Сбор научной информации по теме исследования, подготовка библиографии, изучение начной литературы и нормативного правового материала
После выбора темы и составления плана необходимо приступить к анализу литературы и составлению библиографии, т.е. списка тех научных работ и нормативных правовых актов, которые лягут в основу написания курсовой работы, станут ее источниковедческой базой.
В основе успешного выполнения курсовой работы лежит сбор научной информации.
Полезно использовать возможности различных библиотек, в том числе и личных. Помимо монографической литературы, можно почерпнуть полезную информацию о наличии источников по теме исследования из различных специализированных журналов: «Государство и право», «Известия вузов. Правоведение», «Журнал российского права», «Вестник Конституционного суда», «Право», «Законность», «Право и экономика», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Преступление и наказание», а также из других периодических изданий.
Информацию о литературе последних лет издания можно получить в библиографических журналах института Научной информации (ИНИОН) «Зарубежное государство и право» и «Государство и право».
Список используемой литературы должен быть полным и включать нормативный правовой материал, основополагающие монографические работы, учебники и учебные пособия, журнальные статьи.
Курсовая работа, выполненная только на базе учебников (учебных пособий), без привлечения дополнительных источников (монографий, научных статей, комментариев и др.), без использования законодательства и другой юридической практики, признается неудовлетворительной.
АНАЛИЗ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА, ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы – чтение и конспектирование литературных источников.
Для того, чтобы получить цельное представление об изучаемой проблеме, следует начинать подготовку с прочтения соответствующей теме курсовой работы лекции или главы в учебнике.
Прежде чем делать выписки из монографической литературы, следует прочитать произведение полностью или тот его раздел, который имеет непосредственное отношение к содержанию вопросов, сформулированных в плане. При этом необходимо уловить основную мысль автора, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в специально заведенных для этого тетрадях.
Изучение иной научной и учебной литературы, нормативных правовых актов и т. п. проводится в таком же порядке. Источники для написания курсовой работы должны быть подобраны с учетом отражения различных точек зрения на исследуемую проблему. Поэтому не следует увлекаться частым цитированием работ только одного или двух авторов.
Целесообразно изучить журнальные публикации, в которых отражены новые взгляды на выбранный Вами предмет исследования.
Сравнительный анализ различных подходов к пониманию исследуемой проблемы и выработка собственной полиции автора – непременное условие качественного выполнения любого научного изыскания.
Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки к написанию курсовой работы должна отражать имеющиеся в юридической литературе взгляды на исследуемую проблему, т. е. в курсовой работе должны найти отражение элементы научной полемики.
Особо следует подчеркнуть значение нормативного правового материала, используемого в курсовой работе. В процессе написания курсовой работы каждый студент должен показать свое умение работать с нормативными и иными правовыми актами. Ссылки на Конституцию России, международно-правовые документы, законы и подзаконные акты необходимо использовать при аргументации теоретических обобщений. При этом ссылки на законодательство должны быть точными и сопровождаться указанием полного наименования правового акта, по какому вопросу он принят, даты и органа, принявшего его.
ОБРАБОТКА СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА В ЦЕЛОМ
Обработка материала в целом представляет собой процесс написания курсовой работы «вчерне», который состоит в систематизации собранного материала согласно структуре плана курсовой работы и логической увязке различных частей собранного материала внутри каждого раздела и произведения в целом.
Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по каждому разделу плана.
На этом этапе необходимо из собранного материала выделить главное и второстепенное. Несущественная для анализа предмета исследования информация исключается из рассмотрения.
Студенту нередко сложно самостоятельно дать оценку собранному материалу в зависимости от его ценности и значимости для всестороннего и логически завершенного рассмотрения вопросов, вынесенных в план исследования, отсеять все лишнее. Поэтому на данном этапе студенту лучше обратиться за консультацией к научному руководителю.