Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
Видами ДТП являются:
1) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных;
2) столкновение транспортных средств;
3) опрокидывание транспортного средства;
4) наезд транспортного средства на препятствие;
5) падение пассажиров;
6) прочие ДТП.
ДТП могут возникать по вине людей (водителей, пассажиров, пешеходов), вследствие непреодолимой силы природы и вследствие стечения обстоятельств.
Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в:
1) превышении безопасной скорости при маневрах, попадании на участок дороги с худшими характеристиками;
2) обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков;
3) неподаче или неправильной подаче предупредительного сигнала;
4) неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия;
5) нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки;
6) несоблюдении безопасной дистанции;
7) неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар;
8) стоянке на проезжей части без освещения;
9) нарушении правил перевозки пассажиров;
10) нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость, и др.
Нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в:
1) неожиданном появлении пешехода из-за препятствия;
2) внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении;
3) непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом;
4) выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено;
5) внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и др.
При ДТП подлежат установлению следующие обстоятельства:
1) в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия;
2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;
3) какие последствия наступили в результате ДТП;
4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;
5) какова форма вины каждого участника;
6) кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта;
7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП.
При расследовании ДТП следует провести тщательный осмотр места происшествия, транспорт, допроситьсвидетелей, потерпевших, подозреваемых и других лиц. Назначается экспертиза транспортного средства, в ходе которой могут быть установлены факты наступления ДТП вследствие неисправности транспортного средства. Осмотр места происшествия следует проводить тщательно, но как можно быстрее, так как это обычно создает препятствия дорожному движению. При осмотре следует составить точный план места происшествия.
87. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Механизм данного вида преступлений включает в себя деятельность ответственных должностных лиц и разрушительный характер каких-либо вредных факторов, вызванных этой деятельностью. Временной промежуток между деятельностью ответственного лица и разрушительным последствием может быть различным.
Преступникам свойственны внутренняя неорганизованность, отсутствие должной осмотрительности и осторожности, излишняя самоуверенность. Мотивы совершения таких преступлений могут быть ложноэкономическими, корыстными, карьеристскими, они могут и отсутствовать в нарушениях безмотивного характера.
Типичными следственными ситуациями являются следующие:
1) все материалы дела собраны специальной комиссией и после этого переданы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Такая комиссия создается на предприятиях при возникновении факта аварии или катастрофы. К материалам дела обычно уже бывают приложены планы и схемы места происшествия, выписки из технических и нормативных документов, мнения специалистов;
2) дело возбуждается по сведениям о факте травматического происшествия, поступившим от администрации предприятия, органов МВД, больниц и так далее сразу после происшествия. Информация о травматическом событии указывает лишь на возможность в данном случае преступного нарушения правил техники безопасности. Обстановка места происшествия при этом может полностью сохраниться или подвергнуться незначительным изменениям;
3) в качестве первичных материалов о травматическом происшествии на производстве выступает заявление от потерпевшего или его родственников, материалы печати, общественных организаций, дополненные сведениями, полученными в порядке прокурорской проверки. В таких материалах обычно имеются данные о факте преступного нарушения правил техники безопасности на том или ином производстве, круге лиц, ответственных за происшествие. С момента происшествия чаще всего проходит месяц и более. Обстановка места происшествия не сохраняется. Эта ситуация наиболее сложна для расследования в силу запоздалого начала расследования и утери ряда существенных фактических данных.
При расследовании возможно проведение следующих следственных действий:
1) осмотр места происшествия и трупа;
2) судебно-медицинская экспертиза трупа;
3) выемка и осмотр технической и иной документации;
4) допрос потерпевших;
5) судебно-медицинская экспертиза потерпевших, получивших повреждения;
6) допросы очевидцев происшествия;
7) допрос лиц, отвечающих за состояние промышленной безопасности и соблюдение правил техники безопасности на данном предприятии.
На первоначальном этапе расследования назначается экспертиза по технике безопасности, проводится следственный эксперимент, следует как можно быстрее провести осмотр места происшествия, так как его обстановка на предприятии очень быстро меняется вследствие производственных процессов.