Печатные СМИ в структуре современного рынка информации

Выделяют пять основных качественных факторов отличающих печатные СМИ на информационном рынке[33].

Фактор содержания определяет соответствие публикуемых информационных материалов информационным потребностям читателя, а также его текущим тематическим интересам. Информационные потребности обусловлены в первую очередь характером и содержанием деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. От таких социально-психологических факторов, как популярность, актуальность, престижность определенных тем, лиц, событий, зависят тематические интересы.[34]

В январе 2001 года РОМИР провел телефонный опрос 1500 жителей 10 российских городов, посвященный отношению россиян к различным аспектам взаимодействия с печатными СМИ. Как показали результаты опроса, 36% респондентов читают в газетах и журналах все материалы. Остальные предпочитают выбирать только то, что их интересует. Наиболее популярными рубриками в печатных СМИ для россиян являются, прежде всего, криминальная хроника и происшествия (71% опрошенных), события внутри страны (67%), программа телепередач (65%).[35]

Общенациональные издания учитывают интересы местных читателей, используя зонирование, т.е. выпуск региональных вкладок.

Важным представляется опыт бразильской газеты «O Globo», чьи инновации в сфере формирования содержания издания признаны во всем мире[36]. Сотрудники провели сегментацию своей читательской аудитории по возрасту, полу, уровню дохода, образованию и месту проживания. На основе этих критериев читателей пригласили принять участие в ежедневных опросах, в ходе которых они делились своим мнением о материалах газеты. В настоящее время проводится работа с 5000 человек. Помимо этого в редакции был создан отдел обратной связи с читателями, сотрудники которого работают с входящими телефонными звонками читателей. Полученные данные обрабатываются и являются источником ценной маркетинговой информации, которая используется для корректировки содержания газеты в соответствии с читательскими потребностями и интересами. Эти меры привели к следующему результату — тираж «O Globo» вырос на 38 000 экземпляров для будничных выпусков и на 40 000 экземпляров для воскресных.

Таким образом, читательская аудитория не является пассивным объектом воздействия СМИ. Наоборот, учет ее информационных потребностей и тематических интересов является значимым фактором маркетинговой политики изданий.

Фактор достоверности информации определяет соответствие публикуемой информации действительности. Наряду с объективностью подачи информации и имиджем издания он оказывает влияние на доверие читателей к конкретному печатному СМИ. Фактор особенно важен для специализированных (отраслевых) изданий. Менее всего этот фактор важен для развлекательной прессы.

Фактор оперативность может быть количественно определен как временной отрезок (выраженный в единицах измерения времени) между моментом события и моментом получения информации. Оперативность издания на информационном рынке зависит от:

· оперативности получения информации;

· времени обработки информации;

· времени, затрачиваемого на осуществление технологического процесса печати издания;

· времени распространения издания.

Этот фактор особенно важен для ежедневных изданий. Ряд российских общенациональных изданий для сокращения времени, затрачиваемого на осуществление технологического процесса печати газеты и времени распространения издания, используют систему децентрализованных пунктов печати (иногда используется термин «печать в пунктах распространения»). Оригинал-макет доставляется в местные типографии, и процесс печати осуществляется параллельно в разных регионах России (с учетом местных часовых поясов). Одновременно значительно сокращается время, затрачиваемое на распространение изданий.

Фактор направленность и стилистика.Влияние этого фактора сказывается на формировании приверженности конкретному изданию. Это объясняется тем, что читатель предпочитает то издание, которое, во-первых, описывает происходящие события с тех же позиций, что и индивид, и, во-вторых, с использованием той же лексики и грамматических форм, которые он использует и которые лежат в его области понимания[37].

Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив – совокупность людей, объединенных общими целью и задачами. В обществе существует множество различных коллективов – трудовые, спортивные, учебные, военные и др. У каждого из них – своя цель и свои задачи, которые определяют их характер, особенности, отличающие их от других коллективов. Все это полностью относится и к редакции. [38]

Редакция – это, прежде всего трудовой коллектив,ее работники трудятся, выполняя задания руководства. Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов. Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и выпуска печатного периодического издания – газеты – и удовлетворения с его помощью информационных потребностей читателей. Во-вторых, характером членов редакционного коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего – журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты. Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка, жизненный опыт.

Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и творческий,в основном – литературный коллектив. Большая часть его работников – журналисты – занимаются творческой деятельностью – литературным трудом, создавая свои журналистские произведения.

