Макросоциологические теории социальной коммуникации т. парсонса, н. лумана

Макросоциологические теории социальной коммуникации были разработаны Т. Парсонсом и Н. Луманом, Ю. Хабермасом и др.

Талкотт Парсонс (1902–1979), американский социолог, представитель структурного функционализма, считал коммуникацию частью социального процесса, пронизывающего все подсистемы социума: экономическую, правовую, политическую, ценностно-культурную. Развитие общества происходит путем эволюционных универсалий, среди которых важнейшими он считал системы коммуникаций и родства, формы религии и технологии. Они возникают в ходе развития и усложнения любых социальных систем, независимо от их культурной специфики. Коммуникационный процесс – это необходимая предпосылка становления, развития и функционирования всех социальных систем. Именно коммуникационный процесс обеспечивает связь между людьми, их общностями, между поколениями (трансляция опыта, общения, культуры) и между социальными подсистемами, обеспечивая их функционирование и обмен между ними. Парсонс впервые сформулировал идею о «символически обобщающих посредниках» коммуникации, посредством которых связываются отдельные подсистемы общества (экономика, культура, политика) в целостную систему. В политике такими символическими посредниками коммуникации являются власть, влияние и авторитет; в экономике – деньги; в культуре – ценности. Сообщения, передаваемые при помощи коммуникации, имеют символическую форму: язык, письменность, деньги, влияние, власть. По мнению Парсонса, информация – это процесс коммуникации значений и символов. Взаимодействие между системами и подсистемами при помощи обобщающих символических посредников и есть процесс обмена информацией. В процессе коммуникации взаимодействуют несколько элементов: действия актора и (или) носителя сообщения; ответная реакция реципиента; взаимные роли, связывающие участников этого процесса. Более того, посредством коммуникации осуществляется и управление, коммуникация есть механизм, при помощи которого возникает и реализуется власть в обществе. Чем сложнее деятельность институтов общества, чем больше накапливается объем научной, политической, бытовой, технической, художественной информации, тем более важную роль в процессах управления играет социальная коммуникация. Особенно велика ее роль в период информационной революции – качественного и количественного преобразования информационной сферы.

Таким образом, с точки зрения Парсонса, коммуникация– это и передача информации, и причина взаимодействия элементов внутри системы, и процесс их взаимосвязи, и социальный механизм управления, и специфический элемент воспроизводства политической власти (Пирсоне Т.Система современных обществ. М., 1997; Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996; Почепко В.В., Хомелева Р.А. Очерки о власти: новые подходы и интерпретации СПб., 1998. С. 119, 145, 146).

Представитель системного анализа в рамках постклассической метапарадигмы в социологии, автор теории самореферентных систем, немецкий социолог Никлас Луман (1927–1998) считал, что в обществе коммуникация есть его элемент и операция, уменьшающая сложность, неопределенность в процессе совместной жизни людей. Самореференция системы – это ее самопредставление. Если психическая система (например, личность) самоорганизует, самореференцирует себя посредством сознания, то общество осуществляет этот процесс именно посредством коммуникации. Коммуникация – это операция, производящая различные сообщения, информацию и интерпретацию. Закрытость социальной системы – это следствие самовоспроизводства системы (в терминологии Н. Лумана – аутопойесиса, или аутопойезиса; этот термин, который означает «самотворение», он взял из биологии). В теории аутопойезиса он радикализовал тезис о самодостаточности и автономности систем. Каждая система поддерживает свое существование посредством собственных операций (коммуникаций) и соответственно имеет дело только с собственными определениями. Система является автономной не только на структурном, но и на операционном уровне. «Аутопойезис означает прежде всего порождение внутрисистемной неопределенности, которая может быть редуцирована лишь собственными структурными образованиями системы». Аутопойесис обусловливает самореферентность системы, т.е. коммуникации являются и операциями воспроизводства общества, и его описания. По Луману, «система воспроизводит себя и все свои части из себя самой своим базовым элементом, который обеспечивает способ связи как способ переноса действий и переживаний индивидов, т.е. коммуникацией». Коммуникация – это собственно та операция, которая отвечает за образование системы и ее самовоспроизводство, когда система ничего не берет извне, за границей среды. Именно коммуникация обеспечивает связность системы. Невероятность коммуникации превращается в ее вероятность при помощи «символически генерированных посредников обмена», которые реализуют цель коммуникации и обеспечивают ее понимание на надындивидуальном уровне.

Одно из основных понятий в концепции Лумана – смысл. Именно благодаря смыслу эволюция способна порождать высококомплексные системы. Смысл возникает на уровне как психических, так и социальных систем. В первых он проявляется и действует в виде сознания. В социальных системах смысл проявляется и действует в форме коммуникаций. Общество есть коммуникация. Смысл – это и субстанция власти. Власть – смысл политики, форма смысловой коммуникации в рамках политической системы. Это объясняет, как власть функционирует в системе (Назарчук А.В.Теоретико-политические воззрения Н. Лумана//Полис. 2006. № 3. С. 138).

Если Т. Парсонс выделял такие символически генерированные посредники коммуникации, как деньги (в экономике), власть и влияние (в политике) и ценностные ориентации (в культуре), то Луман добавил к ним такие посредники, как истина (в науке) и любовь (в интимных отношениях). Предпосылками коммуникации являются информация, сообщение и понимание смысла. Посредником понимания является язык. По Луману, в процессе эволюции социальной коммуникации происходит преодоление различий, глобальная «диффузия» институциональных образцов, и прежде сего – науки (с XVI в.), образования, права и политики (Луман Н.Общество как социальная система. М., 2004. С. 69, 70; Луман Н. Почему необходима «системная теория»//Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994; Луман Н. Невероятность коммуникации//Проблемы теоретической социологии. Выпуск 3. СПб., 2000, С. 46, 47).

Наши рекомендации