Криминалистическое исследование холодного оружия и следов его применения

При проведении криминалистической экспертизы холодного оружия решаются задачи (вопросы криминалистического исследования эксперту):

1.

· является ли представленный объект холодным оружием, если да, то к какому виду (типу, модели) относится;

· заводского, кустарного или самодельного изготовления данное холодное оружие;

· каков вид (характер) повреждений, орудием какого вида (типа) они оставлены;

· каковы групповые признаки оружия, оставившего повреждение (форма, размеры клинка, наличие односторонней или двусторонней заточки лезвия);

· могло ли быть повреждение нанесено оружием, представленным на исследование (при решении этого вопроса особое внимание уделяют микроналожениям на оружии: волокна ткани, объекты биологического происхождения).

Абстрактного холодного оружия не существует - есть стандартные образцы или исторически выработанные типы.

Порядок исследования холодного оружия:

1.

1. исследуемый объект сравнивается с образцами из коллекции или с изображениями оружия, прошедшего сертификационные криминалистические испытания в установленном порядке, содержащимися в регулярно издаваемых "Сборниках информационных листков холодного, метательного оружия и изделий, конструктивно сходных с таким оружием". Если находится аналогичный образец, то исследование продолжается, в противном случае объект не признается холодным оружием.

2. испытания на прочность, твердость и удобство удержания в руке, после успешного проведения которых объект признается холодным оружием.

Следы действия холодного и метательного оружия исследуются:

·

    • на теле человека исследуются в рамках судебно-медицинской экспертизы,
    • на иных объектах - при производстве трасологической экспертизы.

При изъятии холодного оружия в протоколе обыска или осмотра должны быть отражены его внешние признаки в таком объеме, чтобы по ним можно было судить о виде оружия. Для этого в протоколе необходимо указать:

·

    • конструкцию холодного оружия, его размеры, комплектность составных частей, способ крепления рукоятки к клинку;
    • материал, из которого изготовлены части оружия, его цвет, прочность, характер поверхности (гладкая, шероховатая, зазубренная);
    • форму клинка, заточку лезвия и конца клинка, степень остроты заточки;
    • упругость клинка, имеются ли долы на клинке (углубления), ребра жесткости (выступы);
    • имеется ли ограничитель на рукоятке, с какими известными образцами совпадает данный экземпляр оружия.

Для определения вида оружия могут быть использованы справочные альбомы, пособия.

В сложных ситуациях, в особенности при наличии самодельного оружия, назначается экспертиза.

Повреждения, оставляемые холодным оружием, зависят:

1.

1. от типа оружия (колющее, рубящее и т. д.);

2. от механизма воздействия;

3. от материала, на котором образовано повреждение (ткань одежды, вид переплетения нитей ткани, материал ткани и т. п.).

В протоколе отмечают:

·

    • где, на каком предмете (участке предмета) обнаружено повреждение;
    • размер повреждения, его форма, вид краевых участков (ровные, разволокненные).

Одежду изымают и направляют на экспертное исследование (криминалистическое, судебно-медицинское).

12. Научные основы отождествления личности по письму. Понятие письма и почерка.

Научные основы криминалистического исследования письма составляет психофизиологическое учение академика Павлова о высшей нервной деятельности и динамический стереотип. Со временем в процессе обучения и практической деятельности у человека создаются письменно-речевые и письменно-двигательные навыки, которые становятся автоматизированными и фиксируются в высшей нервной системе каждого человека в виде динамического стереотипа.

Письменность - наиболее универсальная и древняя форма закрепления и передачи информации. Письменное закрепление мыслей делает их достоянием не только современников, но и последующих поколений. Языковая информацию в письменной форме можно представить в виде рукописей, полиграфических, машинописных или принтерных и электронных текстов.

Письмо - это средство фиксации мысли человека с помощью языка и специально созданной системы в речевых обозначений (письменных знаков, букв, правил их сочетания).

В письме выделяют смысловую (письменная речь) и графическую сторону (почерк). Письменная речь - это отражение интеллектуальных, а почерк - динамических навыков человека.

Почерк - система движений, используемых при выполнении знаков, букв, зафиксированных в рукописи.

