Проектирование модели продаж

Задачей «проектирования» отдела продаж, фактически, становится распределение функций обслуживания между функциональными единицами предприятия.

Примерная схема анализа ситуации:

  Вопрос Решение
1. Имеются ли клиенты, с которыми ведется длительное взаимодействие или возможны регулярные продажи? Если «да», то нужны менеджеры по обслуживанию
2. Имеется относительно небольшое число достаточно крупных клиентов и есть пути для прямого обращения к ним? Если «да», то нужны менеджеры по активным продажам
3. Есть многочисленные клиенты прямое обращение к которым затруднительно? Если «да», то нужны менеджеры по рекламе
4. Продукция сложная, вовлеченность высокая? Требуются консультанты
5. Угрожает ли совмещение ролей в одном человеке безопасности? Возможно ли «хищение клиентов»? Если «нет»,то совмещаем.
6. Нет ли перекрытия ролей и интересов? Если «да» то корректируем функционал.
7. Нет ли дублирования функций? Если «да» то корректируем функционал.
7. Имеются ли функции, которые могут выполняться более дешевым персоналом? Если «да» то корректируем функционал.
8. Соответствует ли система стимулирования функционалу? Корректируем.
     

Пример:

Фирма ведет продажи услуг связи на основе постоянного подключения по кабелю. Среди клиентов фирмы имеются как крупные, хорошо известные компании, так и многочисленные мелкие компании и индивидуальные предприниматели.

Типичная организация модели:

В фирме имеется отдел рекламы, отдел активных продаж, бухгалтерия и техническая служба.

Все входящие звонки идут в отдел продаж.

За решение проблем «своих» клиентов отвечает каждый конкретный сотрудник отдела продаж, который получает звонки и при необходимости переводит их в бухгалтерию и техническую службу.

Проблемы:

  1. За всех клиентов, несмотря на то, получены ли они активными продажами, в результате рекламы или повторного обращения старых клиентов продавцы получают одинаково высокую премию. Попытки изменить ситуацию приводят к саботированию работы, «итальянским забастовкам».
  2. Клиенты регулярно не могут получить помощь, поскольку их менеджер уехал на переговоры
  3. Если продавцы увольняются то обслуживать их клиентов никто не хочет
  4. Плановый рост клиентской базы не достигается, продавцы ссылаются на перегрузки и занятость обслуживанием клиентов, времени на активные продажи якобы нет

Решение



  Вопрос Решение
1. Имеются ли клиенты, с которыми ведется длительное взаимодействие или возможны регулярные продажи? «да», нужны менеджеры по обслуживанию
2. Имеется относительно небольшое число достаточно крупных клиентов и есть пути для прямого обращения к ним? «да», то нужны менеджеры по активным продажам
3. Есть многочисленные клиенты прямое обращение к которым затруднительно? «да», то нужны менеджеры по рекламе
4. Продукция сложная, вовлеченность высокая? «да», требуются консультанты
5. Угрожает ли совмещение ролей в одном человеке безопасности? Возможно ли «хищение клиентов»? «нет»,факт технически сложного подключения препятствует хищению можно совместить консультации с менеджерами по продажам и менеджерами по обслуживанию

Обычно в результате такого анализа получается следующая схема:

В этой схеме старые клиенты обслуживаются менеджерами по Проектирование модели продаж - student2.ru обслуживанию, т.е. более дешевым персоналом, кроме того стабильность обслуживания заметно выше поскольку менеджмент по обслуживанию всегда в офисе и на переговоры не ездит.

Резюме

Модели продаж часто не соответствуют продаваемому продукту, необходимо тщательно анализировать модель с целью обеспечения функциональной и экономической эффективности, а также безопасности бизнеса.

При проектировании необходимо обеспечить следующие требования:

  1. Качество решения задач обслуживания (привлечение и удержание клиентов)
    • Наличие необходимого вида обслуживания в нужное время
    • Психологическое соответствие персонала решаемой задаче
    • Функциональное соответствие персонала решаемой задаче
    • Наличие у персонала необходимых ресурсов
  2. Экономичность (умеренные затраты на содержание)
    • Функции не должны дублироваться
    • Простые функции должны выполняться низкооплачиваемыми сотрудниками
    • Платить надо за решение важных для фирмы задач
  3. Безопасность (предотвращение злоупотреблений)
    • Ключевые функции должны находиться в руках лояльных сотрудников
    • Ключевая информация и деятельность должна быть рассредоточена между сотрудниками
  4. Бесконфликтность модели
    • модель не должна провоцировать межличностные конфликты в коллективе
    • круг обязанностей и ответственности должен быть достаточно точно очерчен
Председатель Совета Директоров
 
Директор по продаже автомобилей Директор по послепро- дажному обслужива-нию Генеральный Директор Исполнительный Директор Финансовый Директор Директор СТОА
Диспози- ция Отдел продаж запасных частей Административно-хозяйственный отдел. Отдел рекламы и маркетинга Бухгалтерия Станция технического обслуживания
Отдел продаж легковых автомобилей Отдел гарантийного обслуживания Охрана Отдел IT
Обменный пункт Мойка автомобильная
Отдел продаж грузовых автомобилей  
Проектирование модели продаж - student2.ru Отдел кадров
Парковка для клиентов Главный инженер Кассы Парковка СТОА
                                                           

Рисунок 1.

Типичная организация дилерской компании в автомобильном бизнесе (рис.1).В компании имеется отдел рекламы, отдел активных продаж, бухгалтерия и техническая служба.

Проектирование модели продаж - student2.ru

Рисунок 2.

Типичная организация направления продаж дилерской компании в автомобильном бизнесе (рис.2)

    Директор по продажам автомобилей    
       
           
Руководитель диспозиции       Руководитель продаж легковых автомобилей     Руководитель продаж грузовых автомобилей       Руководитель продаж б/у автомобилей       Руководитель группы технической поддержки  
Диспоненты Менеджеры по продаже легковых автомобилей Менеджеры по продаже грузовых автомобилей Менеджеры по закупкам и продажам Специалисты технической поддержки
                                                     

Рисунок 3

Типичная организация направления продаж дилерской компании в автомобильном бизнесе (рис.3) в фазе насыщения рынка.

Проектирование модели продаж - student2.ru Цели фирмы (в теории)
Максимизация темпов роста активов
Максимизация объёма прибыли
Максимизация объёма продаж
Проектирование модели продаж - student2.ru Цели фирмы (на практике)
Максимизация рыночной стоимости фирмы
Проектирование модели продаж - student2.ru Максимизация текущих финансовых результатов
Достижение заданного уровня рентабельности
Обеспечение стабильности
Максимизация рентабельности продаж
Максимизация рентабельности всех активов
Максимизация рентабельности собственного капитала
Цен
Рентабельности
Рыночной позиции

Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Проектирование модели продаж - student2.ru Рисунок 4

Наши рекомендации