Две стадии процесса принятия решений

Уровень минимальной эффективности. На первой стадии человек, принимающий решения, анализирует все аспекты имеющихся вариантов решений на основе правила минимальной эффективности, которое позволяет определить для каждого аспекта минимальный уровень приемлемой эффективности. Правило экономической эффективности можно сформулировать так: для дальнейшего рассмотрения отбираются те варианты решений, которые обеспечивают не менее Х процентов рентабельности инвестированного капитала.

Правило этической эффективности звучит так: любой вариант, создающий конфликт интересов, должен быть исключён из числа рассматриваемых решений.

Уровень минимальной эффективности может быть ниже желательного. Если бы этический аспект какого-либо варианта, соответствующий уровню минимальной эффективности, рассматривали изолированно, то его отвергли бы. Однако такой уровень становится приемлемым, когда его минимальную эффективность можно компенсировать за счёт очень высокой эффективности других аспектов (скажем, экономических или технологических). Таким образом, есть три степени эффективности: неприемлемая, минимальная и приемлемая. Неприемлемая степень эффективности отделена от минимальной уровнем минимальной эффективности, а минимальная степень отделена от приемлемой уровнем желательной эффективности.

Таблица 4

Пример определения степени эффективности аспектов решения

Экономический аспект Этический аспект  
Прибыль на инвестированный капитал, в % Примеры  
Создает хорошие рабочие места     Приемлемая степень
Создает социальные ценности
Обеспечивает честное представление
Уровень желательной эффективности  
Минимальное введение в заблуждение   Минимальная степень
Умеренное взяточничество
Умеренное введение в заблуждение
Уровень минимальной эффективности  
Крупное взяточничество   Неприемлемая степень
Наглая ложь
Несправедливая дискриминация

Тест на совокупное благо

Позволяет сделать общую оценку каждого из вариантов.

Первый шаг. Наделение каждого из пяти аспектов решения значением относительной важности (w).

Второй шаг. Находят совокупное благо, которое принесёт каждый из вариантов. По всем аспектам решения определяют величину ожидаемого блага (b).

Третий шаг. Относительное значение (v) для каждого аспекта решений рассчитывают, умножая относительную важность на величину ожидаемого блага b (v=w*b). Далее относительные значения v, полученные для всех аспектов складывают и для каждого варианта решения находят величину совокупного блага Т.

Т j=∑ wij bij ,

где Т - совокупное благо варианта решения;

w - коэффициент важности, присвоенный тому или иному аспекту решения;

b - величина блага, присвоенная тому или иному аспекту некоторого варианта решения;

i - индекс конкретного аспекта решения;

j - индекс конкретного варианта решения.

Можно предположить, что после получения величины совокупного блага для каждого из рассматриваемых вариантов человек, принимающий решения, сделает выбор в пользу варианта, имеющего наивысшее значение Т.

ТЕМА 23

Формы этичного делового общения

Деловое общение реализуется в следующих основных формах: деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.

Деловая беседа – передача или обмен информацией и мнениями по определённым вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно.

Деловая беседа выполняет ряд функций:

1. Взаимное общение работников из одной деловой сферы.

2. Совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих замыслов, идей.

3. Контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий.

4. Стимулирование деловой активности.

Деловая беседа может предварять деловые переговоры или быть элементом переговорного процесса.

Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.

Спор – столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссии.

Деловое совещание – способ открытого обсуждения проблем группой специалистов.

Публичное выступление – передача одним выступающим информации различного уровня аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста.

ТЕМА 24

Виды деловой беседы. ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ

Наши рекомендации