Глава 7. Основные парадигмы и теории социальной коммуникации
7.1. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации
7.2. Эволюция и логика сменяемости парадигм в исследовании социальной коммуникации
7.3. Системные, кибернетические и информационно-процессные теории коммуникации
7.4. Понятие информации и социальной информации. Виды социальной информации. Свойства массовой информации
7.5. Семиотические, лингвистические, когнитивные, интерпретативные теории коммуникации
7.6. Теории интеракционизма и символического интеракционизма. Драматургический подход, или теория «управления впечатлениями»
7.7. Критические теории коммуникации
7.8. Бихевиоризм и необихевиоризм о сущности коммуникации
7.9. Философские концепции коммуникации: экзистенциализм и персонализ
7.10. Интерпретации теории информационного общества
7.11. Макросоциологические теории социальной коммуникации Т. Парсонса, Н. Лумана
7.12. Коммуникативное действие и коммуникационный дискурс Ю. Хабермаса
7.13. Структурализм и постструктурализм о коммуникации
7.14. Постмодернистские представления о коммуникации
7.15. Краткая характеристика основных теорий массовой коммуникации
Контрольные вопросы
Контрольные вопросы ко всему курсу
Итоговый тест
Рекомендуемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние гуманитарных и социальных наук невозможно представить без влияния на их развитие фундаментальной, обобщающей науки о коммуникациях – теории коммуникации (в англоязычной традиции – коммуникативистики, в русскоязычной – коммуникологии).
Появление и сравнительно быстрое развитие в европейских странах и США процесса институционализации целого ряда коммуникативных наук (теории коммуникации, социологии массовой коммуникации, социологии массмедиа, основ межкультурной коммуникации, имиджелогии, паблик рилейшнз и рекламоведения, коммуникационного менеджмента и др.) были вызваны объективными факторами и закономерностями, происходящими не только в средствах связи и информационно-коммуникационных технологиях (ИКГ), но и в практике массмедиа, паблик рилейшнз и рекламы, а также в социогуманитарных и технических науках. Сегодня во многих зарубежных университетах существуют отделения и факультеты коммуникации. В условиях реформирования и интеллектуализации системы высшего образования в России и в целях повышения коммуникативной компетентности студентов учебная дисциплина «Основы теории коммуникации» была введена с 1999–2000 гг. в качестве обязательной для целого ряда коммуникативных специальностей.
Коммуникационная история человечества – это не только развитие средств коммуникации, т.е. каналов передачи информации, материальных носителей сообщений, которые закодированы в символически-знаковой форме. Это также развитие исторических форм общения и культуры – от обрядов инициации и ритуальных танцев перед охотой у первобытных людей до неповторимого личностного признания в любви, правил переговоров партнеров по бизнесу, самопрезентации во время приема на работу и организации пресс-конференции журналистов с лидером государства, формирующих человека как «существо коммуникационное». Зарождение информационно-коммуникационного общества, в котором технические системы телекоммуникаций, радиовещания и интернет-коммуникаций интегрировались с экономикой, управлением, массовой культурой, политикой и социальной работой, было обусловлено стремительным развитием средств массовой коммуникации. В обществе массовой культуры, которая приводит все ценности к «общему знаменателю», превращая их в рубрикаторы рынка, и имеет как достоинства (жизненный комфорт, стимулирование массового производства, здорового образа жизни), так и недостатки (потребительская психология, инфантилизм, манипулирование сознанием), на первый план выходит выбор проекта, автором которого является сам человек. Речь идет о такой технологии разработки и реализации проекта, которая включает выбор жизненной стратегии, формирование, позиционирование и продвижение определенного имиджа и репутации, а именно: формирование собственной востребованности, спроса на себя не только на рынке труда, но и в социальных отношениях, личной жизни, быту. Сегодня квалифицированный профессионал в любой области, предполагающей коммуникации (в менеджменте, юриспруденции, банковской сфере и здравоохранении, образовании и культуре), должен обладать не только навыками эффективного межличностного повседневного общения, но и знаниями о коммуникационных и информационных процессах в социуме. Для этого будущим специалистам новых профессий (менеджер по рекламе и связям с общественностью, пресс-секретарь, референт-переводчик, менеджер по персоналу, спичрайтер и др.) необходимо знать модели и теории, объясняющие различные коммуникации (межличностные, массовые и корпоративные), а также уметь практически использовать полученные из курса «Основы теории коммуникации» знания для понимания новых технологий массмедиа, организации корпоративных мероприятий, для эффективного делового и неформального общения.
Коммуникология как наука о коммуникациях, с одной стороны, возникла с появлением новых информационно-технических средств связи и эволюционирует в связи с воздействием каналов коммуникации на экономику, культуру, политику, образование, информационные потребности массовой аудитории, образ и стиль жизни людей. С другой стороны, теории социальной коммуникации, объясняющие ее сущность, механизмы и технологии влияния на сознание современного человека, формировались в контексте общетеоретических подходов в рамках таких наук, как философия, психология, социология, культурология, лингвистика, социальная и культурная антропология и др. Неслучайно редактор Международной энциклопедии по коммуникации Э. Барнув отмечает: «...становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные дисциплины, как антропология, искусствознание, педагогика, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология стремятся к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины, которая именуется теорией коммуникации». Но по мнению одного из первых российских исследователей социальной коммуникации, профессора А.В. Соколова, теория коммуникации обретает статус метатеории социальной коммуникации, или обобщающей теории по отношению к более частным, практическим коммуникационным дисциплинам – имиджелогии, PR и рекламе, коммуникационному менеджменту и др. (Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2002. С. 18, 19).
