Концепция всеобщего управления качеством
Применение методов управления качеством в сфере услуг коснулось в последнее время различных сервисных организаций - финансовых, транспортных и др. Перераспределение рынков и обострение конкуренции побудило их к поиску новых концепций управления, среди которых особое развитие получает сегодня концепция всеобщего управления качеством (TQM).
Поскольку не существует универсального определения понятия и концепции качества, можно, например, принять, что качество обслуживания- это удовлетворение потребностей клиентов, отсутствие ошибок (недостатков), эффективное предоставление услуг и постоянное стремление стать лучше.
Недостаток услуги - несоответствие услуги стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги.
Разницу между сертификацией систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 и внедрением систем качества, например, TQM, можно пояснить следующим образом. Всеобщее управление качеством - это, прежде всего, внутренняя задача предприятия, которую оно должно решать для «собственного оздоровления». А сертификация систем качества нужна для того, чтобы уверить своих потребителей и акционеров в том, что на предприятии «все о,кей!».
Качество, однако, не означает преувеличенного желания совершенства, оно, в соответствии с принципами TQM, опирается на ясно выраженную поддержку руководства, сознательное отношение каждого работника предприятия, стиль работы предприятия, его культуру, а также на его услуги и продукцию.
Всеобщее управление качеством основано на следующих основных принципах:
ориентация на удовлетворение потребностей клиентов;
ориентация на процесс (каждый из нас является, с одной стороны, производителем услуги, с другой - ее потребителем);
ориентация на предотвращение ошибок, насколько это возможно;
ориентация на совершенствование.
Кроме того, TQM - это:
всеобщее участие сотрудников в управлении качеством;
четкое распределение обязанностей среди высшего руководства предприятия.
Этот подход иллюстрирует действия предприятия в рамках всеобщего управления качеством. Один из главных принципов этой системы - ориентация на потребителя - является центральным элементом маркетинговой стратегии предприятия.
Если в качестве помощи привлекается консультант, вместе с ним может быть образована проектная команда (рис. 4.3), состав которой должен обеспечить охват всех функций и процессов предприятия.
Проектная команда в общем случае состоит из руководителя проекта и штаба. В штаб входит представитель от руководства предприятия, который через регулярные промежутки времени, по крайней мере, один раз в месяц информирует руководство о прогрессе в инвестициях. При необходимости он вмешивается в процесс для корректировки или помощи.
Руководитель проекта не должен быть полностью освобожден от своих прежних обязанностей для выполнения этой задачи и в то же время не должен быть руководителем службы качества предприятия.
Проект-план внедрения системы менеджмента качества
Как и при любой другой инвестиции, при внедрении системы менеджмента качества (МК) должен быть согласован и утвержден руководством предприятия календарный график, в котором перечислены все важные этапы работ (табл. 4.2).
Табл. 4.2
Составлено: Утверждено: | |||||
Действие 2000/2001 | |||||
Вступительная беседа для участвующих в проекте МК | |||||
Составление организационных планов проекта | |||||
Составление планов проведения проекта |
Продолжение таблицы 4.2
Установление области применения системы МК | |||||
Определение политики качества | |||||
Распределение задач между рабочими группами | |||||
Анализ фактического состояния всех применяемых в настоящее время нормативно-технических документов, инструкций, программ ЭОД | |||||
Согласование и описание критериев по выполнению процессов, т.е. того, что будет измеряться | |||||
Перенесение описаний процесса в руководство по качеству | |||||
Завершение и рассылка руководства по качеству | |||||
Обучение руководству по качеству участвующих сотрудников | |||||
Завершение всей документации | |||||
Обучение оценке выполнения процедур по установленным критериям | |||||
Внедрение системы МК | |||||
Внутренние аудиты | |||||
Корректировка системы МК | |||||
Система готова к сертификации | |||||
Подать заявку на сертификацию | |||||
Сертификационный аудит |
Документация и доказательства по качеству на примерах представлена на рис. 4.4