Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАЦИИ.

1.Основные этапы развития теории коммуникации.

2.Современные концепции коммуникации.

3.Теоретические и практические модели коммуникации

1. Методология коммуникации представляет систему научных принципов, на основе которых строится исследование и определяются методы и приемы исследования.

Термин коммуникация появился в научной литературе в начале XX в. Американский социолог Ч. X. Кули выделил в 1909 г. коммуника­цию как средство актуализации человеческой мысли.

До XIX в. включительно осмысление проблем комму­никации осуществлялось преимущественно в рамках фило­софии. Теоретические представления о законах, на которые опираются коммуникативные процессы, сопровождающие общение людей, сложились лишь в XX в. До этого отдель­ные аспекты устно-речевого и письменного взаимодействия рассматривались в рамках практического осмысления. В ча­стности, в ораторском искусстве (риторике) люди совер­шенствовались в далекой древности. Основной целью тако­го искусства являлась способность воздействовать на эмоциональную сферу слушателей. Ведущим видом речевой деятельности в ораторском искусстве рассматривался мо­нолог — речь оратора, а формами применения искусства красноречия были, например, публичные речи в суде, про­поведи, парадные речи. В XX в. значительный вклад в раз­витие теории коммуникации внесли социология, психоло­гия, культурология, технические, филологические и другие науки.

2. Исследования коммуникации как социального явления представлены разными направлениями.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — одно из ведущих направлений в психологической науке конца XIX — начала XX в. В основе бихевиоризма лежит пони­мание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды по схеме [стимул — реакция (S — R)]. Разработка идей и методов этого направления принадлежит американ­ским ученым Э. Л. Торндайку (THORNDIKE, Edward Lee) и Дж. Б. Уотсону (WATSON, John В road us), ставившим в ос­нову коммуникации не язык, а сами речевые сигналы, ма­нипулирование, которыми позволяет влиять на человека. Значительное влияние на идеи бихевиоризма оказали труды русских ученых И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Символический интеракционизм (термин, предложен­ный американским социологом Г. Блумером) главное внимание уделяет символическому содер­жанию социальных взаимодействий. Основоположником этого направления (30-е гг. — начало 40-х гг. XX в.) счита­ется американский философ-прагматик и социальный пси­холог Дж. Г. Мид. Отрицая точку зрения бихевиористов на поведение людей как пассивную реакцию на стимул, это направление рассматривает реакции как осмысленные символические действия (например, про­тянутая рука символизирует приветствие). Язык рассматри­вается как основное символическое средство взаимодейст­вия. Исследования взаимодействия позволили выявить ди­намику социализации личности, установить связь социаль­ных символов с социальными ролями коммуникантов и со­циальными нормами коммуникации.

Преемницей символического интеракционизма в 60-70-е гг. XX в. является этнометодология — теоретиче­ский подход, основанный американским социологом Г. Гарфинкелем и получивший свое разви­тие в трудах И. Гоффмана. Этномето­дология понимает язык коммуникации широко, включая в него как вербальный язык, так и язык жестов, выразитель­ных движений, ритуал и молчание.

Теория межкультурного содержания коммуникации разработана американским антропологом Э. Холлом. Этот подход предполагает, что на эф­фективность коммуникативных действий влияет принад­лежность коммуникантов к определенной культурной сре­де. Значимым в этой теории является понятие «социальной дистанции» (близкой, персональной, социальной и публич­ной дистанции), которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц.

3. Возникновение и распространение технических средств коммуникации пробудили интерес к проблемам массовой коммуникации, изучение которой началось в 20-е гг. XX в. Начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер. Было разработано большое количество теорий, объясняющих роль и значение СМИ в современном обществе.

После Второй мировой войны оформились два основ­ных подхода к изучению коммуникации — рационалисти­ческий и иррационалистический.

Рационалистический подход основан на теории ин­формационного общества. Суть данной теории, разрабо­танной в 70-е гг. XX в. американским социологом Д. Беллом, состоит в том, что информация рас­сматривается в качестве единственного стимула и источни­ка социального развития, а СМИ, соответственно, как мощ­ный стимул для потребления информации, ее оценки. При этом изменения в обществе заложены не в содержании ин­формации, а в средствах и способах ее передачи и дальней­шего применения.

Иррационалистический подход представлен феноме­нологическим направлением (конец 40-х — начало 30-х гг. XX в.), основоположником которого считается американ­ский философ и социолог австрийского происхождения А. Шюц, создавший теорию «понимаю­щей социологии». Этот подход обращен к проблемам язы­ковой социализации и коммуникации, обусловленной не­языковыми факторами.

Коммуникация трактуется в рамках этого направления как результат взаимного понимания людей.

