Помехоустойчивость голоса

Помехоустойчивость голоса - student2.ru ют третьего и лишь иногда вставляют одну-две реплики. Для П. ха­рактерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств, особый вид линейного развертыва­ния реплик и т. д. Признак равной речевой активности участников коммуникации — инвариант полилогической формы — предусмат­ривает промежуточные формы, в которых реактивная роль собесед­ников градуируется — от позиции адресата до позиции слушателя (наблюдателя) и может, оставаясь невербализованной, влиять на развитие П. ответным неречевым действием. Участники П. часто от­деляются от случайных слушающих с помощью пространственной организации. Люди должны находиться близко друг от друга относи­тельно имеющегося в их распоряжении пространства, не разделять­ся явными физическими или психологическими барьерами и долж­ны находиться в пределах видимости и слышимости по отношению друг к другу. Может случиться так, что два члена группы обменива­ются таким количеством реплик, что между ними завязывается свой отдельный разговор, при этом другая часть группы отделяется и ве­дет свой. Может также случиться, что один член группы оказывается в стороне и далее не рассматривается в качестве участника разговора. Как правило, адресаты частично указываются с помощью жеста. Вы­бор адресата может быть осуществлен через контакт с помощью взгля­да, который сопровождается жестом или кивком головы. Далее, не­которые члены группы могут быть исключены из числа адресатов или участников, если говорящий поворачивается к ним спиной. Пре­имущество жестов состоит в том, что они являются публичными актами, которые распознаются одновременно всеми лицами. Адре­саты и участники могут также указываться с помощью манеры речи. Наконец, адресаты, участники и случайные слушающие указыва­ются с помощью содержания того, что говорится.

Лит.: Винокур Т.Г. Полилог // ЛЭС. — М., 1990; Кларк Г.Г., Карл­сон Т.Б. Слушающие и речевой акт// НЗЛ. — Вып. 17. — М., 1986; Русская разговорная речь. Тексты. — М., 1978.

Л.Е. Ту мина

ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ ГОЛОСА—способность противо­стоять внешним звуковым помехам, к числу которых относятся: шум детских голосов, звуки с улицы или из коридора, звуковое сопро­вождение кинофильма или телепередачи (при необходимости вве­сти свой комментарий или сделать распоряжение) и т. д. Помехо­устойчивым голос становится в результате темброво-динамической коррекции, когда громкость голоса несколько превышает громкость помехи, а его тембр контрастирует с окраской окружающих звуков. Во многих случаях П. г. возникает благодаря его полетности.

158

портретный очерк учителя

Помехоустойчивость голоса - student2.ru Лит.: Гельфанд С А. Слух: введение в психологическую и физиологиче­скую акустику. — М., 1984; Морозов В.П. Тайны вокальной речи. — М., 1967.

А. А. Князьков

ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК УЧИТЕЛЯ— жанровая разновидность публицистического портретного очерка, в центре которого яркая твор­ческая индивидуальность учителя. В основе создания жанра лежит ана­лиз-исследование и изображение профессионального мастерства пе­дагога, профессиональных секретов, отражающих его личностные осо­бенности, с целью распространения его опыта работы, оказания социально-психологического воздействия на аудиторию, включаю­щего убеждение и эмоциональное вовлечение («заражение»). В П. о. у. автор исследует профессиональный успех конкретного учителя, по­казывает его неординарный, творческий подход к преподаванию своего предмета, к решению важных педагогических (социально значимых) проблем, его психолого-педагогические приемы, стиль педагогиче­ской деятельности, методические открытия, индивидуальную техно­логию обучения и дает им свою оценку, которая имеет социально обусловленный характер. Цель данного жанра — дать эмоционально-образное представление об учителе, вызывающем интерес прежде всего в плане его высоких профессиональных качеств, показать человека в профессии, привлечь внимание к неординарной личности педагога, эмоционально воздействовать на читателя, пробудить у него опреде­ленные мысли, стремления. П. о. у. является одновременно и проблем­ным: анализ, авторская интерпретация личности педагога, его дея­тельности проводятся в аспекте тех или иных актуальных для совре­менных школы, вуза педагогических проблем.

На отбор фактов информации об учителе, придание им соци­альной значимости, их оценку и средства ее языкового воплощения влияют два фактора: общая социально-коммуникативная установка периодического издания и состав и интересы читательской аудито­рии. В зависимости от коммуникативной целеустановки, на выбор которой влияет адресат, различаются две разновидности П. о. у. Так, в очерке может доминировать одна коммуникативная интенция: «со­здание образа учителя, эмоционально-образного представления о нем». В таком очерке преобладает изобразительная, лирическая ма­нера построения образа героя. Образ автора в нем можно определить как «повествователь-рассказчик». Как правило, такая разновидность очерка является публикацией в неотраслевых изданиях, адресатом которых является широкая, массовая аудитория. В основе создания другого типа П. о. у. лежат две коммуникативные интенции: «созда­ние образа творчески работающего учителя» и «пропаганда его про­фессионального мастерства». В таком очерке преобладает аналитиче-

159

Наши рекомендации