Вопрос ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПИАР-СООБЩЕНИЙ И ПИАР-СОБЫТИЙ образовательного учреждения

PR - это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы образовательного учреждения и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но, прежде всего, через средства массовой информации.

PR-события бывают нескольких видов: присоединенные; случайные; плановые. Присоединенное — событие, которое соединяют цепочкой извест­ные объекты или события с акцией или мероприятием компании. Например, проведение выставки одновременно с визитом в это место известной личности (кинозвезды, политика и др.). Случайное событие — происходящее спонтанно, в процессе PR-кампании используется как информационный повод. Плановое событие — происходящее в рамках бизнес-плана пред­приятия, призванное привлечь внимание общественности к дея­тельности предприятия, организации.

Выбор формы проведения кампании (т.е. самого PR-события)

Это могут быть выставки, ярмарки, концерты, конкурсы, деловые игры, конференции, круглые столы, создание и презентация фильмов, газет, альманахов, акции, день открытых дверей школьного клуба здоровья и другие мероприятия. Выбор основывается на ресурсах, которыми обладает образовательное учреждение (технических, человеческих и прочих), по возможности с учетом пожеланий, обозначенных в ответах респондентов при опросе.

К широко используемым в практике паблик рилейшнз акциям или
плановым событиям (мероприятиям) можно отнести: дни открытых дверей, на которых может быть представлен об­зор возможностей компании; семинары, посвященные новому продукту компании, новой технологии; торговые шоу, экспозиции, выставки, ярмарки, фестивали; симпозиумы, конгрессы; митинги, публичные дебаты, тематические вечера, коллектив­ные обеды, ужины, кофе, чай, банкеты, фуршеты; соревнования, викторины; парады, конкурсы красоты; события и мероприятия, организованные спонсорами для об­щественности; концерты и театральные турне, кинофестивали и показы мод; церемонии открытия новых строительных площадок, закладки первого камня в фундамент; визиты заслуженных и выдающихся людей, церемонии встреч и проводов; выпускные школьные вечера, школьные собрания, концерты, олимпиады; танцевальные вечера, дискотеки, балы; спортивно-оздоровительные мероприятия, туристические по­ходы, лыжные прогулки, любительские соревнования; встречи с известными спортсменами, ветеранами спорта; тематические мероприятия и празднования национальных ис­торических событий и мероприятия по чествованию дат исто­рии и культуры других стран и народов.

Формы PR-сообщений подразделяются в соответствии с материальным воплощением носителя информации: ?

письменные (печатный текст, рукопись) — объединяют такие виды, как слоган, девиз, бегущая строка, заголовок, торговая марка, логотип, подпись под иллюстрацией, пресс-релиз, листовка, приглашение, объявление, почтовая карточка, автограф, визитка, этикетка, вывеска, прейскурант, прайс-лист; ?

устные — ораторское выступление, заявление официального представителя, дикторский текст, реплика, распорядительные высказывания, рекламная песенка, носитель с рекламным текстом; ?

визуальные — рекламный фильм, фильм-плакат, видеоклип, рекламный мультфильм, символ, почтовая марка, слайд-фильм, фотография, аппликация, мимика, пластика, рекламная графика, товарный знак, фирменные цвета, фирменный знак.