Одним из направлений в исследовании рукописных текстов является установление исполнителя, т.е. лица, непосредственно написала буквы при фиксации содержания текста. В основе установления исполнителя рукописного текста лежат признаки почерка.

Процесс выработки навыков почерка имеет условно рефлекторную форму. На начальном этапе обучения определенному виду письменности лица, обучающиеся, пишут по прописям, но со временем под воздействием объективных и субъективных факторов, присущих данному лицу, формируется свой почерк. Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило, формируется в 5-8 классе, когда двигательные навыки, обусловленные деятельностью центральной нервной системы человека, доводится до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных признаках письма.

Под влиянием воли, анатомических особенностей человека, окружающей среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке появляется много особенностей, совокупность которых становится индивидуальной. В почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их совокупность у каждого человека своя. В этом проявляется такое свойство почерка как индивидуальность.

В результате систематических упражнений в пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяет выполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. Дальнейшем почерк у человека становится налаженной системой произведенных условно-рефлекторных связей - так называемый динамический стереотип. Теперь у лица, пишет, на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемой действия, в автоматизм движений. В этом проявляется такое свойство почерка как устойчивость. Но эта устойчивость относительна, поскольку в почерке конкретного лица под влиянием различных обстоятельств могут происходить изменения. К причинам, которые влияют на изменение почерка, в судебном почерковедении относят следующие: неправильная поза, необычное содержание прибора для письма, необычный материал или иные условия письма, различные травмы рук, органов зрения, нарушение психического и физического состояния человека, различные психические заболевания, выполнение рукописи левой рукой за привычного письму правой рукой и наоборот, выполнение рукописи особым образом (с необычным темпом, с подражанием почерку другого лица или печатному шрифту и т.п.).

В ходе исследования почерка необходимо выявить и изучить все его элементы, стороны, которые в своей совокупности позволяют установить тождество или различие, то есть - признаки почерка.

Признаки почерка - это особенности письменного двигательных навыков, которые отразились в рукописи с помощью системы движений.

Признаки почерка бывают общими и отдельными.

Общие признаки почерка (характеризуют почерк в целом как систему движений и имеют, как правило, групповое значение).

1. Характеризуют пространственную ориентацию движений:

- размещение отдельных самостоятельных фрагментов документа по отношению к основному тексту;

- размер интервалов между словами и строками;

- наличие или отсутствие полей;

- абзацные выступления;

- расположение и форма строк т.д..

2. Характеризуют степень и характер сформированности письменно-двигательных навыков:

- выработанность почерка - уровень владения техникой письма, проявляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системы скорописи (маловироблений, средне-произведенный, високовироблений почерк)

- сложность почерка выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями) упрощения выражаются в потере отдельных элементов письменных знаков или уменьшение их размера или в выпрямлении овальных движений и введении в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при которых снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк) осложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописям (усложненный почерк) почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типичным прописям, называется простым.

3. Характеризуют структуру движений по их траектории:

- наклон, который зависит от размещения вертикальных осей письменных знаков относительно линии строки (прямой, правонахильний и ливонахильний почерк)

- размер букв (большой, средний и малый);

- связность почерка, которая зависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги (малая связанность, средняя и большая);

- разгон почерка - соотношение длины движений по горизонтали и вертикали;

- интенсивность нажатий почерка, которая определяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима;

- преобладающая форма и направление движений.

Частные признаки почерка - характеризуют индивидуальные особенности движений при выполнении письменных знаков конкретным лицом. В ходе исследования отдельных признаков почерка следует обращать внимание на отклонения движений при выполнении элементов письменных знаков от общепринятых норм прописей. Идентификационная значимость определенного признака почерка будет тем выше, чем меньше она будет встречаться в почерках разных лиц.

В конце 70-х годов прошлого века как самостоятельная судебно-экспертная отрасль знания и новый вид криминалистической экспертизы сформировалось судебное автороведения. В 1977-1984 годах были разработаны и внедрены в практику методики идентификационной автороведческой экспертизы для решения вопросов о тождестве автора рукописных и машинописных документов, а также методики диагностирования таких социально-биографических характеристик автора, как родной язык, место формирования языковых навыков, его образовательный уровень, профессия.

