Этапы работы над проектом. Этап проекта Содержание работы Подготовительный Выбор темы
Этап проекта | Содержание работы |
Подготовительный | Выбор темы, которая определяется учащимися совместно с учителем. Все проекты имеют прикладной характер, например, «Химия на дачном участке», «Химия в быту», «Химия пищи» и др. |
Постановка цели, формулировка задач проекта, подбор информационных источников | |
Распределение обязанностей в группе: обычно учащиеся объединяются попарно, распределяя работу в группе по своему желанию, например, одна пара отвечает за выполнение таблиц, графиков, вторая - за текст и анимации | |
Основной | Отработка теоретического материала по теме; составление слайдов для презентации и их оформление; обсуждение полученного результата в группе, перед коллективом класса; |
Составление компьютерной презентации, ее корректировка (работа с Интернет-ресурсами и справочными изданиями) | |
Представление промежуточной защиты проекта на уроках (обсуждение проекта, его корректировка. Рекомендации, замечания делаются как учителем, так и учащимися класса | |
Доработка компьютерной презентации как результата проекта | |
Заключительный | Защита проекта в виде публичного выступления с представлением презентации, которое оценивается экспертами (учителя-предметники, администрация школы) и учащимися. Обсуждение процесса и результатов проектирования в коллективе класса, рефлексивная оценка и самооценка успешности каждого участника в проектной деятельности. При окончании элективного курса учащиеся, выполнившие проект, получают сертификат о прохождении данного кура |
Содержание электронного приложения (папка «Химия в нашей жизни»
Ø Презентация Исторические места, связанные с Д.И. Менделеевым.
Ø Презентация «Великий человек – М.В. Ломоносов».
Ø Презентация «Химик и композитор А.П. Бородин».
Ø Презентация «Иод».
Ø Презентпция «Аммиак».
Ø Презентация «Качество воздуха Калининского района Санкт-Петербурга».
Общешкольный проект «Шаг к энергоэффективной школе»
Ю.В. Григорьева,
заместитель директора по воспитательной работе ГОУ СОШ № 71,
Почетный работник общего образования
Постановка проблемы.В большинстве населенных пунктов России теплоснабжение от ТЭЦ производится по централизованной системе, имеющей низкую эффективность. Только 30% тепла тратится на отопление и горячее водоснабжение, остальные 70% - это различного рода потери. Для модернизации системы теплоснабжения необходимы усилия коммунальных энергетических служб, технических специалистов из местных органов власти, производителей оборудования и т.д.
И все-таки есть «источник» энергии экологически чистый, экономически эффективный, абсолютно безопасный, доступный везде и всегда. Это – энергосбережение! Специалисты оценивают общие возможности энергосбережения в России в 40% от текущего потребления энергии. Вложение денег в энергосберегающие мероприятия приносит больший доход, чем вложение денег в производство энергии. Снижение потерь энергии эквивалентно производству новой энергии без всяких негативных последствий для окружающей среды. Рациональное энергопотребление может быть достигнуто различными способами. Было бы неверно сводить проблему повышения энергоэффективности только к ее технической стороне. Очень многое в этом вопросе зависит от нашего индивидуального поведения и отношения общества к этой проблеме.
И очень многие меры энергосбережения доступны каждому из нас в обыденной жизни.
Главная опасность энергоэкологического кризиса в том, что его причина – внутри нас, и главная трудность борьбы с ним в том, что необходимо изменить психологию людей, психологию потребительства. Внедрение энергосберегающих технологий и безотходных производств не приведет к ожидаемому результату, пока идеалом не станет эффективное энергопотребление!
Возможности для энергосбережения есть повсюду. Многие из них могут быть реализованы здесь и сейчас каждым из нас. Эти меры почти не требуют материальных затрат и зависят только от личной осведомленности и желания. Сберегая энергию в школе и дома, мы уменьшаем потери энергии при ее производстве, передаче и преобразовании.
Руководитель проекта: Ю.В. Григорьева, зам. директора по воспитательной работе.
Участники проекта: учащиеся 5-11-х классов; администрация школы; учителя-предметники; социальные партнеры.
Тип проекта: исследовательский прикладной; коллективный4 пролонгированный.
Цель проекта: продвигать идеи устойчивого развития на местном уровне; распространять национальный и зарубежный опыт в области энерго- и ресурсосбережения; активные практические действия школьного коллектива (учеников, педагогов, администрации), а также, родителей и, по возможности, местных властей Калининского района по рациональному и экономному использованию тепла и горячей воды.
