Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге

Эволюция информационных технологий

Информационные технологии (ИТ) – это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности[41].

Обработка информации имеет длинную историю развития, уходящую корнями в изобретение первых счет и печатающего устройства. Современный термин «Информационные технологии» появился в конце 1970-х гг. и стал обозначать обработку информации с использованием вычислительной техники.

Развитие вычислительной техники происходило в несколько этапов, каждый из которых был результатом инновационных технологических решений и приводил к созданию компьютеров нового поколения (рис. 6.2). Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru

Рис. 6.2. Этапы развития вычислительной техники

Компьютеры первого поколения, созданные на базе электровакуумных ламп, имели низкую производительность и, как следствие, – ограниченное применение. Изобретение транзисторов и их серийное производство привели к появлению компьютеров второго поколения. Высокая работоспособность таких компьютеров, а также серьезные успехи в области развития программного обеспечения позволили использовать их в экономической деятельности для обработки и хранения экономической информации.

С середины 1960-х г. для производства компьютеров стали применять электронные схемы средней и высокой степени интеграции, что ознаменовало начало третьего этапа в развитии вычислительной техники. Новые технические решения на базе микропроцессоров послужили основой для создания первых персональных компьютеров, характерной чертой которых стали небольшие размеры и низкая стоимость. Производство компьютеров приобретает в этот период промышленный размах, а развитие операционных систем и программного обеспечения способствует увеличению числа пользователей вычислительной техники и расширению областей ее применения. Высокие функциональные возможности и доступная цена обеспечили внедрение средств вычислительной техники практически в каждое подразделение предприятий для решения таких локальных задач, как ведение бухгалтерского учета и обработка данных.

Четвертое поколение компьютеров зародилось в середине 70-х гг. ХХ в. и существует до настоящего времени. Основой этих компьютеров стали большие и сверхбольшие интегральные микросхемы (БИС и СБИС ) и микропроцессоры.

Параллельно с аппаратными средствами формировалось и программное обеспечение, как системное, так и прикладное, которые в своей эволюции так же прошли несколько поколений. Программное обеспечение первого поколения представляло собой базовые языки программирования, которыми владели только специалисты в области вычислительной техники. Процедурно-ориентированные языки FORTRAN, COBOL, ALGOL второго поколения языков программирования, позволили приобщиться к разработке прикладных программ ученых и специалистов из различных областей науки и техники.

Использование развитых операционных систем (ОС), систем управления базами данных (БД) и языков структурного программирования таких, как Pascal, считаются индикаторами третьего поколения. Эпоха четвертого поколения характеризуется разработкой и применением объектно-ориентированных языков, программного обеспечения для распределенных компьютерных систем, усовершенствованным графическим интерфейсом и интегрированной средой программирования, а также развитыми программными средствами для работы с базами данных. Пятое поколение ориентировано на обработку знаний, поддержку сетевых архитектур и технологий.

Широкое распространение средств вычислительной техники, необходимость обмена данными между удаленными компьютерами стали толчком к созданию и развитию компьютерных сетей. На начальном этапе использовались разнообразные нестандартные устройства, способные обеспечивать соединения только тех компьютеров, для которых они были разработаны, а в середине 1980-х г. утвердились стандартные технологии объединения компьютеров в сеть – Ethernet, Arcnet, Token Ring. что значительно упростило процесс создания сетевых структур.

Совершенствовались и модели организации вычислений и обработки информации. Начиная с 1950-х гг., использовалась модель централизованных вычислений, когда к мощному компьютеру подсоединялись неинтеллектуальные терминалы, а пользователи работали в режиме разделенного времени. Впоследствии централизованная модель могла включать и персональные компьютеры в качестве интеллектуальных терминалов. В 1980 –х гг. распространение получила модель распределенных вычислений. Одна из наиболее распространенных версий модели распределенных вычислений носит название архитектура клиент-сервер.

Все достижения в области информационных технологий использовались в управлении бизнес-процессами на предприятиях и в организациях, (рис. 6.3).

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru

Рис. 6.3 Этапы развития корпоративных информационных систем

На первом этапе в 1970-х гг. внедрялись системы, соответствующие стандарту управления предприятием MRP (Material Requirements Planning) – планирование потребностей предприятия в материальных ресурсах (рис.6.4). Внедрение систем, реализующих эту методологию, позволило выстроить выпуск продукции, планирование и управление запасами в единый бизнес-процесс. Однако эти системы не учитывали производственные мощности, их загрузку, трудовые ресурсы и т.д., в связи с чем возникла концепция MRP II (MRP – Manufacturing Resources Planning) - системы планирования ресурсов производства.

