Моделирование процесса принятия управленческих решений решений в организации

В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений.

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесёт максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углублённый анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом. [4]

Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своём желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощённым образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса в известных для менеджера или организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладётся в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетворённости, а не максимизации. Удовлетворённость при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимума усилий со стороны членов организации. Примером может служить факт того, что очень часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль, без попытки найти лучший вариант их всех имеющихся.

Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются ещё на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему .

Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:

- признание проблемы;

- формулирование проблемы;

- определение критериев успешного решения проблемы.

Теория решений направлена на создание логичной и всеохватывающей концептуальной схемы, опирающейся на разные науки и факты действительности и на разрешение технических задач. Вместе с тем признается, что при принятии сложных решений имеется множество факторов и взаимосвязей, которые трудно вырыть в количественной форме, поэтому создание точных моделей требуемых решений оказывается в ряде случаев неразрешимой задачей.
“Выручают” опять - таки опыт, интуиция менеджера.
Концепция решений, предложенная Г. Саймоном, оказалась весьма жизнеспособной. Определяются новые сферы ее применения. Первоначально складываясь применительно к потребностям военной организации, затем она охватывает сферу деловых отношений и государственного управления.

Можно выделить такие этапы процесса принятия и реализации решения
I. Возникновение проблемы.
II. Осмысливание проблемы.
III. Поиск решения.
IV. Принятие решения.
V. Реализация решения.
VI. Оценка результата.

Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы. Т.о. модель – это объект, который в процессе исследования (принятия решения) замещает объект оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте оригинале.
Типы моделей:
- физическая,
- аналоговая (организационная схема, график),
- математическая (использование символов для описания действия или объектов).
Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:
- постановка задачи;
- построение модели;
- проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления;
- применение модели;
- обновление модели в процессе исследования или реализации.
Модель есть представление реальности конкретной системы путем дублирования ее важных свойств, представлений и характеристик.
Преимущества использования моделей.
1. Модели менее дороги и требуют меньше времени, чем экспериментирование с реальными системами.
2. Они позволяют менеджерам задавать, например, вопрос «Что будет, если…» («Что будет, если мои затраты на запасы увеличатся на 3% в следующем году,— как изменится моя прибыль?»).
3. Они способствуют содержательному систематическому подходу к анализу проблем.
4. Они требуют от менеджеров уточнять ограничения и цели по отношению к проблеме.
5. Они могут помочь сократить время, необходимое для принятия решений.
Основные ограничения при использовании моделей.
1. Модели могут быть дорогими и требующими длительного времени на разработку и тестирование.
2. Они часто не используются и неправильно понимаются по причине их математической сложности.
3. Они уменьшают роль и значение не поддающейся вычислению информации.
4. Они часто имеют такие предпосылки, которые слишком упрощают переменные реального мира.
Категории моделей.
1. Алгебраические модели. Алгебра—это основной математический инструмент, который может быть использован для решения общих операционных проблем, таких, как анализ критической точки и анализ затраты-прибыль.
2. Статистические модели. Поскольку многие решения включают неопределенность, очень важно использовать вероятностное распределение и статистическую теорию. Представлены следующие виды статистических моделей.
а) Прогнозирование — процесс создания проекций на будущее например таких переменных, как продажи, затраты.
б) Теория принятия решений — используется в деревьях решений и таблицах решений, чтобы помочь представить и решить проблемы при условии риска.
3. Модели линейного программирования. Является подходящим методом для моделирования распределения ресурсов по соответствующим переменным, которое оптимизирует некоторый результат функционирования системы
4. Модели теории очередей. Анализ очередей помогает оценить системы сервиса путем определения таких факторов, как длина очереди, время ожидания и коэффициент использования.
5. Имитационные модели. Компьютерная имитация процесса функционирования системы, позволяет моделировать сценарии развития на будущее.
6. Модель запасов. Модели учета запасов используются, чтобы помочь управлять активами фирмы путем выдачи рекомендаций по наилучшему количеству и времени заказа.
7. Сетевые модели. Это методы планирования работ проектного характера, например, при составлении календарного плана выполнения операций. Позволяют осуществить анализ проекта, который включает в себя большое число взаимосвязанных операций, определить продолжительность выполнения работ, их стоимость и т.д.



Наши рекомендации