Разветвленный вопрос (branching question)
Вопросы, используемые в исследовании, для направления респондента в разные разделы анкеты в зависимости от данного им ответа
Особенно внимательно следует относиться к составлению разветвленных вопросов. Они направляют респондента в разные разделы анкеты в зависимости от данного им ответа и предусматривают все возможные случайности: помогают уменьшить ошибки респондентов и интервьюеров, а также стимулируют полные ответы. Схемы переходов при использовании разветвленных вопросов весьма сложные. Самый простой способ расчета всех возможных вариантов ответов – это составление блок-схемы логических возможностей с последующей разработкой разветвленных вопросов и базирующихся на них инструкциях.
При расположении разветвленных вопросов следуйте представленным ниже указаниям: вопрос после разветвления (тот, к которому направляется респондент) должен быть расположен как можно ближе к разветвленному вопросу; разветвленные вопросы должны располагаться таким образом, чтобы респонденты не могли предвидеть, какая информация им потребуется в дальнейшем. Респондентам просто обнаружить, что можно избежать детального опроса, давая определенные ответы на некоторые вопросы. Например, респондентов следует сначала спросить, видели ли они какие-либо из рекламных презентаций, прежде чем попросить их оценивать. В противном случае респонденты быстро поймут, что подтверждение того, что они видели презентацию, приведет к более детальному опросу, и они могут избежать этого, дав отрицательный ответ.
ФОРМА И РАСПОЛОЖЕНИЕ ВОПРОСОВ
Форма, размещение и порядок вопросов могут существенно повлиять на результаты. Это особенно важно при самостоятельном анкетировании. Эксперименты с почтовыми опросами во время переписи 1980 года показали, что первым вопросам уделяется большее внимание, чем находящимся внизу. Напечатанные красным шрифтом инструкции не особенно повлиял на ответы, кроме того, что создавали впечатление большей сложности анкеты у респондентов.
Хорошим правилом является разделение анкеты на несколько частей. Возможно, придется выделить несколько частей среди вопросов относящихся к основной информации.
Предварительное кодирование(precoding)
Присвоение на этапе разработки анкеты кода каждому возможному ответу.
Вопросы в каждой части должны быть пронумерованы, особенно при использовании разветвленных вопросов. Нумерация вопросов упрощает кодировку ответов. Желательно анкеты закодировать предварительно. При предварительном кодировании коды, которые затем будут подвергнуты компьютерной обработке, печатаются в анкете. Обычно код отражает номер строчки и столбца, в которые будет занесен ответ. Необходимо отметить, что при применении компьютеров предварительная кодировка базируется на соответствующем программном обеспечении.
Анкеты лучше пронумеровать последовательно. Это помогает контролировать заполнение анкет, а также кодирование и анализ. Нумерация позволяет легко подсчитывать анкеты и определять их потерю. Однако для почтового опроса это не применимо, так как респондент может подумать, что номер относится к определенному респонденту. В этих условиях некоторые респонденты могут отказаться принимать участие в анкетировании или дать недостоверный ответ. Однако по результатам последних исследований выяснено, что потеря анонимности весьма ограниченно влияет на результаты или вообще не влияет.
ПРИМЕР. Форма и расположение
В исследовательском проекте «Выбор универмага» анкету разделили на несколько частей.
Часть А содержала следующие виды вопросов: квалификационные, о знакомстве с предметом опроса, о частоте покупок, оценке 10 магазинов по 8 критериям и о рейтингах предпочтения для 10 магазинов.
Часть В содержала вопросы об относительной важности каждого фактора выбора и рангах предпочтений для каждого из 10 магазинов.
Часть С была нацелена на получение информации об образе жизни.
Наконец, часть D заключала стандартную демографическую и идентификационную информацию. Идентификационная информация не выделялась в отдельный раздел, а была получена вместе с классификационной.
Такое разделение анкеты обеспечило естественные переходы от одной части к другой, оно также предупреждало интервьюера и респондента, что с началом нового раздела осуществляется переход к получению информации другого рода.
ПЕЧАТЬ АНКЕТЫ
То, как размножена анкета, может повлиять на результаты. Например, если анкета напечатана на плохой бумаге или выглядит потертой, респонденты решат, что проект не слишком важен, что соответствующим образом отразится на качестве ответов. Поэтому анкета должна быть отпечатана на качественной бумаге и иметь профессиональный внешний вид.
