Занятие 17. Телекоммуникационные системы. Интернет

На этом занятии вы узнаете,как устроена сеть Интернет, о которой вы, безусловно, много слышали.

В настоящее время наработано очень много вариантов программ, поддерживающих телекоммуникацию по телефонным каналам. В целом их можно разбить на два крупных класса:

1. Программы связи, осуществляющие непосредственно пере­
дачу данных с одной ЭВМ на другую и выполняющие дополни­
тельные сервисные функции (хранение телефонного справочни­ка, автоматический набор номера и циклический дозвон, редак­тирование текстов, ввод/вывод данных с (на) магнитных носите­
лей и т.п.).

2. Программы типа электронной доски объявлений (ЭДО), с
помощью которых на ЭВМ организуется система хранения набо­ров данных и разграничения доступа к ним по телефонным ка­налам, позволяющая сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим
абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посы­лать в нее свои сообщения и наборы данных. По существу ЭДО —
это специфическая информационно-поисковая система, снаб­женная средствами телекоммуникации. К этому же типу отно­сятся и программы, используемые крупными региональными и
глобальными сетями телекоммуникации для обслуживания або­нентов. Иногда программа связи может выполнять и функции
несложной ЭДО.

С помощью программы связи вы можете связаться либо в син­хронном режиме (т.е. в режиме получения информации вторым участником диалога сразу же после ее отправления первым) с ЭВМ, на которой в этот момент загружена своя программа свя­зи (не обязательно та же самая), либо в асинхронном режиме с ЭДО, поместив в ее наборы данных свою информацию или взяв из них нужную вам информацию. Некоторые ЭДО организованы достаточно сложно, чтобы как вариант допускать синхронный режим диалога нескольких абонентов, и уж во всяком случае, большинство из них допускает синхронный диалог с оператором

ЭДО.

ЭДО может иметь собственные программные средства обеспе­чения связи или использовать внешнюю программу связи. В лю­бом случае она устроена так, что бы с помощью своей программы связи сможете войти в нее. Диалог с абонентом в каждой конкрет­ной ЭДО имеет свои особенности, но, как правило, при первич­ном входе в ЭДО вам предоставляется бесплатно некоторое вре­мя, чтобы ознакомиться с ее возможностями. Поскольку работа такой системы обходится ее хозяину довольно дорого, дальней-




шая работа абонента обычно требует предварительной оплаты, но есть и такие системы, которые предоставляют довольно серьез­ные услуги бесплатно. Однако следует учесть, что действительно интересные услуги (доступ к базам данных, копирование слож­ных программ) практически всегда платные.

Организация, обеспечивающая достаточно большой набор платных телекоммуникационных услуг своим абонентам, назы­вается телекоммуникационной сетью, или (такой термин при­жился в последнее время) провайдером (поставщиком услуг) Интернет. Как правило, сети обеспечивают своим абонентам воз­можность связи с абонентами других сетей. В этом случае уже говорят не об ЭДО, а о сеансе связи с сетью. Тем не менее, имеется много действующих ЭДО в собственном смысле слова, не претендующих на связь с глобальными сетями, но снабжаю­щих своих абонентов интересующей их информацией. Знание о наличии таких систем позволяет резко расширить возможности применения средств телекоммуникации в школе. Отечественная практика в этой области пока чрезвычайно пестрая, поэтому правильно будет предварительно договориться с «хозяином» ЭДО о способах ее использования.

Редко применяются в отечественной практике школьного об­разования технически более сложные варианты телекоммуника­ционных систем: непосредственная передача сигналов через спут­ник либо передача информации по выделенным телефонным ка­налам или по специальным каналам цифровой связи. Тем не ме­нее, нужно представлять себе, что такие системы возможны, хотя пока и слишком дороги для обычной школы. Сеть Интернет

Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соот­ветствует запросам и возможностям каждого конкретного абонента.

Интернет — это глобальная сеть, объединяющая пользовате­лей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (ТСР/IР).

Прообразом Интернет была экспериментальная сеть Мини­стерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали более 40 милли­онов человек.

Работа в сети Интернет обычно осуществляется либо в диало­говом, либо в автономном режиме. При работе в автономном ре­жиме «перекачка информации» из сети проводится автоматичес­ки специальными программами без вмешательства абонента, ко-154

торый заранее описывает, какие операции ему требуется осуще­ствить. Такой режим дает возможность очень экономно использо­вать время нахождения в сети, если телефонное соединение не является постоянным. Диалоговый режим требует постоянного уча­стия абонента в управлении поиском информации в сети. В этом режиме время нахождения в сети на несколько порядков больше, чем в автономном.