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru

Рис. 6.4 Планирование потребностей предприятия в материальных ресурсах

В дальнейшем и эта концепция получила развитие, и конец XX в. ознаменован появлением ERP-систем – систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning) (рис. 6.5).

В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащих всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения деловых операций, включая финансовую информацию, данные, связанные с управлением производством, управлением персоналом и любые другие сведения. Кроме того, любая часть информации, которой располагает организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями.

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru

Рис. 6.5 Функциональная схема ERP-систем

ERP-системы позволяют снизить стоимость производимой продукции за счет эффективности операций, уменьшить издержки и брак, ускорить выход продукции на рынок, выполнить обработку заказов по замкнутому циклу, но фокусируются в большей степени на внутренних процессах предприятия.

Последним этапом в развитии систем управления предприятием явился стандарт CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) — планирование ресурсов, синхронизированное с потебностями покупателя. В его основе лежит идея о том, что для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно планировать изменения в своей работе (изменения потребностей в ресурсах) синхронно с изменениями потребностей клиентов. Этот стандарт отличает направленность на потребителя, и на первый план выходит структуризация отношений с внешними субъектами. Подобные системы имеют такие функциональные блоки, как CRM (Customer Relationships Management) – управление взаимоотношениями с покупателями, SCM (Supply Chain Management) – управление цепочками поставок, BI (Business Intelligence) – бизнес-анализ, KM (Knowledge Management) – управление знаниями.

Таким образом, эволюция информационных и телекоммуникационных технологий позволила на современном этапе создать инфраструктуру бизнеса, оказывающую влияние как на корпоративную культуру, так и на методики ведения бизнеса.

Рис. 6.6. Телекоммуникационная вычислительная сеть

Основными компонентами аппаратного обеспечения сети являются компьютерыразличных типов и классов или другие сетевые терминалы, коммуникационные узлы и средства связи. Компьютеры, входящие в телекоммуникационную вычислительную сеть, могут отличаются производительностью, конфигурацией, выполняемыми функциями, что позволяет разделить их на рабочие станции и серверы сети.

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru Примечание
Модем—устройство модуляции/демодуляции сигналов, передаваемых по каналам связи. Повторитель—простейшее устройство, предназначенное для физического соединения сегментов кабеля с целью увеличения длины сети. При этом решается задача усиления и ретрансляции передаваемого сигнала, а также соединения между кабельными сегментами различных типов, например, между коаксиальным и оптоволоконным кабелями. Коммутаторы(switch)или мосты(bridge), как и повторители, обеспечивают передачу данных от одной сети ( или части сети) к другой только в том случае, если передача информации действительно необходима, т.е. адрес компьютера-назначения действительно принадлежит другой сети. Локализация трафика с помощью мостов не только повышает производительность передачи данных, но и уменьшает возможность несанкционированного доступа к данным, не допуская выход информации, предназначенной адресатам данной сети, за ее пределы. Маршрутизаторы предназначены для реализации следующих основных функций: § соединения сетей, построенных с использованием различных сетевых технологий; § выбора наилучшего маршрута для передачи сообщения; § балансировки нагрузки в сети путем равномерного распределения данных; § защиты данных. Шлюзы – устройства, предназначенные для передачи информации между двумя разнородными (гетерогенными средами). Концентратор – это устройство для формирования сети произвольной топологии.  

Рабочая станция – это компьютер, подключенный к сети и работающий под управлением локальной операционной системы. Пользователь такого компьютера имеет доступ как к собственным файлам и приложениям, так и к сетевым ресурсам.

Сервер сети выполняет функции управления распределением сетевых ресурсов и предоставления различного рода сервисных услуг.

К коммуникационным узлам относятся следующие устройства: модемы, повторители, коммутаторы (мосты), маршрутизаторы, шлюзы и другие.

В качестве средств связи могут использоваться различные физические среды: коаксиальный кабель, витая пара, оптоволоконный кабель, телефонная линия. В настоящее время широко используются беспроводные технологии с использованием радиоволн или инфракрасного излучения.

