Печатные издания в структуре СМИ
Газеты
государственные и частные ежедневные и еженедельные серьезные и массовые общественно-политические и отраслевые (тематические) региональные и надрегиональные ("центральные")
Журналы
государственные и частные еженедельные - ежемесячные – ежеквартальные серьезные и массовые общественно-политические и отраслевые (тематические)региональные и надрегиональные ("центральные")
Бюллетени
региональные и надрегиональные ("центральные")политические - правовые - отраслевые
Справочники
региональные и надрегиональные ("центральные")комбинированные и специализированные
Листовки
рекламные - социальные – политические
по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);по учредителю (государственная и негосударственная пресса); по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);по содержательному наполнению (качественная и массовая).
- Дифференциация телевидения по характеру аудитории, по тематике, по целевому назначению, по способу трансляции.
1. По способу трансляции:
I.эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
II.спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»);
III.кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).
2. По типу деятельности:
I.вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
II.программопроизводящие (продюсерские фирмы);
III.дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).
3. По охвату аудитории:
I.общероссийское (РТР) — аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту);
II.межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ);
III.региональные («Юг России»);
IV.местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
4. По специализации программ:
I.общие (ВИД и т.п.);
II.специализированные (Воен ТВ). 7. По форме собственности:
III.государственные;
IV.негосударственные
Что касается дифференциации, профилирования отечественных телеканалов в процессе развития многопрограммности, то она будет протекать
по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.;
по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.;
по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная — межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;
по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);
по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации).
Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:
· антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание;
· спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);
· кабельное (абонентское) телевидение;
· кассетное (видеотечное) телевидение — видеодиски (лазеровидение);
· титровое телевидение — видеотекс, телетекст.
Дифференциация по характеру аудитории, функциональным характеристикам, тематической специализации. (радио?)
Функциональные характеристики:
— развлекательная
— информационная
— аналитическая
— рекламная
· частные радиостанции;
· общественные вещательные радиостанции и корпорации;
· государственное вещание;
· международное вещание.
Коммерческие радистанции:
· франчайзинговые – ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства.
· местные коммерческие FM-станции.