Симметрия и асимметрия композиции причёски

Симметрия - это полное равенство одной половины целого другой его половине, полное соответствие по расположению и величине всех входящих в форму прически деталей, линий и других элементов композиции по отношению к оси симметрии. Осями симметрии в прическе принято считать воображаемые вертикальные линии, проходящие через середину лица и затылка.

Симметрия как средство гармоничного построения композиции чаще всего сообщает прическе спокойное равновесие отдельных частей и деталей формы. Ось симметрии при этом является осью равновесия.

В практике моделирования прически решение композиции может быть основано также на неполной симметрии и на асимметрии. В том и другом случае необходимым условием гармоничности модели является уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновесия. Это достигается введением в форму конструктивных и декоративных линий, деталей, украшений, зрительно создающих равновесие асимметричных частей прически.

Силуэт композиции причёски     Многие из качеств композиции находят свое выражение уже в силуэте прически, дающем некоторое представление об объемности модели при ее двухмерном изображении - в фас и профиль. По степени объемности, по степени прилегания прически к голове все силуэты условно делят на три группы: 1) скульптурный, или прилегающий, силуэт, повторяющий форму головы, выявляющий как ее достоинства, так и недостатки (рис. 27,а); 2) декоративный силуэт, отступающий от естественных очертаний головы, маскирующий и скрывающий ее естественные линии, зрительно изменяющий как форму головы, так и ее естественные пропорции (рис. 27, б). Декоративный силуэт изменяет также пропорции головы относительно фигуры человека; 3) полуприлегающий силуэт, т. е. объединяющий свойства силуэтов как первого, так и второго вида (рис. 27, в). Прически, в некоторой степени повторяющие форму головы, но силуэт которых не является чисто скульптурным, также иногда считаются полуприлегающими.   Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru   Рис. 27. Силуэты: а - скульптурный, или прилегающий; б - декоративный; в - полуприлегающий   Как и силуэт костюма в целом, так и отдельно силуэт прически в наиболее характерном ракурсе (анфас, профиль, вид сзади) для удобства иногда схематизируют, приближая его к какой-либо геометрической фигуре. Например, силуэт, боковые линии которого в какой-то степени параллельны друг другу, напоминает прямоугольник (рис. 28, а). Силуэт, боковые линии которого расходятся книзу, сравнивают с трапецией (рис. 28, б) или с перевернутой трапецией (рис. 28, в), если эти же линии расходятся кверху. Коническая в некоторой степени форма прически в проекции дает фигуру, приближающуюся к треугольнику (рис. 28, г), шарообразная - к кругу (рис. 28, д) и т. д. Замкнутый силуэт, образованный плавными криволинейными линиями, сравнивают с овалом (рис. 28, е).  


Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru

Рис. 28. Силуэты причесок, напоминающие геометрические фигуры: а -прямоугольник; б - трапецию; в - перевернутую трапецию; г - треугольник; д - круг; е - овал