4. Значимый этап в развитии теорий массовой коммуникации связан с пониманием того, что влияние СМИ носит сложный характер при воздействии на аудиторию.

Так, в 1940 г. американскими учеными П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ была разработана теория двухступенчатой комму­никации, согласно которой на первой ступени коммуника­ции идеи распространяются от средств коммуникации к наиболее авторитетным членам группы — «лидерам мне­ний», а от них — к менее активной массе. «Лидеры мне­ний» становятся связующим звеном между СМИ и массой.

Теория «спирапи (заговора) молчания», разработанная немецкой исследователь­ницей Э. Ноэлль-Нойманн обращает внимание на «парадокс голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, полагая, что их голос ничего не решает.

Выявление зависимости массовой коммуникации от более широкого социального окружения было разработано в теории диффузии инноваций (diffusion of innovation theory). Разработкой этой теории в области связи занимался Э. Роджерс в 60-е г. Диффузия понимается как процесс распространения новшества через коммуникационные каналы в течение определенного времени, когда важно убедить прежде всего критические 5% аудитории. По степени вос­приимчивости информации ученый выделил пять групп:

- инноваторы (2,3% населения, которые быстро «схва­тывают» новые идеи;

- ранние принимающие (13.5% населения) формируют большинство лидеров мнений;

- раннее большинство (34% населения) принимает но­вые идеи чуть раньше среднестатистического гражданина;

- позднее большинство (34% населения) принимает новые идеи скептически, только после того, как их примет среднестатистический гражданин;

- поздние принимающие (16% населения) недоверчиво относятся к новым идеям.

Теория информационных барьеров (англ. gate keeping) разработана американским социологом и социальным пси­хологом К. Левином. Теория связана с про­цессом выбора новостей, когда прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них своеобразной цензуры (gate = «ворота»), которая управляется «информационными привратниками» (англ. gate keeping). Они служат интерпретаторами новостей для своей малой группы, оценивая входящий поток сообщений на основе собственных критериев степени важности.

В 60-е гг. XX в. была разработана культурологическая теория массовой коммуникации. В исследованиях канад­ского социолога Г. М. Мак-Люэна и французского социолога А. Моля подчеркивается значимость коммуникативных средств для понимания взаимодействия развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная) с человеком. При этом отмечается «мозаичность» культуры, создаваемая при помощи СМИ. Информирование создает иллюзию осведомленности о многом в мире, но не может заменить систематического образования.

В 60-е — начале 70-х гг. XX в. была создана теория консенсуального взаимодействия самоорганизующихся и самовозобновляющихся систем, которая оказала и продол­жает оказывать влияние на большинство наук конца XX — начала XXI в. Создателем этого направления является У. Матурана — чилийский нейробиолог. Биологическая теория языка и познания У. Матураны популярна в настоящее время. Языковую деятельность (англ. ianguaging) ученый сравнивает с танцем, которому свойственны не «иерархия» и «управление», а сотрудниче­ство, направленное на самосохранение. Однако, как заме­чает Н. К. Рябцева, человек не просто биологический меха­низм, он — существо глубоко социальное. Главным средст­вом социальной организации общества выступает язык, ко­торый превратил человека из биологического существа в социальную личность.

5. Начало становления теории коммуникации в России положено М. В. Ломоносовым в 1748 г.

Практика ораторского искусства совершенствовалась в тру­дах выдающихся судебных ораторов XIX — начала XX в. Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони и др. Несмотря на ценность ре­комендаций этих специалистов, следует признать, что их труды не были научными и не опирались на какую-либо теорию.

Становление теории коммуникации начинается в Рос­сии во второй половине XX в. В период 20-60-х гг. процес­сы коммуникации рассматривались узко, как предмет соци­ально-психологического исследования. Ведущим теорети­ческим методом в исследованиях общения является герме­невтический. Он опирается не на эксперимент, а на истол­кование. Общение истолковывалось как психологический феномен, включающий ряд независимых явлений. Так. в 1971 г. Б. Д. Парыгин объясняет общение как сложный, многосторонний процесс, содержащий одновременно как движение информации, так и взаимоотношение партнеров, их взаимовлияние друг на друга. Стороны общения рас­сматривались как сумма дискрет­ных психических явлений, не являющихся единым целым.

Психолог Б. Ф. Ломов указал на актуальность исследо­вания общения, выходящего за рамки социальной психоло­гии, и раскрыл важность углубленного изучения психоло­гии общения в актуальных сферах: педагогике, инженерной психологии, психологии управления, медицине и др. облас­тях. Сегодня деятельность общения входит как раздел в общую теорию психологии.

