Занятие 17. Телекоммуникационные системы. Интернет
На этом занятии вы узнаете,как устроена сеть Интернет, о которой вы, безусловно, много слышали.
В настоящее время наработано очень много вариантов программ, поддерживающих телекоммуникацию по телефонным каналам. В целом их можно разбить на два крупных класса:
1. Программы связи, осуществляющие непосредственно пере
дачу данных с одной ЭВМ на другую и выполняющие дополни
тельные сервисные функции (хранение телефонного справочника, автоматический набор номера и циклический дозвон, редактирование текстов, ввод/вывод данных с (на) магнитных носите
лей и т.п.).
2. Программы типа электронной доски объявлений (ЭДО), с
помощью которых на ЭВМ организуется система хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам, позволяющая сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим
абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных. По существу ЭДО —
это специфическая информационно-поисковая система, снабженная средствами телекоммуникации. К этому же типу относятся и программы, используемые крупными региональными и
глобальными сетями телекоммуникации для обслуживания абонентов. Иногда программа связи может выполнять и функции
несложной ЭДО.
С помощью программы связи вы можете связаться либо в синхронном режиме (т.е. в режиме получения информации вторым участником диалога сразу же после ее отправления первым) с ЭВМ, на которой в этот момент загружена своя программа связи (не обязательно та же самая), либо в асинхронном режиме с ЭДО, поместив в ее наборы данных свою информацию или взяв из них нужную вам информацию. Некоторые ЭДО организованы достаточно сложно, чтобы как вариант допускать синхронный режим диалога нескольких абонентов, и уж во всяком случае, большинство из них допускает синхронный диалог с оператором
ЭДО.
ЭДО может иметь собственные программные средства обеспечения связи или использовать внешнюю программу связи. В любом случае она устроена так, что бы с помощью своей программы связи сможете войти в нее. Диалог с абонентом в каждой конкретной ЭДО имеет свои особенности, но, как правило, при первичном входе в ЭДО вам предоставляется бесплатно некоторое время, чтобы ознакомиться с ее возможностями. Поскольку работа такой системы обходится ее хозяину довольно дорого, дальней-
шая работа абонента обычно требует предварительной оплаты, но есть и такие системы, которые предоставляют довольно серьезные услуги бесплатно. Однако следует учесть, что действительно интересные услуги (доступ к базам данных, копирование сложных программ) практически всегда платные.
Организация, обеспечивающая достаточно большой набор платных телекоммуникационных услуг своим абонентам, называется телекоммуникационной сетью, или (такой термин прижился в последнее время) провайдером (поставщиком услуг) Интернет. Как правило, сети обеспечивают своим абонентам возможность связи с абонентами других сетей. В этом случае уже говорят не об ЭДО, а о сеансе связи с сетью. Тем не менее, имеется много действующих ЭДО в собственном смысле слова, не претендующих на связь с глобальными сетями, но снабжающих своих абонентов интересующей их информацией. Знание о наличии таких систем позволяет резко расширить возможности применения средств телекоммуникации в школе. Отечественная практика в этой области пока чрезвычайно пестрая, поэтому правильно будет предварительно договориться с «хозяином» ЭДО о способах ее использования.
Редко применяются в отечественной практике школьного образования технически более сложные варианты телекоммуникационных систем: непосредственная передача сигналов через спутник либо передача информации по выделенным телефонным каналам или по специальным каналам цифровой связи. Тем не менее, нужно представлять себе, что такие системы возможны, хотя пока и слишком дороги для обычной школы. Сеть Интернет
Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соответствует запросам и возможностям каждого конкретного абонента.
Интернет — это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (ТСР/IР).
Прообразом Интернет была экспериментальная сеть Министерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали более 40 миллионов человек.
Работа в сети Интернет обычно осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме. При работе в автономном режиме «перекачка информации» из сети проводится автоматически специальными программами без вмешательства абонента, ко-154
торый заранее описывает, какие операции ему требуется осуществить. Такой режим дает возможность очень экономно использовать время нахождения в сети, если телефонное соединение не является постоянным. Диалоговый режим требует постоянного участия абонента в управлении поиском информации в сети. В этом режиме время нахождения в сети на несколько порядков больше, чем в автономном.
Экономичность автономного режима работы приводит к тому, что на новом витке спирали развития КТК намечается возврат к основным принципам этого режима уже после того, как диалоговый режим получил очень мощное и впечатляющее развитие за счет применения идей гипертекста.