Программное обеспечение телекоммуникационных систем чрезвычайно многообразно (рис. 6.7) и служит для решения задач обработки информации, осуществления планирования и организации коллективного доступа к информационным ресурсам сети, динамического распределения этих ресурсов и т.д.

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru

Рис. 6.7. Программное обеспечение сетей

Информационное обеспечение представляет собой единый информационный фонд, ориентированный на решаемые в сети задачи. Примерами могут служить базы данных – локальные и распределенные, общего и индивидуального назначения.

Многообразие аппаратных и программных решений, используемых в компьютерах и каналах связи между ними, требует координации разработок телекоммуникационных сетей, которая осуществляется на базе эталонной модели OSI (Open System Interconnection). Эта модель, получившая название модели взаимодействия открытых систем, является стандартом Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization). Основным понятием базовой эталонной модели является понятие системы как автономной совокупности вычислительных средств, осуществляющих обработку данных прикладных процессов, а задача сети состоит в обеспечении взаимодействия прикладных процессов, расположенных в различных системах. Прикладной процесс обеспечивает обработку информации и является важнейшим компонентом системы. Область взаимодействия открытых систем определяется последовательно-параллельными группами функций или модулями взаимодействия, реализуемыми программными и аппаратными средствами.

Модули, образующие область взаимодействия прикладных процессов и физических средств, в общем случае делятся на семь уровней: прикладной, представительский, сеансовый, транспортный, сетевой, канальный и физический[43]. Каждый уровень модели относительно независим и описывает строго определенные функции взаимодействия сетевых устройств.

Многоуровневое представление средств сетевого взаимодействия предполагает согласованную работу двух участников сетевого обмена на каждом из семи уровней. Формализованные правила, определяющие последовательность и формат сообщений, которыми обмениваются сетевые компоненты, лежащие на одном уровне, но в разных узлах сети, называются протоколом.

Модули, реализующие протоколы соседних уровней одного узла, также взаимодействуют по четко определенным правилам. Эти правила принято называть интерфейсом.

Основные требования, которые предъявляются к современным телекоммуникационным вычислительным сетям, это производительность, расширяемость, надежность, безопасность и управляемость.

Производительность сетей характеризуется такими показателями как время реакции, пропускная способность и задержка передачи. Время реакции сети хорошо знакомо любому пользователю, когда при работе он говорит: «Сегодня сеть работает медленно». На реакцию сети влияют как ее технические характеристики, так и загруженность сети. Пропускная способность определяется количеством информации, переданной через сеть или ее сегмент в единицу времени. Задержка передачи вычисляется как время между поступлением информации на вход устройства и моментом ее появления на выходе. Данный показатель имеет существенное значение при передаче голосовых данных или изображения.

Расширяемость сети означает возможность легкого добавления отдельных элементов сети (пользователей, компьютеров, приложений, сервисов). Однако в ряде случаев эти операции могут привести к снижению производительности сети, и тогда принято говорить о таком свойстве сети, как масштабируемость – возможность наращиваемости сети без потери производительности.

Надежность аппаратных средств обеспечивается традиционными способами, например, дублированием отдельных элементов, а сохранность информации и защита от искажений – созданием копий и проверкой идентичности копий при изменении информации.

Особое значение в вычислительных сетях имеет безопасность передачи информации, которая обеспечивается специальными программными и аппаратными средствами.

Рис. 6.8. Сетевая топология «общая шина»

Кольцевая топология (рис. 6.10) обеспечивает связь, посредством которой информация от компьютера к компьютеру передается только в одном направлении, обычно против часовой стрелки. Огромное преимущество кольцевой топологии состоит в том, что все компьютеры имеют равные возможности приема и передачи информации, однако в них затруднена локализация неисправностей.

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru
Рис. 6.9. Сетевая топология «Кольцо» Рис. 6.10. Сетевая топология «Звезда»

Звездообразные (радиальные) сети, в которых соединения компьютеров исходят из центральной точки – концентратора, отличает высокая надежность (рис. 6.10).

Для региональных и глобальных сетей наиболее распространенной является ячеистая топология, использующая соединение только между теми компьютерами, для которых характерен интенсивный обмен данных, а связь остальных компьютеров осуществляется через другие узлы сети.

