Качественный анализ эффективности пиар-технологий
Оценка эффективности PR-технологии.
Один из самых сложных и нелюбимых этапов. Может проводиться по следующим схемам.
· Количественный метод: количество публикаций в печати и материалов в теле- и радио-эфире, людей-посетителей стенда на выставке. Быстро, легко считается, но имеет свои изъяны: присутствие посетителей у стенда не гарантирует увеличения спроса на товар данной фирмы; материалы в прессе и в эфире могут быть как позитивными, так и негативными.
· Качественный анализ (контент-анализ): оценка тех СМИ, которые освещали PR-кампанию:
- тираж: чем он больше, тем больше охвачена целевая аудитория. Складываются все тиражи и вычитается 30% (поправочный коэффициент на перекрещивающуюся аудиторию);
- на какой странице появился материал;
- объем материала;
- наличие сопровождающей иллюстрации (фотография - элемент доверия, достоверности);
- аудитория гораздо больше доверяет материалам, исходящим от редакции, за подписью журналиста;
- статус СМИ: общероссийский ТВ-канал, издание или другой статус;
- количество упоминаний брэнда в тексте (не менее 3 в одной статье);
- периодичность выхода: меньше всего ценятся ежедневные газеты; ценятся ежемесячные журналы в глянцевой обложке, которые долго хранятся у читателей и передаются из рук в руки;
- для оценки эффективности ТВ существуют специальные таблицы (показатель Reach - охват зрительской аудитории); этим занимаются специальные компании типа Gallop Media.
Этот метод анализа более серьезный.
· По достигнутому конечному результату. Этот подход нравится бухгалтерии, но не нравится PR'щикам: увеличение потребителей не задача PR, а рекламы и Promotion. Привести к пункту продажи - задача рекламы. Задача PR - создать благоприятный имидж и репутацию. PR'щики торгуют не товарами, а имиджами. Задача - сформировать мотивационное поведение. PR формирует:
- имидж компании;
- имидж брэнда.
Подсчет при количественных показателях: бюджет ($1 млн.) делится на количество аудитории (тиражи + кол-во аудитории - 30% = 20 млн. человек). Это стоимость донесения информации до 20 млн. человек. Доверие к PR'овской информации выше, чем к рекламной, поэтому этот показатель у PR выше, чем в рекламе.
· Социологический показатель: замер целевой аудитории до PR-акции и после нее. Эта разница показывает эффективность PR-акции.
· Показатель стоимости акций: чем выше имидж и репутация фирмы, тем выше стоимость ее акций на фондовой бирже.
Количественные показатели при оценке эффективности пиар-технологий.
Количественный анализ эффективности берёт за основу цифровые показатели. Если задача фирмы – поддержание эффекта присутствия брэнда на рынке, то учитываются результаты мониторинга СМИ, т.е. как СМИ отреагировали на проведение акции. Учитывается:
· Общее количество публикаций и количество упоминаний о компании;
· Виды и статус СМИ, которые откликнулись в первую очередь;
· Полоса, на которой расположена статья (в журналах – предпочтительнее последняя или предпоследняя);
· В радио и ТВ замеряется хронометраж, prime-time или нет;
· Тираж и периодичность издания;
· Наличие сопроводительных материалов (фото, комментарии, графики);
· Шрифт статьи
Метод контент-анализа в оценке эффективности пиар-технологий.
Контент-анализ предполагает оценку содержательной части материала, который появляется в СМИ после проведения мероприятия. При этом оценивается сам характер публикаций (позитивный или негативный), присутствие ссылок или цитат крупных экспертов, лидеров общественного мнения, государственных деятелей, наличие неточностей и опечаток, насколько полно был использован пресс-релиз.
При подсчёте контент-анализа суммируют охват целевых аудиторий (по тиражу СМИ, которые написали о мероприятии, или количественному охвату ТВ и радио) и делят пиар-бюджет на охваченную аудиторию. Иногда вводится поправочный коэффициент 30%. Выходит средняя стоимость донесения информации до одного человека из целевой аудитории в денежном выражении.
Как правило, суммы, потраченные на рекламу и на PR отличаются. Часто использование BTL-технологий оказывается эффективнее.
Качественный анализ эффективности пиар-технологий.