Письменная речь - совокупность определенных средств, применяет лицо для изложения содержания документа.

Постепенно под влиянием личных данных лица, внешних условий создается устойчивая, удобная, приемлемая для определенного лица система условных связей. В процессе дальнейшей практики в письменную речь вносятся особенности, обусловленные профессией, видом деятельности, формирует индивидуальность письменной речи.

В криминалистике признаки письменной речи разделяют на несколько групп.

1. Лексические признаки - совокупность языковых средств лица, пишет, и особенности их использования для выражения своих мыслей:

- характеристика языка - словарный запас, который может быть небольшим, средним, большим и очень большим;

- наличие в языке диалектизмов, неологизмов, архаизмов, жаргонных слов, профессионализмов, слов-паразитов.

2. Грамматические признаки - совокупность привычных для лица способов построения предложений, а также стойкие нарушения письменной речи, присущие конкретному человеку (орфографические, пунктуационные, синтаксические ошибки).

3. Стилистические признаки - своеобразие средств письменной речи конкретного человека. Стиль характеризует присущие определенному автору особенности образа мышления, отбора слов, архитектонику изложения мыслей.

4. Отдельные привычки письменной речи:

- признаки навыков использования символов, сокращений, исправлений, вставок;

- признаки акцентирование (подчеркивание, выделение слов специальным шрифтом, изменение наклона, изменение напора, использование скобок, точек).

Подготовка почерковедческой экспертизы. Вопросы разрешаемые экспертизой.

Для производства почерковедческой экспертизы в распоряжение экспертов предоставляются исследуемый документ (подлинник) и сравнительные образцы, которые могут быть свободными, экспериментальными и условно-свободными.

Свободными образцами называются рукописи и подписи, выполненные до возбуждения уголовного дела (начала производства по гражданскому делу) и вне связи с ним. Ими могут являться материалы личной и служебной переписки, автобиографии, анкеты, заявления, конспекты, дневники, подписи в платежных ведомостях и кассовых ордерах и другие тексты, выполненные собственноручно. Эти образцы могут быть обнаружены по месту работы, учебы, в отделениях милиции, связи, банках, военкоматах, дома или у родственников и т. д. При их обнаружении необходимо удостовериться, действительно ли они написаны лицом, заподозренным в исполнении рукописи или подписи. Свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый текст. Поскольку, несмотря на относительную устойчивость, почерк человека может все-таки изменяться с течением времени, желательно, чтобы свободные образцы были выполнены примерно в то же время, что и исследуемый документ. Если это невозможно, необходимо выяснить, не перенесло ли лицо, почерк которого исследуется, за истекший период каких-либо заболеваний, влияющих на почерк (например, заболеваний глаз, руки, психических и пр.), не связано ли изменение почерка с преклонным возрастом. Используемый вариант почерка зависит от содержания документа. Поэтому при исследовании объемных рукописей предоставляются аналогичные сравнительные материалы. Образцы должны быть выполнены в тех же условиях, что и текст (например, стоя, в том же состоянии). Темп письма должен сохраняться, а если рукопись выполнена с подражанием какому-либо шрифту, следует разыскать свободные образцы, написанные тем же способом.

Экспериментальные образцы выполняются специально для производства экспертизы. Они должны быть сопоставимы с исследуемой рукописью (подписью) по всем вышеуказанным параметрам. Для отбора образцов производят диктовку текста, в который включают слова или фразы из исследуемого документа, или рекомендуют испытуемому составить какой-либо документ (автобиографию). Знаки препинания не указываются, правописание слов не объясняется, пишущему предлагается писать так, как он считает правильным. Экспериментальные образцы почерка могут быть отобраны в условиях, максимально приближенных к предполагаемым условиям выполнения рукописи (подписи) (что особенно важно для установления состояния писавшего) в любом виде и количестве, при их изготовлении можно наблюдать за процессом письма. Однако при их исполнении пишущий может пытаться умышленно искажать свой почерк. Для противостояния этому варьируют темп диктовки.