    Силуэты могут напоминать и более сложные геометрические фигуры, соответственно сочетаясь частями, например, полуовал с прямоугольником или трапецией, треугольник с прямоугольником и т. д. Названия некоторых причесок прямо указывают на характер силуэта, например прическа "колокол", "каре". Можно также встретить грушевидный силуэт, силуэт луковицы и т. п. Один и тот же силуэт, являясь фоном, может иметь несколько вариантов разработок - фасонов. Таким образом, иногда разнообразие причесок достигается обыгрыванием силуэта, заполнением его различными деталями, локонами, волнами, отделками и т. д. В современном моделировании понятие формы имеет большее (определяющее) значение, чем понятие фасона, да фасон и не может предопределять форму. Например, прическа с волнами (фасон) может иметь множество вариантов формы. Поэтому, сопоставив понятия "фасон прически" и "форма прически", для более четкого их разграничения еще раз подчеркнем, что главным в работе парикмахера-модельера является отыскание и создание именно новых модных форм прически, затем на этой основе разрабатываются различные фасонные модификации. В связи с этим подробнее рассмотрим линии, на которых строится композиция прически.
Классификация и характеристика линий причёски     Композиция модели прически характеризуется прямыми, криволинейными и ломаными линиями. В прическе     различают четыре основные группы линий: 1) силуэтные, или контурные; 2) конструктивные; 3) конструктивно-декоративные; 4) декоративные. Силуэтные, или контурные, линии создают внешние очертания формы прически и дают самое общее представление о ее форме и степени объемности, определяют пропорции и выражают направление моды, их характер способствует раскрытию замысла композиции. Контурные линии могут дать представление о простоте и лаконичности модели, строгости и сдержанности, женственности и мягкости, спортивности и мужественности, стремительности (динамике) и спокойствии (статике) и т. п.     Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru   Контурные линии силуэта, отображающего прическу, имеют большое значение, так как обладают важной особенностью: вести наш взгляд по поверхности формы прически, создавать движение, динамику. Кроме того, с помощью линии мы имеем возможность задержать движение: линия остроконечного контура височно-боковой части прически, продолжая взгляд, зрительно удлиняет нос (рис. 29, а), мягкая плавная линия замедляет взгляд и уводит его, отвлекая и таким образом как бы уменьшая тот же самый нос (рис. 29, б).  


Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru

Рис. 29. Контурная линия прически, зрительно увеличивающая (а) и уменьшающая (б) нос

