Эксперимент по распространению слухов
В ходе повседневной жизни случается, что мы присутствуем на каком либо событии и затем несколько позднее описываем его кому-то другому, кто, в свою очередь, передает рассказ третьему лицу, и таким образом отчет о событии передается далее, пока, наконец, он, возможно, не примет такую форму, в которой люди повторяют его без особых дальнейших изменений. Именно таким путем распространяются слухи, создаются мнения, и при этом постоянно участвует человеческая память. Существует всем известная игра, при которой этот процесс превращается в своего рода эксперимент.
Этот эксперимент проводится следующим образом.
Преподаватель вызывает ряд желающих из числа присутствующих на занятии (7-9) человек, и просит всех, кроме одного, уйти из комнаты. Затем, преподаватель вешает картину или может прочитать отрывок из художественного текста (желательно описательного характера или диалога). Впускает в аудиторию второго человека. Все присутствующие, включая первого человека, могли видеть картину или услышать прочитанный текст, второй её не видел и не слышал текст. Первый человек все время, смотря на картину, описывает её содержание или пересказывает текст второму, это описание или пересказ записывается присутствующими.
Затем в комнату входит третий, и второй, все ещё не видя картины или не слыша текста, передает ему свое описание или пересказ текста. Когда он закончил рассказ, он присоединился к аудитории и получил возможность увидеть картину или прочитать текст, но, конечно, ему не разрешается вносить какие-либо изменения в только что законченный рассказ. Таким образом, последовательные описания и рассказ передаются от одного к другому, пока перед аудитории не пройдет вся группа эксперимента.
Описать полученные рассказы (каждый студент не участвующий в эксперименте), обратить внимание на то, как много забыл каждый из рассказчиков, какие вещи забываются, какие неточности, путаницу в отношении предметов, их качеств, цветов, размеров, форм, неточность или изменчивость фраз, что исчезло из описания или рассказа.
Война духов (вариант предлагаемого текста).
Однажды ночью двое молодых мужчин из Эгулака отправились к реке, чтобы поохотиться на тюленей; пока они были на реке, опустился туман и стало очень тихо. Вдруг они услышали боевые кличи и подумали: «Должно быть, это отряд воинов». Они взбежали на берег и спрятались за каким-то бревном. На воде появилось несколько каноэ; охотники услышали шум весел и увидели, что одно каноэ приближается к ним. В этом каноэ было пять мужчин, которые обратились к ним со словами:
- Не поедете ли вы с нами? Мы хотели бы взять вас с
собой. Мы идем вверх по реке воевать с тамошним народом.
Один из молодых охотников сказал:
- У меня нет стрел.
- Стрелы есть в каноэ,— отвечали прибывшие.
- Я не поеду с вами. Меня могут убить. Мои домашние не знают, куда я пошел. Но ты,— он повернулся к своему спутнику,— ты можешь отправиться с ними.
И один из молодых людей уплыл с воинами, а другой вернулся домой.
Воины поплыли вверх по реке к селению, находившемуся по другую сторону Каламы. К воде спустились люди, и началось сражение; было много убитых. Вдруг молодой охотник услышал, как один из воинов сказал: «Скорее домой, этого индейца ранили». И тут он подумал: да ведь это духи. Он не чувствовал боли, но они сказали, что в него попала стрела.
Каноэ приплыли назад в Эгулак, и молодой индеец, сойдя на берег, направился домой и развел огонь. И он рассказывал всем:
- Вот как было дело. Я отправился с духами, и мы вступили в битву. Многие из наших были убиты, и многие из тех, кто нападал на нас, были убиты. Духи сказали, что меня ранило, но я не почувствовал боли.
Он рассказ все это и замолк. Когда взошло солнце, он упал на землю. Что-то черное вышло у него изо рта. Его лицо исказилось. Люди вскочили и стали кричать.
Он был мертв.
Контрольные вопросы
1. Какие основные элементы выделяют в коммуникационном процессе?
2. Какие различают межличностные коммуникативные ситуации?
3. Какие различают виды психологического воздействия на человека?
4. Какие используют теории изучения воздействия на человека массовой коммуникации ?
5. Перечислите основные характеристики внушения.
6. Какие различают виды внушения?
7. Какие используют способы и приемы внушающего воздействия?
8. Какие методы информационно психологического воздействия используют в рекламах?
9. Какие бывают слухи по степени влияния на психику людей?
10. Каковы последствия воздействий на человека средств массовой информации?
Тестовые задания
1.Какие основные элементы выделяются в коммуникационном процессе?
1. отправитель – получатель;
2. отправитель – получатель – сообщение;
3. отправитель – получатель – сообщение – канал;
4. отправитель – сообщение – канал – получатель.
2.Что понимается под психоаналитическим воздействием?
1. это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами;
2. это физическое воздействие на мозг индивида;
3. это воздействие словом, информацией;
4. шоковое воздействие окружающих условий на сознание человека.
3.Что понимается под психотронным воздействим?
