Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

В цивилизованной компании могут быть сформулированы следующие цели выявления бизнес-процессов:

- анализ и реорганизация деятельности компании;

- постоянное улучшение бизнес-процессов компании;

- оптимизация бизнес-процессов компании;

- создание систем менеджмента качества;

- создание регламентированной документации по процессам;

- разработка системы документооборота;

- реализация процессного подхода к управлению организацией.

- разработка и внедрение информационной системы поддерж-ки деятельности организации;

- прозрачность, контролируемость, управляемость бизнеса.

Для разработки и внедрения процессного подхода в управление необходимым условием является участие в проекте руководителя верхнего уровня, который формулирует чёткие цели проекта. Существенным фактором успеха реализации процессного подхода является наличие утверждённой методологии ведения проекта, включая методологию создания моделей процесса. Проект должен возглавлять профессиональный руководитель проекта. Под его руководством находится рабочая команда, которая сформирована в соответствии с задачами проекта. Для моделирования бизнес-процессов важно эффективное использование инструментальных средств. Руководитель проекта должен иметь опыт работы в организации не менее трёх лет и знать методики и практический опыт управления проектами не менее двух лет. Руководитель проекта должен знать и понимать принципы процессного управления и методов менеджмента качества, методологии моделирования бизнес-процессов (знание нотаций), владеть методологией ведения проекта по описанию процессов. Существенное значение имеют знания инструментальных средств моделирования бизнес-процессов.

Рассмотрим несколько методов выявления бизнес-процессов, разработанных В.В. Репиным, В.Г. Елиферовым.

Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов

«Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов включает следующие последовательно выполняемые действия:

Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов - student2.ru

Шаг 1. Определить окружение организации (внешних клиентов, поставщиков, т.е. задать границы внешней среды или входы и выходы).

Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов - student2.ru

Шаг 2. Составить перечень ключевых (основных) бизнес-процессов, формирующих выходы. После этого «привязывают» внешние выходы.

Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов - student2.ru

Шаг 3. Определить внутренние входы, выходы процесса

Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов - student2.ru

Шаг 4. Описать каждый процесс как набор функций.

Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов - student2.ru

Шаг 5-1. Распределить функции по подразделениям.

Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов - student2.ru

Шаг 5-2. Детально описать каждый процесс при помощи выбранных нотаций.

Ускоренный» метод выявления бизнес-процессов - student2.ru

Шаг 6. Составить регламент, матрицу ответственности.

Система управления процессом, как и любая функция процесса необходимо документировать. В настоящее время деятельность руководителя любого масштаба документирована достаточно слабо. В перечень обязанностей руководителя должны входить пять основных функций, сформулированных А. Файолем: планирование, организация, контроль, координация и мотивация. Функция «мотивация» соотносится с управлением ресурсом «персонал». За выполнение каждой функции, их которых состоит процесс, должен отвечать какой-то исполнитель. В виде наглядной формы распределения ответственности за функции процесса используется матрица ответственности, представленная в табл. 4.1. При заполнении матрицы следует соблюдать несколько достаточно простых правил [Репин, Елиферов, Регламентация …]:

Правило 1. В каждой строчке матрицы может стоять только одна «О» (ответственный), т.е. за каждую функцию может отвечать только один сотрудник.; букв «У» (участвует) и «И» (получает информацию) может быть несколько, так как участвовать и получать информацию о работах могут получать несколько сотрудников.

Таблица 4.1

Матрица ответственности

Сотрудник Функция Владелец процесса Исполнитель 1 Исполнитель 2 Исполнитель 3
Планирование О У И И
Функция 1 У И   О
Функция 2 И У О  
Функция 3 И О   У
Функция 4 У О У  
Контроль выполнения О У   И
Управление процессом О У И  
Отчетность о ходе процесса О У    

Условные обозначения: «О» - ответственный, «У» - участвует в работе, «И» получает информацию о результате.

Правило 2. В столбце владельца не должно быть пустых клеток. Это говорит о том, что руководитель отвечает за функцию, или участвует в её выполнении, или получает информацию о результате.

Правило 3. функции в матрице начинаются с «Планирования» и заканчиваются «Контролем выполнения», «Управлением процессом» и «Отчетностью о ходе процесса.

После заполнения такой матрицы информация об ответственности за выполнение функций процесса переносится в соответствующие инструкции исполнителей и руководителей.

Владелец процесса является таким же сотрудником в ходе выполнения процесса, как и остальные, то целесообразно в документацию, регламентирующую его деятельность, инструкции о выполнении им его функций. Документация должна регламентировать следующие действия:

- как, когда и на основании чего производится им планирование работ по процессу;

- по каким показателям и критериям , в какие сроки владелец контролирует ход выполнения процесса,

- каков порядок и критерии принятия управленческих решений, каковы полномочия владельца, и способ документирования принятых решений;

- в какой форме и по каким показателям , в какие сроки владелец отчитывается перед вышестоящим руководством о ходе процесса.

В инструкции для исполнителей необходимо внести:

- ответственность за выполнение работ, закрепленных за исполнителем в матрице ответственности - в должностные инструкции;

- технология выполнения данных работ и порядок сбора, обработки и предоставления данных о качестве (информация о ходе процесса) - в технологические инструкции.

Наши рекомендации