Приведем описание понятия «активный канал» из руководства к программе просмотра Web- Internet Explorer.
«Активные каналы — это серверы Web, специально разработанные с учетом одной из самых современных программ просмотра Web- Internet Explorer (ТЕ). Эти серверы используют новые особенности программы Internet Explorer , чтобы дать вам более широкие и быстрые возможности доступа к . Активные каналы разработаны таким образом, что вы сможете их просматривать даже в автономном режиме. Например, можно настроить избранные вами активные каналы таким образом, что их загрузка на вашу ПЭВМ будет идти ночью, а днем вы сможете их просматривать без подключения к Интернет». Аналогичный подход еще ранее приняла компания «Пойнткаст». Страницы активных каналов построены в формате гипертекста, и для абонента Интернет, имеющего современную мощную ПЭВМ, практически нет разницы, в плане интерфейса с WWW, где расположены интересующие его страницы — на его собственной машине или на другом конце Земли — он почувствует это лишь по тому, что произойдет незначительная (10—30 с) задержка при загрузке страницы. Если для его потребностей недостаточно автономного режима работы, 1Е сразу же включит программу подключения к ресурсам сети.
В настоящее время наиболее используемыми службами автономного режима обычно являются электронная почта и телеконференции. В диалоговом режиме главное средство поиска информации в сети Интернет — всемирная паутина (WWW,World Wide Web), некоторое применение пока еще находит FТР (File Transfer Protocol), но фактически он включен в WWW в качестве подсистемы и потерял самостоятельное значение.
Разнообразие программ поиска информации в сетях, существовавшее еще несколько лет назад, также исчезает, и сейчас они поглощены интерфейсом WWW, стали его унифицированной составной частью. В Интернет выделились некоторые узлы, одной из основных функций которых стал поиск информации по запросам. За последние несколько лет произошли кардинальные изменения в подходе программистов к применению КТК. Если прежде
для КТК писали специальные программы с особыми пользовательскими свойствами и функциями (что означало, в свою очередь, наличие у них особых дидактических свойств и функций, отличных от свойств и функций обычных автономных программ), то в последние несколько лет совершен значительный прорыв, прежде всего усилиями формы Майкрософт, позволивший естественным способом включить КТК в свойства и функции большинства широко распространенных прикладных программ (Майкрософт офис)'. Такая ситуация означает, что, с одной стороны, свойства и функции КТК теряют свое особое положение, сливаются со свойствами и функциями других средств новых информационных технологий, с другой же стороны, свойства и функции собственно КТК становятся гораздо более мощными, сфера их применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Если прежде реальная трудоемкость изучения программных средств и доступа к ним ограничивала дидактические свойства и функции КТК, сводила их практически только к разным видам обмена почтой (личной, конференционной, дистанционными курсами обучения), то теперь лишь от уровня обеспеченности школы современными средствами КТК зависит, превратится какой-то конкретный проект, проводимый в школе с применением средств новых информационных технологий, в сетевой или нет. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, полученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уроке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интернет. В результате отпадает потребность в довольно трудоемких процессах установления контактов с партнерами, поиска элктрон-ной конференции, соответствующей теме учебной деятельности. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто считаться, но и реально быть сетевой. Эта новая ситуация (значительно упрощающая работу педагога, но, тем не менее, усложняющая задачу педагога-исследователя) заставляет еще более тщательно проводить анализ дидактических свойств и функций КТК, чтобы избежать смешения свойств и функций КТК со свойствами и функциями средств новых информационных технологий в целом. Эти свойства и функции будут проанализированы в гл. 2.
1 Часто провайдеры Интернет рекламируют такие новые возможности КТК, для краткости используя только одно понятие «1Р-подоючение». Это понятие (см, приложение 1) означает, строго говоря, только применяемый протокол обмена информацией и сам по себе никак не характеризует используемых программных средств отображения информации на ПЭВМ абонента, поэтому понятие 1Р-подключения, конечно, совершенно ничего не говорит исследователю о свойствах и функциях (в том числе и дидактических) применяемых средств КТК. Реальные свойства и функции определяются задействованными программами поиска и отображения сетевой информации.
Вопросы к семинару:
1. На уроке вам задают вопрос: «Все слышали о глобальной сети
Интернет, а какие еще способы применения компьютерной телекоммуникации вы знаете?»
2. Что собой представляет Интернет?