Проектирование даталогической модели
Каждая сущность содержит атрибуты. Перечислим атрибуты каждой сущности:
1. Ковры:
а) Код ковра
б) Форма ковра
в) Цена за штуку
г) Название
д) Код поставщика
2. Заказы:
а) Дата заказа
б) Код поставщика
в) Код ковра
г) Количество
3. Поставляют:
а) Код ковра
б) Код поставщика
в) Дата поставки
г) Кол-во ковров
д) Цена
4. Продажи:
а) Дата продажи
б) Код ковра
в) Количество
г) Цена продажи
д) Название магазина
е) Адрес магазина
ж) Телефон
Чтобы реализовать связи, спроектированные в инфологической модели, укажем связи между атрибутами связанных сущностей. С целью наглядности изложения, все связи между атрибутами указаны на рисунке 3.
Эти данные составляют даталогическую модель (наглядно даталогическая модель изображена на рис 3).
Рис.3. Даталогическая модель БД
После создания инфологической и даталогической моделей можно приступать к созданию таблиц.
Создание БД в СУБД ACCESS
Создание структуры таблиц
Основным структурным элементом БД является таблица. В ней хранятся вводимые данные, а также структура базы (поля, их типы и свойства). Данная база состоит из нескольких таблиц, созданных в режиме конструктора. См. рис.4.1-4.5
Рис.4.1 Таблица Ковры в режиме конструктора.
Рис.4.2 Таблица Заказы в режиме конструктора.
Рис.4.3 Таблица Поставляют в режиме конструктора.
Рис.4.4 Таблица Поставщики в режиме конструктора.
Рис.4.5 Таблица Продажи в режиме конструктора.
Для организации связи между таблицами в БД необходимо определить ключевое поле, данные которого однозначно идентифицируют логическую запись таблицы (строку). Связь между таблицами позволяет связать данные из одной таблицы с данными другой. На рис.5. представлена таблица Ковры.
Рис.5.1 Таблица Ковры.
Для создания связи между таблицами нужно нажать на панели инструментов Access кнопку «Схема данных». В открывшемся окне диалога выбрать ключевое поле таблицы и протянуть мышью связь к соответствующему полю другой таблицы. На рис.6. изображена схема данных.
Рис.6. Схема данных
Создание запросов
Запрос – это точное средство обработки данных, хранимых в таблицах МS Access. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные в нескольких таблицах. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов. Запросы позволяют вычислять итоговые значения и выводить их в компактном формате, подобно формату электронных таблиц, а также выполнять вычисления над группами записей.
В МS Access можно создавать несколько типов запросов, например, запрос на выборку и запрос с параметром. На рис.7 представлен запрос на выборку по цене, равной или меньше 20000 рублей.
Рис 7. Запрос на выборку по цене меньше или равной 20000 рублей
Рис 7. Запрос на выборку по итогам продаж.
Создание форм
Формы – это средства для ввода данных. Формы обеспечивают наиболее гибкий способ ввода, просмотра и удаления данных и фактически являются шаблонами, отображающими информацию. В форме каждое поле можно разместить в точно заданном месте, выбрать для нее цвет или заливку, добавить элементы управления текстом для эффективного ввода данных.
Создать форму можно несколькими способами. Мастер форм является наиболее гибким и удобным способом создания форм. Он позволяет сэкономить время и быстро сконструировать привлекательную форму для записей любой таблицы. На рис.12.1- представлены формы, выполненныя в режиме Мастера форм.
Рис.12.1 ФормаМагазин
Рис.12.2 ФормаПокупка
Рис.12.2 ФормаДанные
Создание отчетов
Отчет – эффективное средство для организации просмотра и распечатки итоговой информации. Отчеты поддерживают самые разнообразные способы оформления и позволяют группировать данные, разбивая их на логически цельные блоки. Наиболее простой и удобный способ создания отчета – это Мастер отчетов. Оформление и корректирование отчета проводится в режиме Конструктора. При создании отчета в СУБД на каждом его листе указывается дата создания отчета, номер страницы и их общее число. По этим данным можно судить об объеме и данных на день создания отчета. На рис.13 представлен отчет «Прайс».
Рис.13. Отчет товары в наличии.