Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона голоса

1. Произнесение сонорных согласных (м, н) с гласными. Сонорные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения, в «позиции резонатора», с привлечением тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности:

ммуммоммэммиммамм

ннанноннэнниннанн

ммнуммноммнэммниммнамм

 
  Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона голоса - student2.ru

2. Повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, нс паузами и без пауз. Голос повышается и понижается на 2-3 тона.

Повышение и понижение голоса производится то речевым, то полунапевным способом произнесения, что дает возможность «раскрепостить» органы артикуляции и увеличить полетное звучание голоса.

Для тренировки собранного звучания предлагается упражнение «Гудок» — произнесение гласных у, о, аводной тональности, в «позиции резонатора», а затем с повышением и понижением голоса.

УУУУ

УУОУУОУУО

УУАУУАУУА

УУЭУУЭУУЭ

УУИУУИУУИ

4. Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются.

Мам, меду нам,

ммаммедуннамм.

Мам, мам, молока бы нам.

ммаммммаммммоллокабыннамм.

Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел.

 
  Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона голоса - student2.ru

Ммёдвллесуммедведьннашеллммалломмедуммнногопчёлл.

5. Произнесение стихотворений на стоне с изменением диапазона голоса. Стихотворения подбираются в зависимости от возраста ребенка, они должны быть короткими, несложными (например, «Мяч» С.Я. Маршака, стихи К.И. Чуковского, А. Барто).

Междометия. Одно из ярких средств эмоционального воздействия на слушателя — междометия. Будучи экспрессивно окрашенными и интонационно модулированными, междометия выражают эмоции, настроения, волевые побуждения человека — радость, боль, гнев, страх, ужас, восхищение, возмущение, презрение, жалобу, упрек, угрозу, протест, приглашение и т.д. Междометия тренируют естественную подачу голоса, при их произнесении активны все мышцы, участвующие в голосообразовании, особенно диафрагма. Упражнения с использованием междометий осуществляют координацию дыхания с деятельностью гортани и голосовых складок, раскрепощают и расширяют объем глоточной и ротовой полости, развивают гибкость, диапазон голоса, создают связь между чисто внешним выражением чувств (т. е. силой, высотой, модуляцией голоса) и внутренним подтекстом. Междометия дополняются интонацией, иногда мимикой и жестом, так как смысловой оттенок в них выражен очень слабо.

«Боль, холод, радость, ужас вызывают у всех детей одни и те же звуковые выражения; так, например, звук а-а-авырывается изнутри сам собой от охватившего нас ужаса или восторга (...). Понимаете ли вы, что через ясный звук а-а-аиз нашей души выходит наружу чувство? Этот звук сообщается с какими-то внутренними глубокими переживаниями, которые просятся наружу и свободно вылетают изнутри, из недр души.

Но есть и другое а-а-а, более глухое, закрытое, которое не выпархивает свободно наружу, а остается внутри и зловеще гудит, резонирует там, точно в пещере или в склепе. Есть и коварное а-а-а, точно вьюном вылетающее изнутри и сверлом ввинчивающееся в душу собеседника. Бывает и радостное а-а-а, которое, как ракета, вылетает изнутри души. Бывает и тяжелое а-а-а, которое, как железная гиря, опускается внутрь, точно на дно колодца...» — писал К.С. Станиславский[42].

Работу над голосом нужно начинать с междометий: О!, А!, Ах!, Ох!, выражающих удивление, радость, недовольство, испуг, восторг, страх.

Затем включаются междометия и звукоподражания в стихотворный материал. Стихи вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают так называемую ритмическую эмоцию, что приводит в рабочее, активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Примерный голосовой материал

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

(М.Ю. Лермонтов)

...Но, увидев усача,

(Ай-ай-ай!)

Звери дали стрекача.

(Ай-ай-ай!)

По лесам, по полям разбежалися,

Тараканьих усов испугалися.

...Но однажды поутру

Прискакала кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

— Разве это великан?

(Ха-ха-ха!)

Это просто таракан!

(Ха-ха-ха!)

(К.И. Чуковский)

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

Чик-чирик!

Лошади заржали:

И-и-и!

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

Ква-ква-ква!

А утята крякают:

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают

Милую мою:

Баюшки-баю!

Баюшки-баю!

(К. И. Чуковский)

...Рассердился народ,

И зовет, и орет:

— Эй, держите его,

Да вяжите его,

Да ведите скорее в полицию!

Он вбегает в трамвай,

Все кричат:

— Ай-ай-ай!

— И бегом,

Кувырком,

По домам,

По углам,

Помогите! Спасите! Помилуйте!

(К. И. Чуковский.)

...Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

(К. И. Чуковский)

При чтении стихотворения «Футбол» можно передать различные эмоциональные отношения людей к футболу — презрение, негодование, сомнение, восторг.

Сказала тетя:

— Фи, футбол! —

Сказала мама:

— Фу, футбол! —

Сестра сказала:

— Ну, футбол...

А я ответил:

— Во, футбол!

(Г. Сапгир)

Наши рекомендации