Условно-свободные образцы почерка и подписей — рукописи и подписи в документах, которые выполнены после возбуждения уголовного дела (начала производства по гражданскому делу), но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу. К ним относятся протоколы допросов, объяснения, жалобы, ходатайства и другие рукописи, выполненные во время ведения дела.

Предметом почерковедческой экспертизы служат факты, связанные с исполнением рукописных текстов, подписей, цифровых записей. До ее назначения следователь (суд) тщательно подготавливает подлежащие исследованию документы (установление явных следов подчисток, исправлений, дописок, изъятие свободных и отбор экспериментальных образцов и т. п.), определяет объем экспертизы, вопросы, необходимые для установления фактических данных по делу, выясняет обстоятельства, существенные для экспертизы.

Свободные образцы, почерка и подписи — наиболее ценный материал, поскольку в них — естественный, преднамеренно не измененный; это рукописи (тексты и подписи), выполненные до возбуждения уголовного дела. Основное требование, предъявляемое к свободным образцам, — несомненность их происхождения, что выявляется путем допроса предполагаемого исполнителя или свидетеля. Если допрашиваемый утверждает, что подпись в документе — его, ему предлагается выполнить образцы подписи без предъявления документа. Другие требования, предъявляемые к свободным образцам: минимальность временного разрыва между ним и исследуемой рукописью (подписью);

выполнение на одном языке с исследуемым документом (подписью);

одинаковость характера, целевого назначения; однотипность пишущего прибора и материала, на котором выполнен свободный образец и исследуемый документ; достаточность образцов (рукописи в количестве не менее 5 листов писчей бумаги, подписей — не менее 15—20;

при подозрении в намеренном изменении почерка — не менее 30).

В том случае, когда нет или недостаточно свободных образцов для проведения экспертного исследования, отбираются экспериментальные образцы — рукописи (тексты и подписи), выполненные по предложению следователя (суда). К ним предъявляются те же требования, что и к свободным. Экспериментальные образцы отбираются либо под диктовку без выделения знаков препинания, либо (по тактическим соображениям) текст не диктуется, а составляется специальный текст с включением фрагментов исследуемого. Такие рукописи не гарантированы от умышленного искажения. Экспериментальные образцы почерка представляются на 5—10 листах, а подписи — в количестве 15—20, каждая — на отдельном листе бумаги.

Рукописи (жалобы, объяснения, заявления и т. п.), выполненные после возбуждения уголовного дела, но не для целей экспертного исследования, называются условно-свободными образцами. Они играют роль либо дополнительных, либо, при отсутствии свободных и экспериментальных, признаются достаточными для идентификации, и по ним проводится экспертиза.

Экспертиза назначается по постановлению (определению), где обязательно указывается конкретный текст (фраза документа), подлежащий исследованию, какие записи и в каких документах являются образцами для сравнительного исследования. При большом количестве исследуемых текстов и подписей целесообразно разбить их на отдельные группы и по каждой вынести постановление (определение).

С какой целью назначается почерковедческая экспертиза, какие вопросы она разрешает?

Почерковедческая экспертиза производится с целью установления лица — исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых выполнены различного рода рукописные документы, записи или подписи.

В соответствии с этими целями при решении идентификационных задач почерковедческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Кем из числа указываемых лиц выполнены рукописные тексты, буквенные или цифровые записи в данном документе?

2. Кем выполнена подпись от имени определенного лица, им самим или другим лицом?

3. Одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в различных документах либо отдельные части текста в одном документе.

Диагностические задачи связаны с решением вопросов:

1. Выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной?

2. К какой возрастной группе относится автор рукописного текста?

3. Не выполнен ли рукописный текст (подпись) в необычной обстановке (например, на холоде, в непривычной для исполнителя позе и т. п.), в необычном состоянии пишущего (болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта и пр.), намеренно измененным» почерком, с подражанием почерку конкретного лица, левой рукой?

4. Не дописаны ли слова или цифры к данному тексту другим лицом?

Объектами почерковедческой экспертизы являются рукописные документы, фрагменты рукописных текстов, краткие записи (буквенные и цифровые), подписи.

Наши рекомендации