Б. Г. Ананьев возглавлял комплексные исследования уче­ных психолого-физиологического плана, связанные с освое­нием космоса в 50-70-е гг. Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев включили деятельность общения в ряд ведущих, основных видов психологической деятельности человека. Это было важным вкладом в становление теории коммуникации, ведь в то время даже в Большой советской энциклопедии (3-е изд., 1974) отсутствовала статья «Общение человека».

Значительный вклад в понимание межличностной ком­муникации как комплексного явления внесли Г. М. Андрее­ва и ее ученики, изучавшие общение в социальной сфере.

6. Модели коммуникативных процессов создаются для описания, преобразования и структурирования информа­ции, они строятся адекватно изучаемым коммуникативным процессам. Для лучшего понимания коммуникативного процесса ученые пользуются методом моделирования — воспроизведением характеристик одного объекта с помо­щью другого.

Модель коммуникации воспроизводит составные эле­менты и функциональные характеристики коммуникацион­ного процесса в виде схемы. Содержание модели зависит от концепции специалиста, который эту модель разработал, а также от потребностей той сферы науки, в которой она поя­вилась, и т. д. Хотя модель и воспроизводит некоторые характеристики моделируемого объекта, она не является от­ражением реальности, а тем более самой реальностью. Мо­дель нужна исследователю, чтобы лучше организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой реальностью. Модели коммуникации можно разделить на линейные, или механистические, и нелинейные.

• Линейная модель Г. Д. Лассуэлла, предложенная в 1948 г., использовалась для анали­за массовой коммуникации, прежде всего политической.

Табл. 2.1

Модель Г. Д. Лассуэлла

КТО Сообщает ЧТО По какому каналу? КОМУ С каким эффектом?
Коммуникатор Анализ управления Сообщение Анализ содержания Канал Анализ средств и каналов Получатель Анализ аудитории Эффект Анализ результатов

Согласно формуле Г. Д. Лассуэлла, отражающей струк­туру коммуникативного процесса, акт коммуникации рас­сматривается по мере ответа на вопрос: КТО — ЧТО сооб­щает — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ. В 1968 г. ученый расширил версию своей мо­дели, поставив вопросы, помогающие изучить коммуника­тивный процесс: кто, с каким намерением, в какой ситуа­ции, с какими ресурсами, используя какую стратегию.

Достоинством данной модели является то, что она пред­ставляет развернутый план коммуникативного действия.

Недостаток модели состоит в ее монологичности, по­скольку она не предполагает обратную связь. Модель опи­рается на бихевиористский подход к коммуникации как прямому воздействию сообщений коммуникатора на адре­сата, рассматриваемому лишь в качестве объекта, реаги­рующего на полученную информацию.

• Линейная модель (шумовая) Шеннона — Уивера раз­работана в 1949 г. в математической теории связи инже­нером К. Э. Шенноном для описания коммуникации средствами телефонной связи. У.Уивер распространил эту модель на все виды коммуникации, внеся в схему шум, понимаемый как любая помеха коммуникации.

ПЕРЕДАТЧИК СООБЩЕНИЯ   КАНАЛ СВЯЗИ   ПРИЕМНИК СООБЩЕНИЯ
   

Рис.3.1. Цепочка связи по К. Э. Шеннону

Данная модель является коммуни­кативной цепочкой, в которой представлены: источник со­общения; кодировщик, подготавливающий сообщение для передачи в удобной форме; тот или иной канал связи, пере­носящий сигналы в закодированном виде; декодер, «распа­ковывающий» сообщение; и наконец, получатель, извле­кающий из сообщения информацию. На успешность связи влияют помехи (шум), они снижают разборчивость речи либо качество изображения. Как шум могут рассматривать­ся также неинформативные составляющие сообщения, ме­шающие восприятию, перегружающие канал связи. С шу­мом можно научиться бороться.

Достоинством линейной модели является то, что с ее появлением возникло представление о скорости и количе­стве передаваемой информации. На основе этой модели разрабатывались теории коммуникации в технике и обще­стве (конец 60-х — начало 70-х гг.), согласно которым ком­муникация рассматривалась как деятельность, направлен­ная на подготовку, передачу и сохранение информации в рамках различных организационных структур.

Ограничения модели состоят в том, что она абстрагиру­ется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь в основном на ее количестве. В силу ее механистичности отражает преимущественно технические способы коммуникации. Человек включен в модель лишь как источник / приемник информации. Кроме того, комму­никативный процесс рассматривается как линейный (одно­направленный), где отсутствует обратная связь.

В лингвистике идеи Шеннона проявились в интерпре­тированной Р. О. Якобсоном функ­циональной модели речевой коммуникации (или речевого события), где представлен адресант, направляющий адре­сату сообщение, которое передается с помощью кода.

