По изучению дисциплины
Изучение учебной дисциплины «Имиджелогия» имеет свои особенности. Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся, как формировать позитивный имидж своей компании. Результатом изучения данной дисциплины является формирование у студентов культуры осуществления коммуникаций в социальной среде. В этой связи в структуре изучения дисциплины важна роль отводится практическим занятиям, которые проводятся в виде докладов, а также дискуссий по обсуждаемым вопросам.
Родина имиджелогии как учебной дисциплины – Россия. Создание новой отрасли теоретико-прикладного назначения в нашей стране не случайно. Этическая составляющая душевного склада личности – одна из фундаментальных характеристик российского менталитета. Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях национальной культуры. У её истоков стояли такие творческие гиганты, как театральные режиссёры М.С. Щепкин, К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, А.Д. Попов, М.И. Кнебель. Ф.И. Шаляпину принадлежат слова: «Удивительно, сколько в талантливых людях бывает неисчерпаемой внутренней жизни и как часто их внешний облик противоречит их действительной натуре», выражающие суть имиджелогии.
Имиджелогия как теоретическое отражение специфики российского менталитета, в котором огромная роль принадлежит душевному складу людей, занимается изучением технологии воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный – утверждал он, сожалея, что не владеет им в должной мере. Б. Паскаль прав, привлекая внимание к логической последовательности употребления методов воздействия на людей: сначала надо суметь им понравиться, а затем пытаться их в чём-то убеждать. Без привлекательного имиджа, т.е. умения расположить к себе человека, этой проблемы не решить. В этом заключается прагматическое назначение имиджелогии.
Литература по данной проблеме достаточно обширна, но рекомендуется изучить приводимые в списке основной литературы издания: Шепель В.М. Имиджелогия. М., 2004, Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб., 2003; Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., 2005; Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2001.; Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. СПб., 2000; Гуменная И.Г., Стровский Л.Е. Имидж фирмы: учеб. пособие. Екатеринбург, 2004; Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж: Кн. для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М., 2006.
Дисциплина «Имиджелогия» предназначена для того, чтобы дать основу теоретической подготовки специалистов в области формирования позитивного имиджа. В лекциях передается содержание тем дисциплины, основные положения излагаются в тезисной форме. Используется диалоговый режим со студентами для краткого обсуждения смыслового значения новых понятий.
На семинарских занятиях у студентов формируется творческий подход к использованию пройденных на лекциях материалов, рассматриваются ключевые вопросы курса, обсуждаются доклады студентов на заинтересовавшие их темы.
С целью интенсификации всех видов учебных занятий рекомендуется применять технические средства обучения, электронно-вычислительную технику, повышать степень самостоятельности студентов в освоении программного материала. Самостоятельная работа имеет большой удельный вес в изучении дисциплины и является обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов.
Самостоятельная работа – это организованный вид учебной деятельности, который предполагает: изучение истории развития данной дисциплины, исследований современных российских и зарубежных ученых в области формирования имиджа; знакомство с учебной и дополнительной литературой, просмотр периодических журналов; обработку своих конспектов лекций; подготовку научных докладов на предложенную тему или инициированную самим студентом с согласия преподавателя.
Для получения необходимой информации о выполнении студентами графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленных задач и целей обучения, стимулирования самостоятельной работы проводится текущий и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки.
При возникновении вопросов, касающихся данного курса проводятся консультации с преподавателем.
3. пЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ
План
проведения семинарского занятия по теме:
«Имиджелогия как наука и учебная дисциплина.
Профессия «имиджмейкер»»
Время: 6 часов
Учебные вопросы:
1. Проблемы и задачи имиджелогии.
2. История становления и развития имиджелогии на Западе и в России.
3. Российские и зарубежные специалисты в области формирования имиджа
Литература
1. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., 2005.
2. Шепель В.М. Имиджелогия. М., 2004.