Локальные и глобальные сети

Локальные вычислительные сети представляют собой систему распределенной обработки данных, охватывающую небольшую территорию предприятий и учреждений, банков, учебных заведений и т. п. и ориентированную на коллективное использование общесетевых ресурсов. Наиболее распространенными областями применения локальных сетей являются:

- обмен информацией между абонентами сети,

- реализация электронного документооборота на предприятиях и в организациях,

- обеспечение распределенной обработки информации, организация информационных систем, содержащих общие или индивидуальные, локальные или распределенные базы данных,

- поддержка принятия управленческих решений на основе оперативной информации о производственно-хозяйственной, коммерческой и торговой деятельности подразделений.

При проектировании локальных сетей наибольшее распространение получили три архитектуры – Arcnet, Ethernet и Token Ring.

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru Примечание
Сеть Ethernet (IEEE 802.3 использует метод доступа к среде передачи данных, называемый методом коллективного доступа с контролем несущей и обнаружением коллизий – CSMA/CD (Carrier Sense Multiple Access with Collision Detection). В стандарте Ethernet строго зафиксирована топология электрических связей – общая шина. Все компьютеры имеют доступ к этой шине и возможность передачи информации в случае, если она свободна. При возникновении ситуации, когда два компьютера начали передавать информацию по каналу одновременно, то срабатывает механизм обнаружения коллизии, и компьютер, определивший этот процесс должен прекратить передачу, сделать паузу в передаче сообщения в течение случайного интервала времени до следующей попытки.
Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru
Рис. 6.11 Сеть Token Ring

Сеть Token Ring для определения права на доступ к среде использует маркер, который передается циклически от компьютера к компьютеру по логическому кольцу. При этом группы узлов сети соединяются по звездообразной схеме с концентратором – модулем множественного доступа (Multistation Access Unit,MAU) в центре. Кольцо, по которому следует маркер, является логическим, поскольку существует только на уровне концентратора (рис.6.12) .

Сеть ARCNet (Attached Resource Computer Network) – это компьютерная сеть с немодулированной передачей, использующая маркер для открытия узлам доступа к ресу:рсам. В ARCNet применяется одна из двух топологий: шинная или звездообразная.

В основу этих архитектур положены спецификации IEEE802.х, апеллирующие, прежде всего, к аппаратной составляющей сетей и передаче данных (кодированию, адресации и пересылке). Эта спецификация определяет стандарты, которые должны соблюдаться при разработке и развертывании таких устройств, как сетевые адаптеры, кабели и кабельные соединения.

Программное обеспечение в локальных вычислительных сетях имеет иерархическую структуру, соответствующую семиуровневой модели взаимодействия сетей и протоколов. Реализация основной задачи локальных вычислительных сетей - обеспечение функционирования прикладных процессов - осуществляется прикладными программами сети под управлением операционных систем. Выбор платформы и сетевого программного обеспечения для решения задач хозяйственной деятельности, в том числе и маркетинга - важный шаг в развитии инфораструктуры бизнеса. Однако ключевым вопросом является выбор прикладного программного обеспечения, наилучшим образом соответствующего требованиям компании.

Прикладное программное обеспечение в локальных сетях в большинстве случаев сориентировано на решение таких задач, как управление ресурсами предприятий и организаций, бизнес-процессами и корпоративными знаниями.

Управление ресурсами предполагает применение широкого спектра прикладного программного обеспечения, соответствующего моделям бухгалтерского учета, планирования производственных ресурсов (MRP II), планирования ресурсов предприятия (ERP).

При управлении бизнес-процессами на предприятии или в организации используются такие методы, как управление качеством (TQM - стандарт ISO9000), управление процессами (Workflow - стандарты ассоциации Workflow Management Coalition), управление проектами (семейство стандартов PMI). Эти методы управления поддерживаются прикладным программным обеспечением, которое известно в России как системы управления проектами, документооборотом, технологическими процессами.

Управление знаниями (Knowledge Management) направлено на обеспечение координации, коммуникации и быстрого поиска информации для принятия управленческих решений. Эта группа методов управления сейчас переживает период бурного развития и поддерживается программным обеспечением класса GroupWare (групповое программное обеспечение), информационно-поисковыми системами, а также Интранет-технологиями (Web-технологией, электронной почтой, телеконференциями).

Какая бы технология не использовалась при реализации локальных сетей, действие их всегда ограничено сравнительно небольшой территорией. Наступление эры высокоскоростной связи позволило объединить локальные сети в региональные и глобальные, распространив деятельность предприятий, фирм и отдельных людей на города, страны и весь мир.