    Контекст    
           
Отправитель   Сообщение   Получатель
   
           
    Контакт    
           
    Код    
             

Рис. 2.1. Схематическая модель коммуникации по Р. Якобсону

В модели Р. Якобсона сообщение рассматривается как содержательная, многофункциональная компонента. В ней выделяется контекст как функция, обеспечивающая цело­стность содержания, задающая систему координат и позво­ляющая ориентироваться в нем. Контакт отражает регуля­тивный аспект коммуникации. Все шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функ­циями языка:

- экспрессивная функция выражает отношение говоря­щего к сообщению;

- код рассматривается как метаязыковая (надязыковая) функция, когда содержание значения слова можно раскрыть через его описание;

- когнитивная функция связана с контекстом;

- конативная функция оказывает непосредственное воз­действие на того, кто принимает сообщение;

- фатическая функция связана с поддержанием кон­такта;

- поэтическая (риторическая) функция ориентирована прежде всего на форму, чем на содержание.

Модель Р. Якобсона в различных ее вариантах приме­няется в лингвистике как для анализа функций языка в це­лом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. Эта модель телеологична (от греч. telos — цель), т. е. показывает предназначе­ние, функции языка. Современная социолингвистика, тео­рия коммуникации и социология коммуникации также за­имствовали эту модель для описания коммуникативных процессов.

В 1954 г. ученые из США В. Шрамм и Ч. Остуд предложили циркулярную (замкнутую), сбалансированную модель комму­никации, в которой отправитель и получатель информации выступают равноправными партнерами. Большое значение придается обратной связи (англ. feedback) между ними, урав­новешивающей прямую связь: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообще­ние — декодирование — интерпретация.

КОДИРОВАНИЕ КОММУНИКАТОР ДЕКОДИРОВАНИЕ   СООБЩЕНИЕ   ДЕКОДИРОВАНИЕ КОММУНИКАТОР КОДИРОВАНИЕ
   
     
     
  СООБЩЕНИЕ  
   

Рис 2.2. Модель В. Шрамма и Ч. Остуда

Достоинством данной модели является то, что она мо­жет саморегулироваться за счет обратной связи.

Рассмотренные выше модели являются линейными, они способствуют пониманию последовательности процесса коммуникации. Однако в реальности коммуникативный процесс может представлять собой сложное, многоуровне­вое явление, происходящее в определенной социальной си­туации.

Интеракционистская (социально-психологическая) мо­дель разработана Т. Ньюкомбом, который предложил учитывать как отношения, которые складываются между общающимися, так и те, которые об­ращены к объекту разговора (речи). Ученый исходил из то­го, что общей тенденцией в коммуникации является стрем­ление к симметрии. Если два контактирующих сориентиро­ваны друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своих взглядов на рассматриваемую ситуацию. При негативном отношении друг к другу не будет совпа­дать и отношение к рассматриваемой ситуации.

Данная модель является нелинейной, она задает динами­ку изменений, к которым будет стремиться коммуникация, чтобы создавались симметричные отношения, одинаковая оценка ситуации при сходной оценке друг друга.

Задание на дом:

ВЫЯВЛЯЕМ КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Обратите внимание на ключевые термины данной темы и найдите их определение в ГЛОССАРИИ. При ответе на теоретические вопросы, выполнении прак­тических заданий и самостоятельной работы стре­митесь использовать терминологию и правильно ее употреблять, иллюстрируя при необходимости при­мерами.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Какие существуют основные теоретические направ­ления изучения коммуникации? Дайте их характеристику.

Чем отличаются рационалистический и иррациоиалистический подходы к изучению коммуникации?

Какие существуют линейные и нелинейные модели коммуникации?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Определите основные этапы становления и развития теории коммуникации.

Опишите основные модели коммуникации. Что есть общего и специфического в моделях? В чем состоят их дос­тоинства и недостатки?

Систематизируйте материал темы в виде схемы по разделам с указанием имен специалистов, основные теории изучения коммуникации, подходы к изучению коммуника­ции, модели коммуникации.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Обязательная литература

Бориснёв С. В. Социология коммуникации. — М., 2003. —С. 19-31.

Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Ва-силика. — М., 2003. — С. 63-125.

Кашкии В. Б. Основы теории коммуникации. — М., 2007.—С. 37-40.

Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003. —С 8-36.

Дополнительная литература

1. Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М., 1997. —С. 13-17; 208-217.

Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инже­нерной психологии. — М., 1991. — С. 107-127.

Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение чело­века печатной культуры. — Киев. 2004. — С. 352-354; 366-377.

Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект. — М., 2005.—С. 17-18; 23-24.

Психолого-лиигвистические проблемы массовой коммуни­кации / отв. ред. А. А. Леонтьев. — М., 1976. — С. 5-27.

Наши рекомендации