1. это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами;
2. это физическое воздействие на мозг индивида;
3. это воздействие словом, информацией;
4. это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через нечувственное (неосознаваемое) восприятие.
4.Что понимается под психотропным воздействием?
1. это физическое воздействие на мозг индивида;
2. это воздействие словом, информацией;
3. это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через нечувственное (неосознаваемое) восприятие;
4. это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов химических или биологических веществ.
5. Какие выделяют уровни манипулирования?
1. выделяют 5 уровней манипулирования;
2 выделяют 3 уровня манипулирования;
3. выделяют 2 уровня манипулирования;
4. выделяют 6 уровней манипулирования.
6.Каким правилам придерживаются в методе убеждения?
1. логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;
2. убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;
3. помимо конкретных фактов и примеров, информация должна содержать и обобщенные положения (идеи, принципы );
4. то, что в 1.2,3 ответах.
7. К основным характеристикам внушения относится:
1. целенаправленность и плановость;
2. конкретность объема внушения;
3. некритическое восприятие информации объектом внушения;
4. определенность инициируемого поведения;
5. то, что в 1,2,3,4 ответах.
8. Слухи классифицируют по -
1. экспрессивному параметру (в соответствии с эмоциональными состояниями, выраженными в содержании слуха и особенностями эмоциональных реакции на него);
2. информационному параметру (в соответствии со степенью достоверности сюжета слуха);
3. по степени влияния на психику людей;
4. то, что в 1,2,3 ответах.
9.Что нужно для того, чтобы информация стала слухом?
1. информация была значимой для объекта воздействия (т.е. прямо касалась его интересов);
2. информация была понятной всем участникам процесса трансляции слуха;
3. обладание информацией способствовало повышению престижа транслятора слуха;
4. то, что в ответах 1,2,3.
10.Какие бывают мифы?
1. скрытые, сословные, скрытые, сословные,
2. явные, скрытые;
3. скрытые, сословные;
4. явные, сословные.
11. Какие манипулятивные методы использую избирательных компаниях?
1. административный;
2. информационный;
3. организационный;
4. то, что в 1, 2, 3 ответах.
12.Какие действия предполагает манипуляции с оппонентом в избирательных компаниях?
1. давление на кандидатов – угроза кандидату;
2. срыв предвыборной деятельности кандидата,
3. дискредитация кандидата;
4. разворачивание скандалов, сенсаций,
5. то, что в 1, 2, 3,4 ответах.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Богомолов Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевиденья. - М.:МГУ.1991.574 с.
2.Глинский Б. А. Философия и социальные проблемы информатики. М.: Наука. 1990. 430 с.
3.Грачев Г. В. Информационно – психологическая безопасность личности: теория и технологии психологической защиты: автореф. дис. М., 2000.56 с.
4.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.ЧеРо, 1997.-344 с.
5.Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург. 1995.620 с.
6.Информационная, психологическая, психотропная война. Хрестоматия под общ. ред. А.Е.Тараса. Харвест, 2003.-432 с.
7.Кара – Мурза С.Т. Манипуляция сознанием (Серия: История России. Современный взгляд).М: Алгоритм, 2000.– 736 с.
8.Коллектив. Личность, общение: Словарь социально – психологических понятий. Л.,1987 с 33-34.
9.Крысько В.Г. Секреты психологической войны. (цели, задачи, методы. формы, опыт). под общ. ред. А. Е. Тараса. Харвест, 1999. – 448 с.
10.Манипулятивные стратегии в политике, экономике, бизнесе и методы противодействия. Материалы 1-й конференции. Киев,31.05 – 1.06.2001, 280с
11.Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно – психологической войны.- М., 2003 – 876с.
12.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.: ил, - (серия практикум по социологии).
13.Поченцов Г.Г.Коммуникативные технологии ХХ века. М. «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000._ 352 с.
14.Психология памяти. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- М.: ЧеРо, 1998.- 816с
15.Социальные технологии: Толковый словарь . 1995, с 58.
16.Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб: ЕВРОЗНАК, 2003.-448 с.
17.Шейнов В.П. Скрытое управление человеком; Психология манипулирования. _ Минск, 2003. – 845 с.
18.Шеркович Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных потоков. М.: Мысль, 1997.520 с.
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ II. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Человек в современном информационном мире
1.2. Виды психологического воздействия на человека
1.3. Информационно – психологические воздействия техническими средствами массовой коммуникации.
1.4. Приемы манипулирования информацией
1.5 .Теории массовой коммуникации
1.6. Методы убеждения и внушения
1.7. Способы и приемы внушающего воздействия
1.8. Эффекты психологического воздействия.
1.9. Распространение слухов, сплетен и мифов.
1.10. Методы информационно психологического воздействия, используемые в рекламах
1.11. Манипулятивные методы в избирательных компаниях.
1.12. Последствия воздействий средств массовой информации (СМИ).
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Контрольные вопросы
ЛИТЕРАТУРА