[1] Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение./ Ю.П. Лисицын,- М. 2002.- С. 314.

[2] А.Л. Пиддэ. Организация отрасли здравоохранения или организация медицинской деятельности.// Здравоохранение.-2006.-№11.-С.27.

[3] В.И. Стародубов. О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения./ Здравоохранение.- 2005.-№12.-С. 15.

[4] В.И. Стародубов. О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения./ Здравоохранение.- 2005.-№12.-С. 15.

[5] http:// www.rost.ru /main/what/01print 01.shtml

[6] http:// www.rost.ru /main/what/01print 01.shtml

[7] Чиненова, Н. Приоритет – здоровье нации./ Деловой Кузбасс.-2006.- №48.-С.44.

[8] Чиненова, Н. Здоровье Кузбасса./ Деловой Кузбасс.-2006.-№12.- С.40.

[9] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

[10] Кочкина Н., Лыскова Г., и др. Кадровый потенциал российской науки: потери и пути преодоления спада.//Человек и труд. – 2003. - №5 – с. 20.

[11] Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы.//Экономист. – 2000. - №8 – с. 30.

[12] Синельникова Е., Сухова Е. Эссе на тему: Базисные инновации.//www.spa.msu.ru

[13] Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы.//Экономист. – 2000. - №2 – с. 30-31.

[14] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

[15] Лесков С. Государственные научные центры могут быть лишены статуса научного учреждения.//www.inauka.ru

[16] Дежина И. Реформа бюджетных учреждений науки (опыт, возможности, риски).//Вопросы экономики. – 2004. - №9 – с. 144-145.

[17] Перспективы развития инновационной деятельности в России (материалы «круглого стола»).//ЭКО. – 2004. - №9 – с. 56.

[18] Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы.//Экономист. – 2000. - №2 – с. 31-33.

[19] Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С.15

1 Линн Ванн Дер Ванн. Гостиничный бизнес. -2001г. –с. 14.

[20] Багиев. Г.Л., Маркетинг-статистика /Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова – СПб, Питер., 2006 - С. 137

[21] «Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России»: Исследование Центра «Право и средства массовой информации». — :// www.medialaw.ru/publications.

[22] Якушенко, К. Информационный рынок: перспективы его развития в мире и в Республике Беларусь/К Якушенко //Журнал международного права и международных отношений 2007 — № 3

[23] Стрелкова, И. А. Становление и развитие российского рынка информационных продуктов и услуг (теория, методология, практика): автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Всеросс. гос. налог. акад. М., 2006.

[24] Рыженкова, И. К. Рынок информации: особенности и проблемы развития // Вестник Москов. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. № 1. С. 50—62.

[25] Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ. 23-е изд., перераб. и доп. М., 2004

[26] Делягин, М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.

[27] Костюк, А. Цифре место // Коммерсантъ. 2006. 1 дек.

[28] Дедюхина, А. Конец карьеры мистера «М»: кризис медиабизнеса полностью изменит расклад сил на рынке // Новый маркетинг. 2002. № 10 (16) – С.2

[29] Бородина И. Как продаются СМИ: особенности маркетинга в информационном бизнесе // http://www.7st.ru

[30] Крылов И. Введение в медиапланирование/И. Крылов // Рекламные технологии. — 2004. — №2. — С. 2—4

[31] Евстафьев, В.А., Введение в медиапланирование./ В.А. Евстафьев, В.Н. Яссонов — М.: НАТ, 1998. — 70 с.

[32] Матыжев, Г.О. Печатные СМИ на рекламном рынке: факторы конкурентоспособности товара /Г.О. Матыжев// Маркетинг в России и за рубежом – 2003. - №4. – С. 47-51.

[33] Матыжев Г.О. Особенности печатных средств массовой информации как товара /Г.О. Матыжев// Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — №4. — С. 8-10.

[34] Эффективность средств массовой информации / Под ред. Г.П.Давидюка, Г.С.Коробейникова. — Минск: Наука и техника, 206. — 157 с.

[35] Российское общество маркетинговых исследований //www.romir.ru

[36] Гинер, Х.А. Ежедневные читательские опросы /Х.А. Гинер. — М.: Сервис-Медиа, 2001. — С. 38-43.

[37] Веселинг, Б. Toronto Star в третьем измерении /Б. Веселинг// Газетные технологии. — Июль. — 2001. — С. 37.

[38] Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов /С.М. Гуревич М.: Аспект Пресс, 2004.

Наши рекомендации