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru Примеры
Зарубежные телекоммуникационные сети ARPANET – в течение многих лет (1969-1984 гг.) являлась наиболее развитой глобальной компьютерной сетью. Сейчас - одна из крупных подсетей Интернет. Ориентирована на исследовательские задачи. NASA Science Интернет (NSI) – объединяет несколько компьютерных сетей по космическим исследованиям, физике космоса и другим научным направлениям в общую интерсеть глобального распространения. BITNET– является также, как и Интернет, одной из старейших глобальных компьютерных сетей. Bitnet располагает сетевым доступом к распределенным базам научно-исследовательских данных. EARN (Западная и Центральная Европа) – в состав сети входят компьютеры национальных исследовательских центров Франции, Англии, Италии, Германии и других стран. EVnet – одна из наиболее крупных европейских компьютерных сетей, действует с 1982 года, имеет региональные части практически во всех европейских странах, включая страны Балтии и Россию. Российскую часть EVnet представляет АО "Relcom", имеющее шлюзы, соединяющие EVnet c Интернет и NSFnet; высокоскоростные выделенные линии связи; прикладные службы сети - электронную почту, списки рассылки, архивную службу EVnet. Fidonet – используется среди молодежи мира, в том числе и в России, для неформального общения. По материалам сайта http://www.marketing.spb.ru/

Глобальные сети обеспечивают связь и предоставление сервисных услуг большому количеству абонентов, расположенных практически по всей территории земного шара. Типичными абонентами глобальной компьютерной сети являются локальные сети предприятий и учреждений, расположенные в разных городах и странах.

Глобальные сети создаются крупными телекоммуникационными компаниями для оказания платных услуг абонентам. Компании, поддерживающие работоспособность сетей, принято называть операторами сети, а поставщиков сетевых услуг абонентам – провайдерами (service provider). Владелец, оператор и провайдер могут быть представлены как одной компанией, так и различными. Глобальная сеть может быть создана отдельной крупной компанией. Примером тому служат сети компаний Dow Jones или «Транснефть», созданные для внутренних потребностей компаний.

В России на базе многих отраслевых сетей сформированы коммерческие организации, взявшие на себя обеспечение телекоммуникационных услуг. Это привело к появлению общедоступных коммерческих специализированных систем, обеспечивающих выход на международные сети: Sprint, BizLink, Infonet, PIENet, GTS Interlinc, «Инфотел». Несколько позже появились общедоступные специализированные телекоммуникационные сети и системы: Relcom, Сеть Ассоциации делового сотрудничества «Мир»,Sedab, «Ремарт».

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru   Примеры
Российские телекоммуникационные сети Сеть Администрации Президента – объединяет субъекты РФ, все министерства и органы исполнительной и законодательной власти России. Сеть "Атлас" объединяет банковскую сеть РФ и органы государственной власти. России. Eunet/Релком – сеть документального обмена, созданная ИВЦ ИАЭ им. Курчатова, СП "Диалог", "Демос", МНИОПК, одна из самых распространенных сетей России. В сети широко распространены телеконференции, особенно на тему коммерческих объявлений по различным группам товаров, открыт доступ к базам данных практически по любой тематике. Bizlink – сеть, американской компании Bizlink, позволяющая проводить многосторонние компьютерные конференции. Информационный обмен осуществляется через электронный банк информации без адресации, путем сортировки в соответствии с тематикой. Bizlink предоставляет доступ к международным научным и коммерческим базам данных, к библиотекам программного обеспечения. PIENet – открытая территориальная информационная сеть корпорации PIE Systems International и товарищества с ограниченной ответственностью PIENet. Предоставляемые услуги: передача оцифрованной видео- и графической информации, финансовых документов с обеспечением высокой степени конфиденциальности и достоверности с применением цифровой подписи и др. На базе PIENet реализована система бирж (электронных торгов) с учетом всех правил международной биржевой торговли. Ремарт – коммерческая информационная система акционерного общества "Русская коммерческая инициатива". Система обеспечивает доступ к биржевой информации. В её рамках созданы электронные магазины, электронная биржа, электронные аукционы, электронный торговый дом. В составе библиотек имеется информация о курсе валют, биржевая, коммерческая, юридическая информация, сообщения информационных агентств. Ситек – система акционерного общества закрытого типа фирмы Мастак–Инфо. Система предоставляет разнообразную информацию по законодательству, тексты нормативных актов, информацию об участниках валютных торгов, о порядке приобретения безналичной валюты, об итогах торгов за последние 1-2 месяца, о московских банках, имеющих лицензии на проведение операций с наличной валютой, информацию о курсе обмена наличной валюты в банках. По материалам сайта http://www.marketing.spb.ru/

Сети Интернет и Интранет

Наибольшую популярность среди глобальных компьютерных сетей получила сеть Интернет – глобальное объединение компьютерных сетей. Рассмотрим некоторые технические аспекты работы сети Интернет на практических примерах.