Задачи проекта:
1. разъяснять необходимость перехода к устойчивым методам использования энергии и ресурсов;
2. формировать четкие моральные барьеры, не позволяющие поступать неэкологично, воспитывать чувство личной ответственности за ущерб, который наносит избыточное потребление энергии и ресурсов природе и понимание того, что правильные действия даже одного человека или небольшой группы людей способны уменьшить ущерб окружающей среде;
3. организовывать действия по сохранению хорошего (комфортного, здорового) или улучшению микроклимата в школьных помещениях (сохранение тепла);
4. организовывать действия по снижению потребления горячей (холодной) воды;
5. налаживать взаимовыгодное сотрудничество участников школьного проекта с местными органами власти или коммунальными службами для рационального и экономного использования тепла и горячей воды;
6. способствовать тому, чтобы работа школьного коллектива и родителей, местных властей и коммунальных служб района получила широкий общественный резонанс;
7. развивать осознанное отношение к повседневному бытовому использованию энергии и ресурсов (в домашних условиях параллельно проекту и по его завершении).
Содержание работ и условия их проведения
Решение задач 1, 2 будет достигнуто посредством организации системы деятельности, включающей:
· формирование структурированного Штаба проекта (школьники и педагоги совместно), обеспечивающего презентацию и старт школьного проекта «Шаг к энергоэффективной школе»: просветительская и образовательная деятельность;
· распределение ролей и обязанностей в Штабе и детском коллективе (малые группы сотрудничества): в том числе формирование из старшеклассников и активистов школьного учебно-научного общества агитпросветбригад, обеспечивающих повышение информированности и уровня знаний:
а) об идеях устойчивого развития и Местной повестки дня – 21 (актуализация информации из разных источников: Концепция устойчивого развития; материалы о качестве окружающей среды в Санкт-Петербурге; школьные заделы – материалы конференций, семинаров);
б) об устойчивых методах использования энергии и ресурсов;
в) о проблемах энергосбережения и снижения техногенной нагрузки на окружающую среду в Санкт-Петербурге (энергоресурсозависимость Санкт-Петербургского региона,
г) о Программе энергосбережения в Санкт-Петербурге: базовые направления);
д) об истории теплофикации Петербурга (Ленинграда) и страны.
Адресаты: ученики 5-6-х классов и их родители (школа «Тепловичок»); ученики 7-8-х классов (минифакультатив «Энергосбережение»).
Для решения задач проекта сформирована библиотечка по энергосбережению.
В качестве нестандартного образовательного ресурса используются материалы экскурсий в Музей истории города (по истории развития энергетики в России), на первые теплофицированные объекты Санкт-Петербурга (Ленинграда), на объекты традиционной и альтернативной энергетики (ТЭЦ-17, ветроэнергетика – пос. Разметелево Ленинградской области) при содействии Комитета по природопользованию или ГУП Водоканал СПб в согласовании посещения энергетических объектов с их руководством.
Решение задач 3, 4, 7 достигается в ходе исследовательской (мониторинговой) и социально-значимой практической деятельности по энерго- и ресурсосбережению на «местном», школьном уровне.
Для формирования интеллектуальных и специальных умений по оценке качества жизни человека (окружающей среды) и снижению потерь ресурсов и энергии в школе и дома сформированные ресурсно-энергетические патрули(РЭП) осуществят обзорный энерго- и ресурсоаудит отдельных объектов школы: класса, рекреации, библиотеки, спортзала и т.д. (для составления «Энергетического паспорта» школы (квартиры)); проводят мониторинг энергосберегающих мероприятий.
Для активных энерго- и ресурсосберегающих практических действий силами школьного коллектива и родителей сформированы «строительные» бригады (трудовые десанты) (при доступности материальных ресурсов ставятся теплоотражательные материаыв за батареи, утеплители, спецпрокладки, спецленты, стекла, оконные рамы и др.при обеспечении консультаций и надзора со стороны специалистов ЖКХ).
Решение задачи 5, предполагающее вовлечение учащихся в процесс принятия решений по энерго- и ресурсосбережению на районном уровне, достигается путем установления заочных (письма-обращения) и очных (встреча или круглый стол) контактов активистов Штаба проекта и сочувствующих школьников с местными органами власти: депутатом МС МО Калининского района или специалистами Территориального управления Калининского Административного района Санкт-Петербурга.
Решение задачи 6, предполагающее информационно-просветительскую (а) и культурно-энерго-экологическую деятельность (б) достигается за счет:
а) формирования Пресс-центра и работы связных от классов-участников для распространения необходимой информации и освещения хода проекта на школьном уровне среди всех школьников, педагогического коллектива, родителей. Выпуск радиогазеты и стенгазеты «До и после» (проекта), а также публикации в районных СМИ;
б) участия слушателей эколого-краеведческой секции УНО, изостудии, школьного театрального коллектива, активных школьников и родителей; зготовления макета памятного знака к 80-летию теплофикации Санкт-Петербурга – России (25.11.1924 – 25.11.2004), макета «Энергоэффективная школа будущего», проведение межшкольной (совместно со школой № 567 г. Петродворца) отчетной конференции «Фактор четыре» - в жизнь!».
При наличии финансов и содействии заинтересованных организаций в продвижении современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, приборов, оборудования был создан выставочный энергоэффективный стенд (в идеале – кабинет).
По завершении проекта организуется культурно-энергоэкологический праздник.