    Конструктивные линии - это рабочие линии, используемые при создании как отдельных деталей, так и формы в целом. Конструктивные линии иногда называют технологическими. К ним относятся линии, разделяющие прическу на какие-то формообразующие части, имеющие довольно самостоятельное значение (например, височно-боковая, челка, затылочная часть, отдельные пряди и т. д.), и различные линии отреза волос. Разнообразные проборы, от которых волосы получают свои направления в прядях, также относятся к конструктивным линиям. Здесь же нужно отметить конструктивную роль точки, от которой пряди могут расходиться в разные стороны или, напротив, встречаться, сходиться в ней. В готовой прическе конструктивные линии могут быть малозаметны или не видны вовсе. Например, все проборы, на которые разбирают волосы перед накруткой, почти никогда не видны в прическе, но они-то во многом и определяют ее будущую форму. То же можно сказать и о разделении всей поверхности головы на отдельные участки при стрижке. Линии отреза волос на отдельных участках, хотя это и не всегда заметно в прическе, также активно участвуют в формообразовании. Те же конструктивные линии, которые в прическе все-таки видны, чаще всего воспринимаются не как линии фасона, а как неизбежная закономерность построения основы формы. Конструктивно-декоративные линии - это видимые конструктивные линии, несущие двойную нагрузку: с одной стороны, они используются в качестве средства построения формы, а с другой - прямо участвуют в эстетическом решении модели. Наиболее четкое представление о двойственном характере работы конструктивно-декоративных линий дает оценка в этом смысле модели прически скульптурной формы, полностью переработанной ритмическими волнами, выполненными холодным способом. Так как при создании такой прически мы не может эстетически обогатить ее форму, используя разницу объемов ее деталей (силуэт и все детали прилегающие), то в художественном ее решении ведущую роль приобретают линии волн (кроны), выявляющие главную конструктивную особенность этой модели. Они-то и несут основную эстетическую нагрузку: изменение ширины волн (т. е. изменение расположения кронов - конструктивных линий) меняет эстетическую ценность прически. Использование конструктивно-декоративных линий в моделировании широко и многообразно: эстетически оправданное расположение линии пробора, хорошо проработанные линии фестонов, волн, буклей, характер и чистота обработки окантовок и т. п. - все это имеет большой художественный смысл. Декоративные линии являются решающими при разработке фасона. К ним относятся линии, образуемые различными элементами отделок, локонов, элементами деталей более сложной конфигурации. Если контурный силуэт дает общее представление о модели, выявляя, предположим, ее модный характер, то декоративные линии, участвуя в разработке фасона, придают прическе художественные особенности, т. е. наделяют ее чертами индивидуальности (безусловно, сами декоративные линии также могут иметь модный характер). При работе над прической сложной объемно-пространственной структуры возникает технологическая необходимость в построении деталей, конструктивные линии которых не имеют никакой эстетической ценности, и если их оставить на виду, то они будут мешать выражению художественного замысла. И только маскируя, перекрывая их какими-либо декоративными деталями, можно добиться нужного художественного эффекта. Однако возникающие при этом декоративные линии должны иметь достаточно ощутимую связь с конструктивными линиями, предопределяющими их возникновение. Поскольку основания прядей волос обычно используются конструктивно (т. е. для построения формы), а концы участвуют главным образом в декоративной проработке поверхности прически, то декоративные элементы, создаваемые из концов прядей, должны естественно (т. е. тектокично) продолжать направления волос; характер завитков, поворотов и разворотов декоративных элементов прически также должен быть оправдан по тектонике. Таким образом, практически все линии, используемые в разработке композиции модели, сохраняя свои особенности, имеют, правда, в разной степени, но все-таки двойственный характер: конструктивные могут выполнять роль декоративных; декоративные, образуя поверхность формы прически, участвуют в общем силуэте (декоративные линии окантовок, например, являют собой части силуэтного контура), и, наконец, сам силуэт прически почти всегда бывает декоративным. Это говорит о том, что все линии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены общим композиционным замыслом. И, что особенно важно, в художественном решении композиции модели любые из этих линий могут оказаться главными, т. е. будут нести основную декоративнохудожественную нагрузку, вследствие чего все прочие линии относительно этих должны иметь в какой-то мере второстепенный, подчиненный характер. Второстепенные линии либо обосновывают возникновение главных линий, либо участвуют в формальном завершении прически. В зависимости от назначения, идеи, замысла композиции иногда силуэтные или даже конструктивные линии оказываются ведущими и берут на себя основную декоративно-художественную нагрузку, роль их в композиции несколько меняется и приобретает большую эстетическую ценность. Предположим, для создания современной прически (рис. 30, а) берется модный фасон недалекого прошлого: прическа с ритмическими волнами прилегающего силуэта (рис. 30, б). Если, прорабатывая волны, повторить силуэт тех лет, то получится прическа явно старомодная, что не отвечает требованиям современности. Поэтому избирается модный современный силуэт, а это вызывает изменение в технологии: применяются инструменты, необходимые Для создания современной формы, сама форма делается более объемной, воздушной, может несколько измениться и направление волос (относительно прообраза), но общий рисунок ритмических волн сохраняется, так как он-то и придает всей прическе особенность декоративно-художественного решения. Конструктивные линии волн приобретают декоративнную роль и сообщают модной современной прическе некоторый налет старины, что вполне отвечает требованиям "интеллектуальной" моды 80-х годов. Более объемная (по сравнению с прообразом) форма дает больше вариантов "работы с лицом" клиентки и больше возможностей для уравновешивания асимметричного силуэта анфас.     Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru   Рис. 30. Современная прическа в стиле 'Ретро' (а), в которой от прически прошлых лет (б) использован рисунок ритмических волн     Одним из средств достижения гармонической связи элементов является ритм, т. е. повторность элементов и интервалов между ними, объединенных по принципам тождества или нюанса в определенной, ясно выраженной закономерности (простейший пример - волны). Большое повторение следует употреблять умеренно, так как в этом случае может возникнуть монотонность. Следует отметить еще одно свойство формы, которое постоянно и используется в композиции прически, - динамику. При определенном соотношении элементов объемных форм возникает зрительное движение. Равенство отношений по трем измерениям определяет статичность формы (рис. 31), а контраст создает динамику (рис. 32) . Красивым считается овальное лицо, поэтому "работая с лицом" любой формы (круглым, квадратным и т. д.), следует детали, создающие форму прически, расположить относительно лица так, чтобы взгляд зрителя, скользящий по ним, рисовал в сознании красивый образ, чтобы лицо зрительно выглядело Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru (или угадывалось под деталями) как овальное.   Рис. 31. Статичные геометрические формы Размер деталей должен быть соизмерим (пропорционален) с чертами лица (крупные, мелкие) и с величиной прически в целом. Геометрический вид этих деталей и соотношение их с формой лица также создает те или иные эффекты. Если лицо имеет удлиненную форму, то обрамление его деталями с преобладанием вертикальных линий будет чаще всего противопоказано, так как они зрительно еще больше вытянут лицо.  

Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru

Рис. 32. Динамика различных геометрических форм: а - прямоугольников; б -усеченной пирамиды и трапеции; в - 'груши' и 'луковицы'; г - расчлененных прямоугольников; д - прямоугольников различного размера, соединенных вместе

  Это касается также и некоторых конструктивных линий: пробор посредине почти всегда зрительно расширяет лицо, так как лежит часто в горизонтальной плоскости; если же теменная часть имеет высокий угол наклона, то прямой пробор может восприниматься как вертикальная линия и зрительно удлинять лицо, особенно если детали, расположенные по обеим сторонам пробора, выполнены из длинных волос, имеют мягкие (вертикальные) линии и ниспадают на лицо. Понятие красоты всегда было связано с понятием гармоничности и соразмерности, поэтому использование некоторых линий в качестве организующего начала служит достижению тех или иных смысловых (художественных) эффектов.  
Цвет в композиции причёски     Эмоциональное воздействие цвета на человека общеизвестно, поэтому образная выразительность формы прически во многом предопределяется цветовым решением модели (имеется в виду как натуральный, т. е. природный, цвет волос, так и специальные окраски). Так как любая прическа воспринимается только на конкретном носителе -человеке, она должна составлять с ним гармоническое целое. Цвет волос в прическе, характерный макияж, цветовые особенности одежды - все это в идеале должно служить созданию единого художественного образа, все должно учитываться парикмахером в своей работе. А для этого необходимо знать психофизиологическое воздействие цвета на зрителя и уметь получать нужный цвет волос. Физические свойства цвета определяются восприятием световых электромагнитных волн различной длины, вызывающих у зрителя ощущение различных цветов. Последовательное изменение длины волны изменяет и главное физическое качество цвета - цветовой тон. Ряд цветов, расположенных в порядке уменьшения дайны волны, называется спектром. Основные цвета спектра располагаются следующим образом: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Наш глаз видит также много промежуточных цветов и легко различает цветовые нюансы: оранжево-красный, желто-оранжевый, голубовато-зеленый и др. Кроме спектральных цветов существуют еще пурпурные цвета, которых нет в спектре. Они возникают в результате смешения красного и фиолетового цвета. Спектральные и пурпурные цвета называются хроматическими цветами (от греческого слова "хромос" - цвет). Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном (длиной волны), светлотой и насыщенностью. Ахроматическими цветами (неокрашенными) называются белый, серый и черный, их иногда также именуют нейтральными. Ахроматические цвета обладают только светлотными различиями. Насыщенность является показателем силы цвета и чистоты цветового тона. Самыми насыщенными являются спектральные цвета. Их называют чистыми, открытыми, интенсивными. Цвета, расположенные между основными спектральными (желто-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-желтый и др.), менее насыщены; их называют сложными, спокойными, сдержанными. Насыщенность любого хроматического цвета уменьшается от присоединения к нему любого из ахроматических цветов. Цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления белого цвета, называются разбеленными (например, кремовый, розовый или сиреневый цвет), а путем добавления черного цвета - затемненными. Например, коричневый цвет - это малонасыщенный (затемненный) красный (он состоит из черного и красного). Другие оттенки коричневого можно получить путем смешения желтого, оранжевого с тем же черным цветом. В работе парикмахера, связанной непосредственно с окрашиванием волос, есть своя специфика. В палитре парикмахера нет, например, белой краски. Все разбеленные (пастельные) тона получаются в результате "смешивания" цвета в той или иной степени высветленных (обесцвеченных, выбеленных) волос и малонасыщенных, неинтенсивных хроматических цветов (красок). Однако независимо от этих особенностей парикмахер должен учитывать закономерности смешения и сочетания цветов. Если расположить все спектральные и пурпурные цвета по кругу, образуется u и тт /и и и так называемый цветовой круг. Четыре цвета (желтый, синий, красный и зеленый) в этом круге главные. Эти цвета попарно располагаются на противоположных концах диаметра и называются взаимно дополнительными (красный с зеленым, синий с желтым). Промежуточные