Экономичность автономного режима работы приводит к тому, что на новом витке спирали развития КТК намечается возврат к основным принципам этого режима уже после того, как диалого­вый режим получил очень мощное и впечатляющее развитие за счет применения идей гипертекста.

Приведем описание понятия «активный канал» из руководства к программе просмотра Web- Internet Explorer.

«Активные каналы — это серверы Web, специально разрабо­танные с учетом одной из самых современных программ просмот­ра Web- Internet Explorer (ТЕ). Эти серверы используют новые особенности программы Internet Explorer , чтобы дать вам более широкие и быстрые возможности доступа к . Активные кана­лы разработаны таким образом, что вы сможете их просматривать даже в автономном режиме. Например, можно настроить избран­ные вами активные каналы таким образом, что их загрузка на вашу ПЭВМ будет идти ночью, а днем вы сможете их просматри­вать без подключения к Интернет». Аналогичный подход еще ра­нее приняла компания «Пойнткаст». Страницы активных каналов построены в формате гипертекста, и для абонента Интернет, име­ющего современную мощную ПЭВМ, практически нет разницы, в плане интерфейса с WWW, где расположены интересующие его страницы — на его собственной машине или на другом конце Земли — он почувствует это лишь по тому, что произойдет незна­чительная (10—30 с) задержка при загрузке страницы. Если для его потребностей недостаточно автономного режима работы, 1Е сразу же включит программу подключения к ресурсам сети.

В настоящее время наиболее используемыми службами авто­номного режима обычно являются электронная почта и телекон­ференции. В диалоговом режиме главное средство поиска инфор­мации в сети Интернет — всемирная паутина (WWW,World Wide Web), некоторое применение пока еще находит FТР (File Transfer Protocol), но фактически он включен в WWW в качестве подсис­темы и потерял самостоятельное значение.

Разнообразие программ поиска информации в сетях, существо­вавшее еще несколько лет назад, также исчезает, и сейчас они поглощены интерфейсом WWW, стали его унифицированной со­ставной частью. В Интернет выделились некоторые узлы, одной из основных функций которых стал поиск информации по запросам. За последние несколько лет произошли кардинальные измене­ния в подходе программистов к применению КТК. Если прежде

для КТК писали специальные программы с особыми пользова­тельскими свойствами и функциями (что означало, в свою оче­редь, наличие у них особых дидактических свойств и функций, отличных от свойств и функций обычных автономных программ), то в последние несколько лет совершен значительный прорыв, прежде всего усилиями формы Майкрософт, позволивший есте­ственным способом включить КТК в свойства и функции боль­шинства широко распространенных прикладных программ (Май­крософт офис)'. Такая ситуация означает, что, с одной стороны, свойства и функции КТК теряют свое особое положение, слива­ются со свойствами и функциями других средств новых информа­ционных технологий, с другой же стороны, свойства и функции собственно КТК становятся гораздо более мощными, сфера их применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Если прежде реальная трудоемкость изучения программных средств и доступа к ним ограничивала дидактические свойства и функции КТК, сводила их практически только к разным видам обмена по­чтой (личной, конференционной, дистанционными курсами обу­чения), то теперь лишь от уровня обеспеченности школы совре­менными средствами КТК зависит, превратится какой-то конк­ретный проект, проводимый в школе с применением средств но­вых информационных технологий, в сетевой или нет. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, по­лученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уро­ке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интер­нет. В результате отпадает потребность в довольно трудоемких про­цессах установления контактов с партнерами, поиска элктрон-ной конференции, соответствующей теме учебной деятельности. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто счи­таться, но и реально быть сетевой. Эта новая ситуация (значитель­но упрощающая работу педагога, но, тем не менее, усложняющая задачу педагога-исследователя) заставляет еще более тщательно проводить анализ дидактических свойств и функций КТК, чтобы избежать смешения свойств и функций КТК со свойствами и фун­кциями средств новых информационных технологий в целом. Эти свойства и функции будут проанализированы в гл. 2.

1 Часто провайдеры Интернет рекламируют такие новые возможности КТК, для краткости используя только одно понятие «1Р-подоючение». Это понятие (см, приложение 1) означает, строго говоря, только применяемый протокол обмена информацией и сам по себе никак не характеризует используемых программных средств отображения информации на ПЭВМ абонента, поэтому понятие 1Р-подключения, конечно, совершенно ничего не говорит исследователю о свойствах и функциях (в том числе и дидактических) применяемых средств КТК. Реальные свойства и функции определяются задействованными программами поиска и отображения сетевой информации.

Вопросы к семинару:

1. На уроке вам задают вопрос: «Все слышали о глобальной сети
Интернет, а какие еще способы применения компьютерной телекоммуника­ции вы знаете?»

2. Что собой представляет Интернет?

Наши рекомендации