Правило 8. Действия для предупреждения столкновения

Правило 8. Действия для предупреждения столкновения - student2.ru Правило 8 содержит общие требования, которым должны отвечать действия судов, предпринимаемые при различных ситуациях для расхождения или предупреждения столкновений.

Любое действие ДОЛЖНО БЫТЬ уверенное, своевременное, соответствовать хорошей морской практике (рис. 16.4):

Уверенное действие.Любое изменение курса или скорости долж­но быть значительным, чтобы его можно было обнаружить с другого судна и у этого другого судна не возникало никаких сомнений в эффективности предпринятых для расхождения действий. Следует избегать неуверенных и нерешительных действий, таких как многократные небольшие изменения курса или скорости, поскольку они могут ввести в заблуждение встречное судно и создать опасную ситуацию. Кроме того, действие должно быть целесообразным, т. е. логичным и понятным для других судов.

В большинстве случаев предпочтение отдается в следующем порядке:

- изменению курса вправо;

- уменьшению скорости хода вплоть до полной остановки;

- изменению курса вправо с одновременным уменьшением скорости;

- изменению курса влево.

Если расхождение происходит в открытом море, то уверенным действием следует считать изменение курса не менее чем на 30—90 °. Тем самым днем достигается резкое изменение ракурса судна и створа мачт, ночью — четкое обозначение бортового огня и раствора топовых огней, в условиях ограниченной видимости — существенное, заметное изменение направления следа послесвечения отметки эхо-сигнала судна на экране РЛС.

Изменение скорости должно быть весьма существенным, чтобы говорить об уверенности действий. При необходимости снижения скорости уверенным маневром можно считать быстрое снижение скорости не менее, чем в два раза. Тем самым судоводитель будет иметь больше времени для оценки ситуации сближения судов, что вполне соответствует правилу 8 (е): "Если необходимо предотвратить столкновение или иметь больше времени для оценки ситуации, судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои движители или дав задний ход".

На комбинированный маневр курсом и одновременно скоростью распространяются требования, изложенные в правиле 8 п. (а), (b) и (с). Выполнение одновременно двух действий уменьшает необходимое для маневра водное пространство по носу судна и увеличивает промежуток времени для надлежащей оценки ситуации.

Если для расхождения выбирается маневр поворота влево, то его следует (при прочих равных условиях) производить значительно раньше по сравнению с возможным изменением курса вправо.

Необходимо тщательно контролировать эффективность предпринятых для расхождения действий.

Правило 8 содержит дополнительное требование (п. (f)) "не зат­руднять движение". Этот пункт предписывает любому судну по воз­можности не затруднять движение судам, лишенным возможности управляться, ограниченным в возможности маневрирования, занятым ловом рыбы и т. п. Судно, обязанное не затруднять движение или безопасный проход другого судна, должно, когда этого требуют об­стоятельства, предпринять заблаговременные действия для того, чтобы оставить достаточное водное пространство для безопасного прохода.

Своевременное действие.В общем случае своевременным или заблаговременным считается маневр, на выполнение которого имеется достаточный запас времени, чтобы предупредить возможные неблагоприятные действия другого судна или предпринять дополнительные меры с целью улучшения ситуации сближения. Обычно заблаговременность действия определяется условиями и скоростью сближения, а также видом выбранного для расхождения маневра. Чем больше скорость сближения, тем раньше надо предпринимать действия для предупреждения столкновения.

Соответствие действия хорошей морской практике.Предпола­гается необходимость учета при расхождении всех обстоятельств и условий конкретной ситуации, в частности, состояния видимости, ветра, волнения моря, района и условий плавания, маневренных качеств своего и, по возможности другого судна, с которым предстоит расходиться, общепринятого опыта действий судоводителей в аналогичных ситуациях и многих других факторов.

Наши рекомендации