Инструменты PR в сфере образования
Можно выделить следующие способы развития связей с общественностью образовательных учреждений.
1. «Открытые двери».
Вуз периодически организует дни открытых дверей для внешней аудитории – потенциальных абитуриентов и их родителей, представителей законодательной и исполнительной власти, будущих работодателей выпускников, местного сообщества, чтобы все они могли ознакомиться с условиями и возможностями обучения, преподавательским составом. Им демонстрируют лицензии, сертификаты, почетные грамоты и дипломы, документы об образовании сотрудников, отчеты о работе и т.д. Преподаватели и администрация в такие дни носят на груди бейджики, вручают посетителям визитки, буклеты, проспекты, вывешиваются необходимые наглядные материалы. Здесь можно выгодно презентовать образовательные программы вуза и т.д.
2. Наша газета.
Традиционно во многих вузах издается малотиражная газета. Событием же может стать специальный ее выпуск, содержание и оформление которого ориентированы на значимые для вуза целевые аудитории.
З. «Wау-со6ытие».
Это – нестандартное событие, созданное с целью при влечь внимание, вызвать позитивные – вплоть до восхищения – эмоции. Таковым, например, можно назвать появление в созвездии Большая Медведица звезды «Санкт-Петербургский международный институт менеджмента».
В «wау-событие» можно превратить и «стандартный» День факультета, и круглый стол, и профессиональную конференцию... Но все-токи лучше, чтобы это было нечто необычное и впечатляющее.
4. «Совместный проект».
В 1998 г. Нижегородский государственный университет им. Лобачевского ННГУ начал олимпиаду «Таланты земли Нижегородской» для школьников из небольших городов и сел области. Работы участников публиковались на страницах газеты «Биржа плюс карьера». Благодаря этим олимпиадам в течение 1998-2005 гг. около 2700 школьников из 49 районов Нижегородской области попытали счастья стать студентами университета.
5. Создание традиций.
Несколько лет назад агентство PR «Эксперт» предложило Нижегородскому филиалу Университета Российской академии образования провести весеннюю акцию «Зеленое дерево», которая и состоялось в рамках традиционного Дня открытых дверей вуза, эмблема которого – миртовое дерево. Акция настолько соответствовала имиджу учебного заведения, что стола традиционной и теперь каждую весну студенты и преподаватели совершают ритуал высадки деревьев, который каждый раз привлекает внимание широкой общественности.
6. «Этапы большого пути».
Речь идет о событиях, связанных со знаменательными дотами, например, открытием какой-то специальности, первым выпуском и т.д.
7. Teambuilding.
Тренинговые командные программы позитивно влияют на внутренний климат организации, тем более такой, как ВУЗ. И, например, в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента такие мероприятия, кок спортивные состязания и конкурсы, проводятся довольно часто. И студенты, и преподаватели с нетерпением ждут их, принимают в них самоеактивное участие.
8. Adions-presentations.
Как правило, в западных университетах есть специалист, занимающийся подготовкой заявок на гранты, докладов для учредителей и администрации, связями со спонсорами и выпускниками. Здесь полагают, что решать подобные задачи помогают публикации в журналах, презентации научных и образовательных программ и распространение информации о вузе в Интернете, Все это эффективные приемы построения имиджа.
9. Конкурсы и рекорды.
Еще один прием – различные конкурсы на разработку фирменного стиля, на лучшее название вузовской газеты, на лучший «формат» досуга, а также регистрация достижений в различных книгах рекордов, в том числе и в своих собственных. Например, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена существует «Книга рекордов Герцена», где фиксируются разнообразные вузовские достижения: самая долгая овация, котрой удостаивался преподаватель после блестящей лекции, самое большое количество аспирантов, обучающихся на кафедре, самый молодой профессор и т .д. Заявки в нее оцениваются на интернет-форуме.
10. Научные мероприятия: конференции, симпозиумы, семинары.
Одним примером из тысяч подобных может служить Всероссийская научно-практическая конференция «Связи высшего учебного заведения с общественностью: практические аспекты формирования и продвижения имиджа», состоявшаяся в Санкт-Петербурге в середине марта по инициативе все того же РГПУ им. АИ Герцена, в которой приняли участие руководители и ведущие специалисты служб общественных связей, отделов маркетинга и рекламы вузов Санкт-Петербурга, Иваново, Пятигорска, Красноярска, Нижнего Новгорода и т.д.
Но возможности вузовских коммуникаций не исчерпываются событийной инженерией. Есть также ряд медийно- ориентированных технологий, позволяющих вузу вести эффективный социальный диалог и формировать собственную индивидуальную позицию.

Наши рекомендации