (заболевания параноидального или истероидиого типа).

ЭКСТРАТИМНАЯ ИНТУИЦИЯ Симметрия и асимметрия - student2.ru

«Мне еще более страшно от всего того, что может произойти, но я ничего не предприму для изменения положения».

ИНТРОТИМНАЯ ЛОГИКА Симметрия и асимметрия - student2.ru

«Я не только не знаю, что и как делать, но не могу и не хочу знать».

ИНТРОТИМНАЯ ЭТИКА Симметрия и асимметрия - student2.ru

«А у меня вообще нет и не было никаких эмоций. Эмоции других мне тем более не нужны».

ИНТРОТИМНАЯ СЕНСОРИКА Симметрия и асимметрия - student2.ru

«Я не только не красив и не элегантен, но мне это и не нужно. Не имею жизненных целей (или объектов – любви), да они мне и не нужны».

ИНТРОТИМНАЯ ИНТУИЦИЯ Симметрия и асимметрия - student2.ru

«Кому какое дело до того, что во мне? Не хочу и не стараюсь быть ни сильным, ни разумным (честным, благородным)».

Кроме того, следует подчеркнуть, что третья функция отличается особой консервативностью и «вязкостью» мышления или поведения. Неоперативность после получения новой информации настолько велика, что, по сути дела, никакие «повороты» без помощи авторитетов, без их согласия и напутствий невозможны. Поэтому на людей, у которых тот же элемент исполняет первую функцию, то есть на тех, кто наслаждается именно творческими поворотами, а не «уравновешенным постоянством» данного элемента, смотрят с опаской и недоверием. Они «играют с огнем». В этом и таится причина конфликтности всех отношений, в которых затрагивается третья функция или МНС.

Совершенно иное дело – четвертая, суггестивная функция.Это то, по поводу чего человек не имеет своего мнения. К чему он, как правило, совершенно безразличен, что его как бы не касается. О чем он не может, не хочет знать, что он, с большим удовольствием и даже не замечая этого, возлагает на других. Волю, мнения и распоряжения других в области этой функции он воспринимает не только как само собой разумеющееся, но даже не подозревает, что по этим вопросам он и сам может иметь какие-то собственные соображения. А при отсутствии этой воли у другого чувствует себя незащищенным, ненужным, нелюбимым, неспокойным, неухоженным. И обижается на тех, кто в вопросах, связанных с четвертой функцией, требует от него своего мнения и самостоятельных решений, возлагает ответственность. Для одного это эмоции, для другого – поступки, для третьего – здоровье и т. п.

В качестве обобщения добавим, что любое проявление активности, связанное с первой и второй функциями, дает человеку чувство силы и уверенности в себе. Все, что связано с третьей и четвертой (если они не защищены), наоборот, порождает чувство бессилия, неуверенности, требует помощи, участия, поддержки других людей. То есть индивид хорошо функционирует лишь при кооперировании с другими людьми, когда не приходится напрягать свое внимание, когда ответственность за реализацию этих функций берут на себя ближние.

Классификация типов ИМ. Все 16 типов ИМ можно разделить на следующие полярные пары, каждая из которых включает восемь типов: экстратимы – интротимы, индуктивные – дедуктивные, логические – этические, интуитивные – сенсорные.

Наши рекомендации