Это самый спорный и трудный способ оценки воздействия на целевую аудиторию по конечному результату. PR и реклама взаимосвязаны и, если реклама подвела или качество товара оказалось плохим, то PR-служба не должна нести за это отвественность. Но часто вся вина возлагается именно на пиар-службу.
При оценке эффективности в политике есть два показателя – абсолютные и относительные. Если партия получила больше процентов голосов на выборах благодаря пиар-кампании, это относительный показатель. Если партия выиграла выборы благодаря пиар-кампании, завоевав большинство, это абсолютный показатель эффективности, т.к. есть чёткие показатели и результаты.
При оценке эффективности в общественных организациях то же самое, если удалось собрать средства, добиться отмены какого-то закона, это абсолютный показатель эффективности, т.к. цель достигнута.
В бизнесе все намного сложнее. Во-первых, нормативные документы запрещают профессионалам давать количественную оценку эффективности до реализации проекта. К примеру, если речь идёт о количестве публикаций. Во-вторых, чаще всего работа пиар-щиков совместна, не всегда можно выделить, чей вклад наибольший – рекламы, PR или promotion. В третьих, задача PR – сформировать привлекательный имидж товара, услуги или компании, создать атмосферу ожидания вокруг выхода нового товара на рынок, задача рекламы – привести к пункту продажи (point-off-sale). Если реклама сработала плохо, количество покупателей не возрастёт. PR – заложник плохой рекламы. Плохой сервис, плохое отношение к клиентам также могут перечеркнуть успехи PR и рекламы. Поэтому PR не несёт ответственности за конечный продукт.
Первый чёткий финансовый показатель успешного PR- цена акций на фондовых биржах, которая отражает стоимость брэнда, марки. Чем выше репутация фирмы, чем более «раскрученный» брэнд, тем дороже акции.
Средние и мелкие компании оценивают эффективность по иным критериям. Если цель усилить visibility, то показатель - количество публикаций, охват целевых СМИ. Материалы в СМИ, отношение журналистского корпуса к компании отслеживают мониторинговые службы. Если надо оценить, изменилось ли отношение к компании, возросло ли доверие к ней или спали негативные тенденции, используются два способа – маркетинговые исследования и социологические опросы и службы.
- оценка по конечному результату (оценка разницы между расходами на PR-компанию и доходами компаннии после проведения акции).
Этот метод вряд ли может считаться корректным. Доходы фирмы изменяются на только в зависимости от ее PR-деятельности. На них также влияют действия рекламного и маркетингового департаментов фирмы. Кроме того, PR может только изменить отношение к брэнду, но не подвести покупателя к the point of sale. А отношение к брэнду сложно измерить в деньгах.
- количественный анализ, или "чем больше, тем лучше" (оценка количества материалов, опубликованных в прессе после PR-акции).
Этот метод тоже несовершенен. Многочисленные упоминания о фирме в прессе могут носить негативный характер, что плохо отражается на имидже и репутации фирмы.
- качественный анализ, или "лучше меньше, да лучше"
Этот метод подразумевает анализ содержания материалов и СМИ, которые их опубликовали. При контент-анализе исследователь задает себе следующие вопросы:
- каково содержание материалов
- какие СМИ их опубликовали
- каков тираж этих СМИ
- какова аудитория этих СМИ
- где распространяются или транслируют эти СМИ
- сопровождались ли материалы иллюстрациями
- каков статус материала (информационная заметка, "на правах рекламы2 и т.д.)
4. количественно-качественный метод
Согласно этому методу эффективность PR-акции рассчитывается по следующей формуле:
Количество людей, получивших информацию об акции – 30% (поправка на перекрещивающуюся аудиторию, если материал опубликован в нескольких СМИ сразу) = а
Бюджет PR-акции/а = b (в $ на человека)
Мы смотрим, сколько места занимают статьи в журналах, и потом считаем, сколько стоило купить столько же места (подобным образом делается с остальными СМИ), потом денежный бюджет PR делится на «рекламный бюджет» (один из универсальных способов подсчета, который устраивает всех). Однако погрешность данного метода состоит в том, что реклама всегда инициирована заказчиком, а PR-материалы риомчаются высокой информативностью и говорят о событии, а не о заказчике. Рекламный эквивалент обладает достаточно низким уровнем достоверности