Данное учебное пособие рассматривает следующие актуальные для коммуникологии проблемы:
– коммуникация как научная проблема, понятие социальной коммуникации, объект и особенности предмета междисциплинарного курса «Основы теории коммуникации» (гуманитарно-социальной коммуникологии);
– типология социальной коммуникации (Human communication) по уровням, формам и видам: внутриличностная, межличностная, публичная и массовая; вербальная и невербальная, организационные, событийные, PR и рекламные коммуникации, интегрированные маркетинговые коммуникации, коммуникации в науке, медийные коммуникации, межкультурная и этнокультурная коммуникации и т.д.;
– общение как процесс коммуникации, интеракции и перцепции; особенности диалогической, экзистенциальной, персоналистической, убеждающей, императивной и манипулятивной межличностных коммуникаций; драматизм внутриличностной коммуникации;
– условия успешного коммуникативного поведения и эффективного общения; способы преодоления коммуникативных барьеров; «открытые» и закрытые» сигналы основных видов невербальной и речевой коммуникаций;
– структура, условия и индикаторы (показатели) эффективных организационных, корпоративных, деловых коммуникаций, PR-коммуникаций;
– актуальные проблемы межкультурной (МКК), этнокультурной коммуникации и проблемы этнической идентичности; основные модели МКК и стратегии аккультурации как освоения иной культуры; некоторые особенности коммуникативного поведения русских;
– особенности и виды массовой коммуникации – журналистики, паблик рилейшнз и рекламы, политических коммуникаций, отличия средств массовой коммуникации (СМК) от средств массовой информации (СМИ);
– роль массовой информации, СМК и СМИ в коммуникационных процессах, их воздействие на общественное сознание, важнейшие социальные функции массовой коммуникации;
– главные исторические вехи и закономерности эволюции социальной коммуникации – от первобытности до информационно-коммуникативного общества, значение «коммуникационных революций» для развития цивилизации и культуры;
– характеристика линейных, нелинейных, диффузных, лингвистических, психологических, рекламных, имиджевых (политического лидера, внешнего и внутреннего имиджа государства) и других моделей коммуникационного процесса и их практическое значение для объяснения персональных, деловых и массовых коммуникаций, включая журналистику, PR и политические коммуникации;
– концептуальные подходы к анализу коммуникаций: системно-кибернетический, информационный, семиотический, когнитивный и интерпретационный, дискурсивный, интеракционистский, «критический» и др.;
– содержание основных философских, социологических, психологических, семиотических теорий социальной коммуникации: экзистенциализма и персонализма, Франкфуртской школы, вариантов постмодернизма, версий технологического детерминизма, структурного функционализма Т. Парсонса, «аутопойезиса» Н. Лумана, коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теорий и типологии знаков, «семантического дифференциала», символического интеракционизма и «управления впечатлениями», когнитивного диссонанса, бихевиоризма и др.
Раскрытие содержания поставленных проблем позволит не только интегрировать междисциплинарные знания о коммуникациях, но и использовать их в повседневной практике и коммуникативном поведении; формировать повседневную коммуникативную культуру личности, которая включает творческое мышление, культуру речевого действия, культуру жестов, культуру восприятия (перцепции) себя в общении и партнера по общению, культуру выражения эмоций. Основу формирования коммуникативной культуры и коммуникативного поведения личности составляет опыт человеческого общения (Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. 3-е изд. М., 2007. С. 25).
На наш взгляд, имеющиеся учебные пособия «Основы теории коммуникации» в недостаточной степени отражают как содержание некоторых тем, проблем и вопросов, обязательных для экзамена (зачета) по данной учебной дисциплине, так и междисциплинарность данной учебной дисциплины.
Данное учебное пособие предназначено прежде всего для студентов – бакалавров и магистров, для аспирантов, обучающихся коммуникативным специальностям (связи с общественностью и реклама, журналистика, межкультурная коммуникация и социолингвистика, социология массовой коммуникации, психология массовой коммуникации, коммуникационный менеджмент). В нем также раскрыты проблемы, содержание которых окажет профессиональную поддержку не только изучающим коммуникативные специальности, но и социологам, психологам, культурологам, менеджерам, историкам, педагогам, политологам, а также всем, кто интересуется технологиями массовых, деловых и персональных коммуникаций.
Следует подчеркнуть, что данное учебное пособие основано на разработанной в рамках ФГОС ВПО (федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) образовательной программе по дисциплине «Основы теории коммуникации» (Модуль «Коммуникология»), рассчитанной на специальности «Связи с общественностью» и «Реклама». Данное учебное пособие является одновременно авторским, инновационным, поскольку оно учитывает практический опыт автора, читающего данную учебную дисциплину с 2000 г. на факультете философии человека РГПУ им. А.И. Герцена и в других государственных вузах Санкт-Петербурга. Оно написано с учетом последних достижений специальной литературы по теории коммуникации и смежным коммуникативным наукам зарубежных и отечественных авторов.
Учебное пособие содержит учебно-методические материалы: к каждой главе имеются контрольные вопросы, сноски на литературу, самостоятельное изучение которой поможет более детально понять отдельные проблемы. В конце его приведены список обязательной (и дополнительной) литературы отечественных и зарубежных авторов, контрольные вопросы ко всему курсу и тест для самоконтроля по важнейшим вопросам учебной дисциплины.
ГЛАВА 1.
ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ УЧЕБНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИЙ»? ПОНЯТИЯ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»