Если распечатанная анкета занимает несколько страниц, лучше оформить ее в форме буклета, а не печатать на отдельных листах, соединяя скрепкой или степлером. Буклеты удобнее при заполнении как для интервьюера, так и для респондента, они не распадаются на части, как это может случиться со скрепленными листами. В буклете можно расположить вопросы на двух сторонах, они и выглядят профессиональнее.
Каждый вопрос должен быть размещен на одной странице (или на двойном развороте). Следует избегать переноса вопросов или описания категорий с одной страницы на другую, респондент или интервьюер может решить, что вопрос закончился в конце страницы. В результате будет получен ответ на незаконченный вопрос.
Колонки с вертикальными ответами должны использоваться для отдельных вопросов. Интервьюерам и респондентам гораздо легче читать по одной колонке, чем водить глазами из стороны в сторону по нескольким колонкам. Следует избегать разбиения вопросов на части, используемого для экономии места. Рассмотрим эту проблему на примере :
Сколько приблизительно составил ваш семейный совокупный доход (до налогообложения) за последний год?
_ Меньше $20000 _ $20000 - $39999 _ $40000 - $59999
_ $60000 - $79999 _ $80000 - $99999 _ $100000 и больше (Неправильно)
Представленные категории ответов нужно разместить в одну колонку, а не в несколько строк, как это показано в примере [41]. В вопросе о доходе респондент может запутаться, к какому именно числу относится каждая из пустых линий (предшествует или стоит после соответствующего числа). Категории следует разместить так:
_Меньше $20000
_$20000 - $39999
_$40000 - $59999
_$б0000 - $79999
_$80000 - $99999
_$ 100000 и больше.
При использовании нескольких вопросов, имеющих одинаковые категории ответа, полезно размещать их в, виде таблицы, как это сделано в примере American Chicle Youth Poll.
ПРИМЕР. Таблица мнений
Для некоторых вопросов American Chicle Youth Poll применен формат таблицы.
Перед вами список (дайте респонденту карточку). Я хотел бы узнать ваше мнение о том, в каком возрасте человек может принимать самостоятельное решение по каждому из перечисленных пунктов. Скажите, для того, чтобы... (прочитайте каждый пункт из перечисленного ниже), сколько лет должно быть человеку, чтобы он смог самостоятельно принять решение? (спросите по каждому пункту).
в 14и раньше 15 16 17 18 19 20 21 После 21 Не знаю
Выбрать себе одежду□ □ □ □ □ □ □ □ □ □
Жениться или выйти замуж□ □ □ □ □ □ □ □ □ □
Ходить ли в школу□ □ □ □ □ □ □ □ □ □
Приходить вечером домой □ □ □ □ □ □ □ □ □ □
Не следует стремиться уменьшать межстрочные интервалы между вопросами для компактности анкеты. Слишком большое количество вопросов с маленькими расстояниями между ними приводят к ошибкам в сборе данных, более кратким и менее информативным ответам. Более того, плотное размещение вопросов создает впечатление сложности и дает более низкие показатели по количеству согласившихся заполнить анкету и сделавших это полностью. Хотя короткие анкеты имеют преимущества над длинными, не следует сокращать их за счет уплотнения.
Указания или инструкции к отдельным ответам должны находиться как можно ближе к вопросам. Инструкции, относящиеся к тому, как респондент должен заполнять анкету или отвечать на вопрос, следует помещать перед вопросом. Инструкции о том, как ответ должен записываться или как должно осуществляться пробное использование товара должны размешаться после вопроса. Общепринято отделять инструкции от ответов особым шрифтом (например, заглавными буквами).
Цвет не влияет на процент ответа на анкеты, но с его помощью можно добиться некоторых преимуществ. Например, выделение цветом полезно для разветвленных вопросов. Следующий вопрос, на который респонденту нужно отвечать, печатается тем же цветом, что и соответствующий ему вариант ответа разветвленного вопроса. Анкеты для исследований, ориентированных на различные группы респондентов, лучше печатать на бумаге разные цветов. В почтовом опросе, проводимом для крупной телекоммуникационной корпорации, бизнес-анкета напечатана на белой бумаге, а анкета для домохозяйств – на желтой.
Анкета должна быть воспроизведена таким образом, чтобы ее легко было читать и воспринимать. Буквы должны быть большими и четкими. Чтение анкеты не должно вызывать напряжения.