Первый пример – схема подключения персонального компьютера к сети Интернет – рис.(6.12). В большинстве случаев подключение домашнего персонального компьютера осуществляется с помощью модема. Для соединения с провайдером (IPS – Internet Service Provider) используют различные каналы: телефонные линии, выделенные линии связи, беспроводную или спутниковую связь. До настоящего времени наиболее распространенным среди индивидуальных пользователей является так называемое сеансовое подключение – соединение с набором модемов провайдера – модемным пулом по телефонной линии. После подключения к модемному пулу, персональный компьютер становится частью сети и имеет доступ к сервисам, предоставляемым провайдером ( E-mail, Usenet и т.д.).

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru

Рис. 6.12 Схема подключения персонального компьютера к сети Интернет

ISP-провайдеры имеют в ряде регионов точки присутствия (POP- Point of Presence), обеспечивающие подключение локальных пользователей к сети. Как видно из рис. 6.12, все клиенты провайдера ISP_1 могут взаимодействовать с клиентами провайдера ISP_2 при подключении каждого из них к так называемым точкам доступа (NAP-Network Access Points), обеспечивающим трафик между сетями.

Подключение к сети Интернет локальных сетей выполняется по схеме, представленной на рис. 6.13. Локальная сеть организации подключается к сети провайдера через службу защиты информации в большинстве случаев по выделенной линии связи.

Глава 6. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге - student2.ru

Рис. 6.13 Схема корпоративных пользователей к сети Интернет

Для передачи информации между узлами сети разработан специальный набор правил – протоколов. Сетевые протоколы управляют различными аспектами передачи информации. Некоторые из них отвечают за разбиение сообщений на пакеты, другие осуществляют контроль ошибок при передаче сообщений. Комплект взаимосвязанных протоколов для совместной работы на разных уровнях модели OSI называют набором или, для сети конкретного типа, стеком. Наиболее популярными являются стеки: TCP/IP, IPX/SPX и др. Стек TCP/IP(Transmission Control Protocol/Internet Protocol, Протокол управления передачей/Межсетевой протокол) используется для связи компьютеров в сети Интернет.

В отличие от полной модели OSI/ISO, которая имеет семь уровней, модель IPS (Internet Protocol Suite – пакет протоколов Интернет) использует лишь четыре из них: канальный, сетевой, транспортный и прикладной.

Канальный уровень, самый нижний, отвечает за доступ к сети. Он соединяет узел с каналом и определяет способ соединения. Результатом работы этого уровня является передача сигнала, состоящего из пакета (блоков) информации, в канал. Для канального уровня стандартными являются протокол FDDI (Fibre Distrbuted Data Interface) для сетей Ethernet и протокол PPP (Point to Point Protocol) – для сетей Token Ring. Программное обеспечение для канального уровня называется также драйвером устройства и встраивается в сетевую карту.

За канальным следует сетевой уровень. Он отвечает за адресацию и передачу пакетов в сети. Сетевые протоколы, обеспечивают маршрутизацию пакетов, то есть определяют, каким маршрутом будет передаваться информация от отправителя к получателю. Для сетевого уровня используется протокол IP (Internet Protocol). Другой протокол этого же уровня, называемый IGMP (Internet Group Multicast Protocol), отвечает за многоканальную передачу, при которой пакеты одного и того же сообщения передаются по разным маршрутам в зависимости от пропускной способности сети. Этот протокол используется для передачи аудио- и видеоинформации.

Следующий уровень – транспортный, отвечает за передачу данных по указанному адресу, обеспечивая своевременную и качественную передачу сообщения получателю информации. На транспортном уровне используется протокол TCP. Согласно протоколу TCP, отправляемые данные делятся на несколько пакетов, после чего каждый пакет маркируется таким образом, чтобы в нем была информация, необходимая для правильной сборки документа на компьютере получателя.