между ними цвета также имеют дополнительные пары, находящиеся на концах соответствующих диаметров. В работе парикмахер наиболее часто использует дополнительные цвета синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. При смешении они дают серый цвет. Кроме общепринятой научной терминологии существует и такое определение, как пастельные цвета, т. е. цвета малой насыщенности, разбеленные, нежных оттенков. Цвет способен влиять на чувства и настроение человека. Синие и зеленые цвета, например, вызывают ощущение холода, красные, желтые и оранжевые -тепла. Восприятие массы и объема также зависит от цвета: светлые чистые цвета создают ощущение легкости, темные кажутся тяжелыми. Цвета обладают свойствами приближения и отдаления. Так, предметы, окрашенные в светлые и теплые цвета, как бы приближаются к нам и увеличиваются в объеме. Такие же предметы, окрашенные в темные и холодные цвета, как бы отодвигаются от нас и уменьшаются. Можно добиваться нужных эффектов за счет иллюзий зрительного восприятия формы (оптических иллюзий).   Знание и умелое использование зрительных, оптических иллюзий в работе парикмахера-модельера открывает перед ним довольно большие возможности при создании моделей причесок или правильного использования этих моделей в бытовой работе с конкретными клиентами. Например, наиболее выступающим цветом является желтый, а самый отступающий - синий. Большая высветленная (желтая) челка будет выглядеть кричаще. Если же ее слегка подсинить, то цвет приглушится, сама деталь как бы уменьшится в объеме, перестанет выпячиваться. Свойства ахроматических цветов также используют в моделировании. Черный цвет, например, хорошо держит композицию, Усиливая выразительность прически, резко очерчивая силуэт. На черном фоне прически украшения любого цвета кажутся ярче и ближе (выступают). К психофизиологическим особенностям восприятия цвета относится и изменение цвета под влиянием окружающих цветов. На светлом фоне все цвета как бы становятся темнее, на темном - светлее. Поэтому, окрашивая волосы, например, пожилым женщинам, у которых волос обычно меньше, выбирают пастельные тона - русый, светлый шатен, пепельный и т. д., так как при темных редких волосах может проглядывать белая кожа головы. Любой хроматический цвет на фоне насыщенного цвета либо теряет часть своей насыщенности, либо приобретает или усиливает оттенок цвета, дополнительного к фону. Так, красный цвет на зеленом фоне краснеет, желтый на синем желтеет, следовательно, каштановые волосы у женщины в зеленом костюме будут выглядеть более красными, золотистые - покажутся более желтыми у женщины в синем платье. При ярких каштановых волосах зеленые глаза кажутся еще более зелеными, а при золотистых волосах блондинки голубые глаза - более синими и яркими. При искусственном освещении цвет может измениться. При обычном электрическом освещении красный, оранжевый цвета светлеют и становятся ярче, желтый цвет бледнеет, голубой темнеет и становится зеленее, синий темнеет, зеленый становится теплее, фиолетовый цвет приобретает красноватый оттенок. При различных эффектных освещениях, например в театре, цвета изменяются следующим образом: при красном свете красный, оранжевый цвета краснеют; желтый оранжевеет, белый розовеет, черный темнеет, синий приобретает фиолетовый оттенок, фиолетовый краснеет; при зеленом свете красный теряет насыщенность и темнеет, оранжевый становится грязным и темнеет, белый зеленеет, зеленый становится ярче, синий приобретает более холодный оттенок, фиолетовый цвет темнеет;   при синем свете красный и оранжевый цвета темнеют, желтый становится грязным и зеленеет, зеленый темнеет и становится холоднее, фиолетовый синеет, синий становится ярче, белый голубеет. Знание основных физических свойств цвета весьма способствует получению нужных цветов с учетом их психофизиологических качеств, создает предпосылки точного эмоционально-психологического воздействия на зрителя. Специфика работы парикмахера с цветом состоит в том, что сначала он окрашивает волосы и только потом делает прическу. Следовательно, чтобы точно выбрать и придать волосам нужный для воплощения композиционного замысла цвет, нужно достаточно хорошо представлять, как проявятся его физические и психофизиологические свойства непосредственно в объемной форме в комплексе с ее другими характеристиками. В процессе поиска формы парикмахеру-модельеру нужно увидеть прическу не просто как совокупность элементов (хотя и объединенных замыслом), но