Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оцениваются по дихотомической шкале, за их выполнение учащийся может получить 1 или 0 баллов. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить от 2 до 0 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания. Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления баллов приведены в руководстве по оцениванию.
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров – соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.
При желании можно провести более дифференцированную оценку выполнения работы, просчитав отдельно балл, который учащийся получил за задания по представленным в работе основным блокам содержания.
На этапе введения ФГОС в апробационных работах по русскому языку используются 2 критерия достижения базового уровня:
1. Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
2. Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).
Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.
С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
План варианта КИМ
Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.
План демонстрационного варианта работы по русскому языку
№№ | Блок содержания | Объект оценивания | Код проверяемых умений[5] | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
Фонетика и графика | Знание алфавита. Нахождение алфавитной последовательности слов. | 1.3 | ВО | Б | ||
Фонетика и графика | Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. | 1.2 | ВО | Б | ||
Фонетика и графика | Умение характеризовать звуковой, буквенный и слоговой состав слова. Умение характеризовать слово по двум признакам, умение работать с таблицей. | 1.2 | КО | П | ||
Состав слова | Умение различать формы слова и родственные слова. | 2.2 | ВО | Б | ||
Состав слова | Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить слова, соответствующие предложенной схеме состава слова. | 2.3 | ВО | Б | ||
Состав слова | Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с их морфемным составом. | 2.3 | РО | П | ||
Морфология | Умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы. | 4.4 | КО | Б | ||
Морфология | Умение находить имя существительное с заданными грамматическими признаками (склонение, форма числа, падежа). | 4.1 | ВО | Б | ||
Морфология | Умение находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками (форма рода и падежа). | 4.2 | ВО | Б | ||
Морфология | Умение давать характеристику (указывать грамматические признаки) заданного имени прилагательного. | 4.2 | ВО | Б | ||
Морфология | Умение находить глагол, различать омонимичные имена существительные и глаголы. | 4.3 | ВО | Б | ||
Морфология | Умение находить глагол с заданными грамматическими признаками (время, число, лицо). | 4.3 | ВО | Б | ||
Морфология | Умение осознанно применить знания о грамматических признаках имен существительных. Умение подтверждать правильный ответ примерами. | 4.1 | КО | П | ||
Синтаксис | Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 5.5 | КО | Б | ||
Синтаксис | Умение находить предложение с однородными членами. | 5.5. - 5.6 | ВО | Б | ||
Орфография | Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». | 6.5 | ВО | Б | ||
Орфография | Умение определять наличие в словах изученных орфограмм. Умение самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с тем, какая орфограмма есть в слове. | 6.1 | РО | П | ||
Развитие речи | Умение осуществлять выбор адекватных языковых средств в процессе общения с людьми разного возраста. | 7.1 | КО | Б | ||
Развитие речи | Умение составлять план текста. | 7.5 | КО | Б | ||
Развитие речи | Умение составлять небольшой связный текст на заданную тему. Умение высказать свое мнение и обосновать его. | 7.6, 7.3 | РО | П | ||
ИТОГО | 25 баллов |
Условные обозначения:
Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.