Операция, связанная с разбиением информации на пакеты и маршрутизацией пакетов, получила название коммутацией пакетов. Это решение имеет очень важное значение для производительности сетей. Поскольку региональные и глобальные сети охватывают значительные территориальные пространства и включают в свою архитектуру разнообразные устройства, то для повышения эффективности работы этих устройств, необходимо, чтобы все они были равномерно загружены, а информация передавалась бы с одной скоростью. Разбиение сообщений на пакеты позволяет исключить неравномерность передачи информации и предоставляет возможность, в случае сбоев, осуществить повторную посылку только одного или нескольких пакетов, а не всего сообщения. Кроме того, снижение неравномерности нагрузки в сети может быть выполнено более гибким выбором маршрута пакетов.

Прикладной уровень обеспечивает доставку данных от одного приложения к другому, которое работает на том же или другом узле сети. На прикладном уровне работают протоколы гипертекстов HTTP (Hypertext Transfer Protocol), который обеспечивает передачу документов в формате HTML, протокол SMPT (Simple Mail Transfer Protocol), который обеспечивает функционирование электронной почты, и протокол передачи файлов FTP (File Transfer Protocol).

По мере развития сети Интернет все большую популярность стали приобретать сети, базирующиеся в пределах фирмы на Интернет-технологии. Интранет - это корпоративная сеть, использующая программные продукты и технологии сети Интернет для удовлетворения внутренних запросов компании. Например, Интранет предоставляет возможность просмотра информации с помощью Web-браузеров, общение посредством электронной почты, обмен файлами и т. д. С помощью сети Интранет служащие могут получать информацию о стратегических решениях компании, справочную информацию или необходимое программное обеспечение. В ряде случаев доступ к корпоративным сетям может предоставляться деловым партнерам и другим группам пользователей. Объединение сетей Интранет, возникшее как результат взаимодействия компаний — партнеров, получило название Экстранет.

Интранет представляет собой технологию управления корпоративными коммуникациями, которая включают в себя, как и любая другая сеть, три уровня обеспечения: аппаратный, программный и информационный. С точки зрения аппаратного и программного уровней коммуникации, это – организация надежного канала соединения и передача информации без искажений, организация хранения информации и эффективный доступ к ней. В плане технической реализации Интранет практически не отличается от Интернета. Главная особенность Интранет состоит в информационном уровне коммуникаций.

Информационный уровень наиболее существенен для решения задач электронного маркетинга. Он может иметь разную базовую технологию передачи и хранения информации. Бумажные документы, письма и записки, доски объявлений, корпоративные газеты, телефоны представляют традиционную технологию хранения и передачи информации, которая трансформировались в электронные страницы и файлы, Web-сервер, сообщения электронной почты, сообщения сервера телеконференций. Однако по мере своего развития сети Интранет не исключили использование традиционных средств офисной деятельности, но существенным образом повлияли на коммуникационные процессы. Интранет сделал корпоративные коммуникации более надежными, быстрыми и интенсивными, а доступ к информации ускорился и стал проще.

Не меняя по сути содержания корпоративной информации, новые технологии привели к значительному увеличению объемов информации, что потребовало специальных средств автоматизации обработки данных, их хранения и передачи.

Рис. 6.14 Структура экономической информационной системы

Системы обработки транзакций принято разделять на пакетные и оперативные информационные системы. В настоящее время режим оперативной обработки транзакций – OLTP (OnLine Transaction Processing), ипользуется практически повсеместно для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени. Для систем OLTP характерены интенсивные информационные потоки, возникающие при выполнении заказов, платежей, запросов и т.п. Это определяет и требования к такого родам системам, к числу которых следует отнести необходимость обеспечения высокой производительности, надежности, безопасности обработки транзакций.

Информационные системы управления могут включать в себя обширный класс информационно-справочных систем, офисных информационных систем и т.п., которые обеспечивают решение задач тактического уровня управления.

Системы поддержки принятия решешений – DSS (Decision Support System) представляют собой следующий иерархичекий уровонь информационных систем, в которых с помощью сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных временных, географических и других срезах.

Экономические информационные системы, интегрирующие все функции управления на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях, называют корпоративными экономическими информационными системами[44]. Они реализуются как многопользовательские системы, функционирующие в распределенной вычи

Наши рекомендации