и как своего рода скульптуру с ее определенной пластикой. Термин "пластика" - один из наиболее употребительных в декоративноприкладном искусстве. Пластика формы характеризует такие качества объемнопространственной структуры прически, как рельефность (выпуклости и вогнутости), мягкость переходов, насыщенность светом и тенью, фактурные особенности. Форма, которой не хватает пластичности, зачастую суха, аскетична, маловыразительна. Работая над формой прически, модельер постоянно задается вопросами: как лягут тени, как пройдут блики, не деформируют ли они объемнопространственную структуру, не исказят ли замысел, не окажется ли форма скучной, сухой или просто некрасивой. Модельер должен так построить тени и выявить блики, добиться такого их соотношения, чтобы замысел читался однозначно. Организующая роль теней в композиции имеет очень большое значение. Леонардо да Винчи говорил, что тень укрепляет форму, а свет разрушает ее. Без теней теряется представление о глубине и соотношении в пространстве отдельных плоскостей и объемов, поэтому труднее всего добиться выразительности прически элементарно простой геометрической формы. Однако при создании композиционного образа путем применения теней и света очень важно во взаимоотношениях между светом и тенью соблюдать меру. Если сконцентрировать внимание на тенях, т. е. попытаться абстрагироваться от объема и попробовать увидеть не материальное, а пустоты в объемно-пространственной форме, то станет заметно, что пространство в зонах соприкосновения с материальным взаимодействует с объемом весьма различно. В сложных объёмно-пространственных структурах (рис. 33) возникновение теней и их интенсивность во многом обусловлены глубиной проникания пространства в объем прически.   Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru   Рис. 33. Образование теней в сложных объемно-пространственных структурах   Если же переключить внимание непосредственно на объем (на материальное), то можно сказать, что светотеневые эффекты объясняются глубиной запада формы, его очертаниями, характером и фоном заглубления, т. е. выпуклостями, окружающими вогнутость. Мы можем сознательно работать над рельефом поверхности отдельных участков и формы в целом для выражения своего композиционного замысла, используя взаимоотношения пространство - объем, заглубления - фон, тени -свет, цветотональные отношения, организуя их по принципам контраста и нюанса, геометрического подобия и ритма. Контраст - один из главных средств композиции в формотворчестве прически. Сущность композиции, построенной на контрасте, - в активности ее визуального воздействия; противопоставление двух начал уже само по себе делает форму заметной. Из всех видов контраста в прическе больше всего композиционных возможностей таит в себе контраст открытой структуры (пространственно сложных элементов прически - рис. 34, а) и гладких простых (монолитных) поверхностей (рис. 34, б). Действие этого контраста зависит от величины площадей противопоставляемых поверхностей, от объема элементов, взаимного расположения их в пространстве по горизонтали или вертикали, а также от светотеневых характеристик. Использовать контраст - значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в этом сопоставлении противоположностей. Применение контраста должно быть логически оправдано.   Так как контраст непосредственно связан с различным насыщением поверхности формы прически светом и тенью, особенности светотеневого контраста в самых общих чертах должны продумываться, еще на стадии конструктивной разработки модели. А для этого нужно учитывать характер отражения света различными поверхностями. Так, на поверхности прически блондинки очень хорошо видны даже незначительные тени, а на прическе брюнетки тени глохнут (теряют интенсивность) - на темной поверхности лучше читается блик, поэтому при работе над композицией модели, создаваемой из светлых волос, модельер больше внимания уделяет организации теней, а при работе с темными волосами его внимание акцентируется на распределении световых бликов. Следовательно, заходы в форму пространства во многом предопределяются светлотой волос, из которых создается модель: прически блондинок иногда бывают буквально пронизаны воздухом, ажурны, тогда как прически брюнеток чаще тяготеют к компактным, монолитным (зализанным) формам, где световой блик, проходящий по формообразующим (выпуклым) поверхностям, оказывается самым строгим контролером четкости построения композиции.    

Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru

Рис. 34. Композиции с пространственно сложными элементами (а) и гладкими (монолитными) поверхностями (б), основанные на контрасте

    Правда, возможны и такие, на первый взгляд, казалось бы, парадоксальные ситуации: в прическе прилегающего силуэта из абсолютно черных волос, мастерски проработанной не очень глубокими, широкими ритмическими волнами с высокими кронами, очень хорошо видны именно тени (рис. 35, а). На самом деле здесь нет никакого противоречия: большие блики, возникающие на глянцевой поверхности волн, суммарно дают ощущение как бы светлой в целом формы - на таком фоне, естественно, лучше читаются тени. Если же попытаться ввести в эту прическу одну узкую, глубокую волну, то целостность всей композиции может оказаться нарушенной: контраст формообразующих деталей резко усиливается за счет светотеневого контраста -углубление узкой волны воспринимается как интенсивная тень, которая остро читается на общем как бы светлом фоне (рис. 35, б). Контраст в данном случае явно чрезмерен и развалит композицию на две части. Контраст здесь усиливается и за счет сравнения площадей: площадь темной части (узкая волна) значительно уступает по величине общей светлой площади. Отсюда видно, что светотеневые проявления той или иной детали, способствующие (или мешающие) воплощению композиционного замысла, зависят не только от цвета волос и формы самой детали (что само по себе важно), но главным образом от характера окружения. Деталь читается только в контексте общей светотеневой структуры.   Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru   Рис. 35. Тени в прическах из абсолютно черных волос: а - волосы, мастерски проработанные широкими ритмическими волнами; б - нарушение композиции из-за светотеневого контраста Контрастными могут быть отношения и не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не с черной, а, предположим, с темно-серой. Нечто подобное имеет место и с контрастом по величине: можно построить целый ряд пар контрастирующих элементов от наименьшей до наибольшей степени контраста. То же можно сказать и о светотеневых отношениях, т. е. контраст в композиции неразрывно связан с нюансом. Без нюансных отношений контраст может не только огрубить композицию, сделав ее примитивно-схематичной, но и, как мы рассмотрели выше, разрушить ее целостность. Следовательно, контраст в композиции прически почти всегда вызывает необходимость сопровождения его нюансными отношениями. Нюансировка формы прически требует не только развитого вкуса, технического мастерства, но и безошибочной интуиции. На любом конкурсе некоторые прически вызывают пристальный интерес окружающих. И зачастую внимание зрителей привлекает не только новизна идеи или оригинальность технического решения задачи, но и тщательная нюансировка формы. Умение отшлифовать форму, отработать каждую техническую деталь так, что она начинает играть, свидетельствует о высоком мастерстве парикмахера-модельера. Поскольку при моделировании формы большое значение имеет взаимопроникновение элементов и их непосредственная связь, нюансировка во многом означает поиск приемлемых компромиссов, мягкое, плавное сглаживание переходов как светотеневых, так и формообразующих. Правильное понимание взаимоотношений объем - пространство в каждой конкретной композиции позволяет осознанно нюансировать форму, добиваясь ее большей художественной завершенности и эмоциональной выразительности. И для этого требуется такое видение формы, когда пространство начинает читаться как компонент формы, элемент композиции. Нюансировку формы деталей во многом предопределяет общая форма прически. Для примера возьмем опять черные волосы. Даже в такой подчеркнуто декоративной прическе, какой является пучок, возможно наличие прилегающих деталей (предположим, выходящая на щеку в виде фестона выступающая волна). Мы уже отмечали, что в прическах из черных волос прилегающего силуэта возможно возникновение блика именно на самой неглубокой волне. Такой же блик появляется и на фестоне (рис. 36). И наличие этого блика заставляет понемногу расширять и углублять поднимающуюся вверх волну, так выдерживать угол подъема поверхности прически относительно головы, так постепенно увеличивать радиус скругления возникающего ребра, чтобы блик с фестона имел плавное продолжение в блике уходящего вверх ребра, т. е. нюансировка имеет довольно закономерное обоснование (в подобной прическе блондинки это тоже просматривается, но не так явно).     Симметрия и асимметрия композиции причёски - student2.ru   Рис. 36. Прическа из абсолютно черных волос, в которой в качестве нюансировки использованы блики Определенные закономерности наблюдаются в построении и нюансировке деталей типа "локон" (обращенных открытой стороной к зрителю), причем взаимоотношения пространство - объем, тени - свет здесь проявляются особенно ярко. Если пространство входит в локон небольшого диаметра под острым углом, то тень максимально интенсивна и, если прическа из светлых волос, максимально контрастирует с фоном (на черном фоне тень может вообще не читаться). Если же несколько увеличить диаметр обращенной к зрителю стороны локона, оставив неизменным лежащий в глубине (пространство входит под менее острым углом), то контраст ослабевает, так как интенсивность тени уменьшается, поверхность углубления начинает отражать свет, на ней могут возникнуть блики и рефлексы. Кроме того, уменьшается различие площадей тени и светлого фона. Таким образом, изменяя наружный диаметр, изменяя угол вхождения пространства (раскрывая локон навстречу свету), можно добиваться тончайших (нюансных) отношений между тенью и светом фона. Если раскрыть навстречу свету локон в прическе из черных волос, то блики и рефлексы, возникающие на поверхности углубления, тоже дадут нам некоторое представление о глубине и характере рельефа, но все-таки информацию о форме детали мы получим главным образом за счет блика, обрисовывающего тень, т. е. проходящего по образующему локон ребру, причем только толщина ребра и интенсивность этого блика дадут нам возможность точно прочитать тени детали в общей светотеневой структуре прически. Таким образом, значение света и тени в конкретных ситуациях может быть различным: в одних случаях организующую роль в композиции играет свет, в других - тень, следовательно, нюансировка деталей по форме и величине часто предопределяется особенностями общей светотеневой структуры. Правильно организуя проблескивающие в форме блики, чуть больше или меньше поворачивая детали относительно друг друга, чуть выдвигая или заглубляя их, можно получить значительный художественный эффект, сделав гораздо выразительнее ранее невнятную часть прически.     Художественное оформление прически и композиция Художественное оформление прически непосредственно, связано с композицией, т. е. строением, расположением, соотношением ее составных частей. Композицией называется также, а результат этого действия - сама прическа. В основу композиции парикмахер-модельер берет совокупность образующих форму объемов (частей), соотношение этих объемов, общие пропорции (масштаб), силуэт. От того, насколько удачно решена композиция в целом, зависит красота и выразительность формы прически. Если не будет согласованности в сочетании основных объемов и форм, если не найдены общие пропорции прически, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной. Парикмахеру-модельеру приходится работать с разнообразными прическами. В одних главенствует "чистая" лаконичная форма, в других - под сложно разработанным декором геометрическая форма лишь угадывается, но в любом случае в основу берется определенная система пропорционирования, обусловленная художественным замыслом.   Пропорции прически, соотношение с лицам, фигурой Пропорции прически, соотношение с лицам, фигурой (масштабность) играют решающую роль, так как они сообщают форме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие большую протяженность в горизонтальном направлении, нежели в вертикальном, производят впечатление тяжеловесности, и никакие декоративные ухищрения не избавят прическу (и, конечно, образ) от некоторой приземленности (вертикали чаще всего дают обратное ощущение). Следовательно, образная

Наши рекомендации